|
|
|
Источник: Нурмагамбетова C.
04.09.2009 Порядок применения инвестиционных налоговых преференций
С. Нурмагамбетова, эксперт УРН НК МФ РК
Кодексом РК от 10.12.2008 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) введен упрощенный порядок применения инвестиционных налоговых преференций (преференции), согласно которому с 1 января 2009 г. не требуется заключение контракта по реализации инвестиционного проекта с Комитетом по инвестиции Министерства индустрии и торговли РК. Порядок предоставления преференций регламентирован ст. 123-125 Налогового кодекса. К объектам преференции относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории РК здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям: 1) являются активами сроком службы более одного года, произведенными и (или) полученными концессионером (правопреемником или юридическим лицом, специально созданным исключительно концессионером для реализации договора концессии) в рамках договора концессии, или основными средствами; 2) используются налогоплательщиком, применившим преференции, в деятельности, направленной на получение дохода; 3) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование, если иное не установлено данной статьей; 4) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью, если иное не установлено данной статьей. Последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, при соответствии таких зданий и сооружений, машин и оборудования одновременно следующим условиям: 1) учитываются в бухгалтерском учете налогоплательщика в качестве основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности; 2) предназначены для использования в деятельности, направленной на получение дохода, в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию после осуществления реконструкции, модернизации; 3) временно выведены из эксплуатации на период осуществления реконструкции, модернизации; 4) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование, если иное не установлено данной статьей; 5) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью, если иное не установлено данной статьей. Для целей применения преференций к зданиям производственного назначения относятся нежилые здания (части нежилых зданий), кроме:
Для целей применения преференций к сооружениям производственного назначения относятся сооружения, кроме:
Первым вводом в эксплуатацию вновь возведенного на территории РК здания (части здания) является: - при строительстве путем заключения договора строительного подряда - передача объекта строительства застройщиком заказчику после подписания государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания); - в остальных случаях - подписание государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания). Не имеют права на применение преференций следующие налогоплательщики: - осуществляющие деятельность на территории СЭЗ; - осуществляющие производство и (или) реализацию: - всех видов спирта, - алкогольной продукции, - пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5%, - табачных изделий; - применяющие специальный налоговый режим для юридических лиц- производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов. При этом Правительство РК вправе разрешить недропользователю применить преференции по: 1) объектам преференций, предназначенным для использования (используемым) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов) на добычу полезных ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г., по которым добыча после коммерческого обнаружения полезных ископаемых начата в этот же период; 2) последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, предназначенных для использования (используемых) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов) на добычу полезных ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 г. до 1 января 2012 г. Применение преференций осуществляется по одному из следующих методов: 1) методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию; 2) методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию. Применение метода вычета после ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты первоначальной стоимости объектов преференции равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации или единовременно в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию. Применение метода вычета до ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку объектов преференции, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования до ввода их в эксплуатацию в налоговом периоде, в котором фактически произведены такие затраты. Преференции аннулируются с момента их применения и налогоплательщик обязан уменьшить вычеты на сумму преференций за каждый налоговый период, в котором они были применены, если в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, по которым применены преференции, в следующих случаях: 1) когда условия применения инвестиционных налоговых преференций нарушены налогоплательщиком; 2) наступил случай, когда налогоплательщик, применивший преференции, или его правопреемник, в случае реорганизации такого налогоплательщика, не вправе применять преференции. Налогоплательщик осуществляет учет объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования отдельно от фиксированных активов в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, по которым применены преференции. Объекты преференций и последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования учитываются в разрезе каждого объекта, по которому применена преференция. Активы, по которым преференции аннулированы, признаются фиксированными активами со дня их ввода в эксплуатацию и включаются в соответствующий виду такого актива стоимостный баланс группы (подгруппы). При аннулировании преференций по последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования такие расходы учитываются в случаях: 1) увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы); 2) при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) формирует соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода. Объект преференций по истечении трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода объекта преференций в эксплуатацию, признается фиксированным активом и включается в соответствующий виду такого объекта стоимостный баланс группы (подгруппы) Следует отметить, что согласно ст. 26 Закона о введении по контрактам, заключенным с уполномоченным государственным органом по инвестициям до 1 января 2009 г. в соответствии с законодательством РК об инвестициях, инвестиционные налоговые преференции сохраняются до истечения срока их действия, определенного в соответствии с законодательством РК, действовавшим до 1 января 2009 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |