|
|
|
27.08.2009 Принятые законы должны работать
- Председательство нашей страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - ответственный шаг. Международные организации, в частности ОБСЕ, во главу угла ставят защиту прав человека и гражданина. Расскажите об этом направлении работы. - Казахстан полностью солидарен с мировым сообществом и считает главным приоритетом защиту прав граждан. Не случайно в нашей Конституции отмечено: высшая ценность государства - человек, его жизнь, права и свободы. Республика последовательно проводит политику по присоединению к основным международным документам в данной области. Гуманизация уголовной политики государства выразилась в том, что в 2003 году был введен мораторий на исполнение смертной казни. С момента принятия данного документа не приведено в исполнение ни одного соответствующего приговора. А благодаря последним изменениям в Конституции сужены основания для применения данного наказания. Смертная казнь может быть применена только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. При этом приговоренному предоставляется право ходатайствовать о помиловании. Введено уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей. Оно максимально защищает права подсудимого и одновременно расширяет возможности общественного контроля, доступа граждан к отправлению правосудия. С первого сентября 2008 года арест санкционируется только судом, что в полной мере отвечает высоким международным стандартам. Уголовно-исполнительная система перешла из ведения Министерства внутренних дел в Министерство юстиции, то есть в гражданское ведомство. А организационное, материально-техническое обеспечение судов передано из Минюста специально созданному Комитету по судебному администрированию при Верховном суде. Таким образом, казахстанские суды стали подлинно независимыми от исполнительной власти. Но есть и нерешенные вопросы, на которых нужно сосредоточиться. Это защита прав граждан в уголовном процессе, усиление полномочий защитника на всех стадиях уголовного производства. В Мажилис на обсуждение уже поступил законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения квалифицированной юридической помощи». Новации направлены на реализацию статьи 13 Конституции, провозглашающей право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, повышение состязательности процесса. В целом для реформирования национального законодательства и приведения его в соответствие с высокими мировыми стандартами Казахстаном сделано немало. Уже сегодня на практике применяются фундаментальные положения таких документов, как Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, других договоров. Признание высшими ценностями прав и свобод человека, приведение национального законодательства в этой сфере в соответствие с требованиями международных норм - результат последовательной политики Главы государства, благодаря которой Казахстан и добился почетного права: председательствовать в ОБСЕ. И все же присоединиться к конвенции или протоколу - это полдела, принятые законы должны работать. Над этим и трудимся. - Опыт Казахстана в осуществлении межнациональной политики уникален и достоин подражания. Но отношения между людьми не всегда идеальны. Порой при возникновении бытового конфликта находятся провокаторы, желающие подлить масла в огонь, «накрутить» обстановку, а еще хуже, придать инциденту межнациональную окраску. Что делается прокуратурой для предотвращения подобных случаев? - Это очень серьезный вопрос, межнациональные отношения - материя тонкая, деликатная. Сохранение межнационального согласия в обществе - один из главных приоритетов государства, закрепленных в Конституции. Органы прокуратуры на постоянной основе проводят мониторинг социально-экономической, общественно-политической ситуации в регионах. Любое нарушение законности (преступление на бытовой почве, деструктивная публикация в СМИ), имеющее национальный подтекст либо преподносящееся общественности в качестве такового, берется под особый контроль. Попытки перевести ссору в межнациональную плоскость незамедлительно пресекаются, поскольку непринятие своевременных мер может привести к развитию конфликта. В этом году в селе Шелек Алматинской области произошел инцидент между подростками. С родителями и школьниками провели беседы, объяснили, чем чревато возникшее противостояние. Принятые меры позволили предотвратить эскалацию конфликта. Такие случаи как раз говорят о важности профилактической работы, нужно заниматься анализом и прогнозированием ситуации, ведь межнациональное согласие - не данность. Выверенная государственная политика Президента должна подкрепляться работой властных и общественных организаций. Немаловажную роль в обеспечении межнационального согласия играют также средства массовой информации. Распространение журналистом недостоверных сведений, да еще в тенденциозном ключе, может спровоцировать межэтнические трения, привести к негативным последствиям. Межнациональное согласие в нашем обществе - результат кропотливой работы государственных органов, гражданского сектора, и это достояние нам нужно беречь. - В прошлом году много споров было связано с поправками в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», с обязанностью регистрировать религиозные организации. Мы были также свидетелями негативного влияния на сознание, здоровье людей псевдорелигиозных течений, сект деструктивного характера. Каким образом удается сохранять баланс в этой сфере? - В республике более четырех тысяч религиозных объединений из 46 конфессий. Конфликтов на почве межконфессиональных различий у нас не было. Религия не вмешивается в политические вопросы, а государство не вторгается в жизнь религиозных общин. У нас одно из самых либеральных на постсоветском пространстве законодательств в области права на свободу вероисповедания. Оно гарантировано Конституцией и регламентировано принятым в 1992 году Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Действительно, при обсуждении поправок и изменений в вышеуказанный закон были разногласия, связанные с отказом некоторых общин от госрегистрации. Они утверждали, что эта процедура противоречит их мировоззрению. К примеру, представители общины «Международный совет церквей Евангельских христиан баптистов» выражали по этому поводу свое недовольство. На местах прокуроры совместно с представителями местных исполнительных органов провели разъяснительную работу. С верующими договорились, что они без какой-либо бумажной волокиты просто уведомят местный исполнительный орган о своей деятельности. Вместе с тем законодательные ограничения, а также обязательная государственная регистрация религиозных объединений в органах юстиции - не прихоть. Эти требования продиктованы необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны прав и свобод других граждан. Порой под вывеской общественных объединений скрываются псевдорелигиозные движения, занимающиеся разжиганием религиозной и национальной вражды. В прошлом году сотрудники прокуратуры во взаимодействии с представителями уполномоченных госорганов предметно изучили деятельность последователей движений «Алля-Аят» и «Ата жол» («Ак жол»). Эксперты, привлеченные Минздравом, сделали вывод о том, что деятельность этих организаций, применяемые ими методики лечения опасны для здоровья граждан и в конечном счете направлены на подрыв безопасности государства. Адепты учения «Алля-Аят» отрицают современные методы лечения, рекомендуют больным полностью отказаться от применения лекарств, медицинской помощи. Представители движения «Ак жол» также предлагают нетрадиционные методы лечения, основанные на оккультно-мистических ритуалах, оказывающих негативное влияние на физическое и психическое здоровье людей. Прокуроры областей, Алматы и Астаны в судебном порядке инициировали через суд ликвидацию юридических лиц, под прикрытием которых осуществлялась деятельность последователей «Алля-Аят» и «Ата жол». Работа органов прокуратуры по противодействию и недопущению проявлений экстремизма и терроризма ведется в координации с другими правоохранительными и уполномоченными государственными органами. В целом в течение последних пяти лет по заявлениям Генеральной прокуратуры в судебном порядке в Казахстане запрещена деятельность 14 террористических и одной экстремистской организаций. - Сегодня лозунг «за зарплатой - к прокурору» часто мелькает в периодике. Расскажите о результатах работы органов прокуратуры на трудовом фронте. - Экономические трудности отразились и на трудовых правоотношениях. Кто-то попал под сокращение, на предприятиях стали задерживать зарплату, отправлять в вынужденные отпуска. Органами прокуратуры обеспечен ежедневный мониторинг ситуации. За каждым предприятием крупного и среднего бизнеса закреплен сотрудник. Мерами прокурорского реагирования защищены конституционные права свыше 15 тысяч наших граждан, выплачена задолженность по заработной плате на сумму свыше 7,1 миллиарда тенге. В сфере трудовых прав есть и другие нарушения. Возникают вопросы по соблюдению техники безопасности, режиму труда, увольнениям. Органы прокуратуры принимают меры по предупреждению дискриминации казахстанских граждан по условиям труда в иностранных компаниях. Ведь эти моменты порождают в трудовых коллективах конфликты, которые ни к чему хорошему не приводят. В трудовом законодательстве нет прямых норм, запрещающих дискриминацию работников, хотя они закреплены в Конституции, а также в международных договорах, участниками которых являются Казахстан и государства, чьи компании осуществляют деятельность в нашей стране. По нашему предложению мероприятия по совершенствованию трудового законодательства в этой части включены в Национальный план действий в области прав человека на 2009-2012 годы. Прокуратура и в дальнейшем будет следить за исполнением законов в сфере труда, используя свои полномочия, в том числе и обращаясь с исками в суд в пользу граждан. - В центре внимания правозащитников также находится проблема пыток. Отрицать наличие этого явления невозможно. Есть конкретные примеры, есть осужденные полицейские. Ваша позиция по данному вопросу? - Желая во что бы то ни стало добиться признательных показаний, сотрудники органа дознания применяют пытки. То есть результат достигается не путем поиска улик, доказательств, интеллектуальных усилий, а силой кулака. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и ряд других международных документов запрещают жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение с людьми. Казахстан стал участником специализированной Конвенции против пыток. Ее значение неоценимо, в ней дано определение пыток. Конвенция прямо возлагает на государства-участницы обязательство обеспечения криминализации пыток в национальном уголовном законодательстве, включая соучастие в них и неоконченные преступления. Прокуратура реагирует на такие сигналы, каждый случай тщательно проверяется. Вместе с тем эти вопросы требуют законодательного урегулирования. Необходимо устранить в Уголовно-процессуальном кодексе преграды для прямого обращения гражданина в суд с жалобой о применении пыток, регламентировать порядок проверки в главном судебном разбирательстве таких заявлений. - Жизнь за «колючкой» скрыта от общества - такова специфика учреждений КУИС. Это создает почву для всякого рода домыслов. В редакцию поступали сигналы от осужденных и их родственников, жаловавшихся на нарушение трудовых прав, они заявляли также, что их лишают возможности общаться с близкими по телефону. Насколько эффективны меры прокурорского реагирования по заявлениям и жалобам осужденных? - Эта сфера постоянно находится в поле зрения прокуратуры. По результатам проверок учреждений пенитенциарной системы мы рекомендовали руководству КУИС изменить подходы в организации кадровой работы, принять меры по оздоровлению обстановки в местах лишения свободы, своевременному и качественному рассмотрению обращений заключенных. Есть необходимость улучшить оснащенность учреждений УИС средствами наблюдения, поиска и обнаружения запрещенных предметов. Ведь случаи, когда на зону сидельцам привозят наркотики, нередки. Об эффективности мер прокурорского реагирования можно судить хотя бы по такому примеру. В прокуратуру Северо-Казахстанской области поступили сигналы из учреждения ЕС-164/4. Претензия такова: должностные лица филиала № 27 РГП «Енбек» нарушают их трудовые права, не платят за переработки. Мы проверили эти факты. Прокуратурой Северо-Казахстанской области было внесено представление об устранении нарушений законности. В итоге осужденным С. Строкову и А. Роговенко дополнительно начислили свыше 20 тысяч тенге и перевели деньги на их лицевые счета. В целом условия содержания осужденных в пенитенциарной системе республики приближены к минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, утвержденными Экономическим и Социальным советом ООН. А по поводу жалоб на невозможность общения с родственниками по телефону скажу следующее. На сегодняшний день ограничения по количеству телефонных переговоров сняты. Осужденный, если есть связь в колонии, может иметь неограниченное количество переговоров продолжительностью до пятнадцати минут. По инициативе неправительственных организаций с 2005 года во всех областях республики действуют общественные наблюдательные комиссии. В целом же проводимая в государстве уголовная и уголовно-исполнительная политика характеризуется общей гуманизацией и демократизацией правоотношений. Для достижения целей наказания к осужденному применяются не только дисциплинирующие и ограничительные меры, но и поощрительные. Центр ОБСЕ, представительство Международной тюремной реформы в Центральной Азии, а также специальный докладчик ООН Манфред Новак, посетивший нашу страну в мае текущего года, дали положительную оценку работе, проводимой в пенитенциарной системе.
Татьяна БРЕДИХИНА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |