|
|
|
Пути совершенствования судебной власти
Тодорова Г. Судья Костанайского областного суда
«Юридическая природа нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан и их роль в эффективности отправления правосудия»: Сборник материалов международной научно-практической конференции, прошедшей в Алматинском городском суде Республики Казахстан. г. Алматы, 12 мая 2009 год
Вот уже почти 20 лет наша независимая Республика развивается по всем направлениям: политическом, идеологическом, экономическом и, конечно, судебном, на котором хочу остановиться подробнее. В очередном Послании народу Казахстана, Президент Республики Казахстан, отмечая тот факт, что мы стоим накануне двадцатилетия нашей независимости и по всему Казахстану должна быть развернута работа в ознаменование того, как встретим эту дату, отметил, обращаясь к работникам правоохранительных органов: «необходимо решительно и жестко бороться с преступностью, коррупцией, мошенничеством, нарушением законов, в это трудное время нужно сделать всё, чтобы обеспечить безопасность наших граждан, всего общества». Это и есть главная задача работников правоохранительных органов, задача судов при этом - обеспечить законность при рассмотрении судебных дел, исключить условия, способствующие судебной волоките, исключить несоблюдение установленных сроков рассмотрения дел, обеспечить упрощение судопроизводства, доступное и качественное правосудие для всех слоев населения, на что обратил внимание Глава государства на очередном заседании Совета Безопасности Республики Казахстан, состоявшемся в ноябре 2008г. В этой связи создание в ноябре 2006г. по инициативе Председателя Верховного Суда Республики Казахстан К. А. Мами - Центра по исследованию судебной системы Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан (Центра), на наш взгляд, было очень своевременным и значимым, поскольку именно он должен стать главным разработчиком инновационных проектов, воплощая на практике самые смелые идеи совершенствования судебной системы. Одним из важных направлений в работе Центра является изучение, анализ и организация исследовательского проекта «Совершенствование процесса отправления правосудия и введение института помощников судей». Необходимо отменить, что существует положительный долголетний опыт работы данного института как зарубежных стран, так и наших ближайших соседей, в частности, России, что напрямую способствует повышению качества повышения правосудия, так как «разгружает» судей от выполнения работы, непосредственно не связанной с функцией отправления правосудия и это обстоятельство, по нашему мнению, также является одним из факторов, влияющих на качество отправления правосудия, так как практика отмечает, что судьи зачастую, заняты выполнением, кроме основной - отправление правосудия, функцией, целым рядом иных функций, не вытекающих из этой основной задачи судьи. Так, проведенным этим Центром мониторинга рабочего времени было выявлено, что большую часть своего рабочего времени судьи тратят на выполнение функций, непосредственно не связанных с отправлением выполнение функций, непосредственно не связанных с отправлением правосудия, причем этот процент составил около 66,1%., при этом на долю осуществления самого правосудия остается 38,6%. В этом судьи нашего суда, как участники этого мониторинга, убедились при хронометраже рабочего времени, и решение этого вопроса позволит более качественно и в краткие сроки осуществлять правосудие, не отвлекаясь на выполнение технической работы, которую с успехом могут выполнять помощники судей. Вместе с тем, решение этой проблемы позволит в дальнейшем, на наш взгляд, разрешить еще одну, немаловажную проблему - проблему подготовки качественных судейских кадров, поскольку помощники судей - это квалифицированный, практически подготовленный резерв судей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Другой вопрос, который незамедлительно требует своего разрешения, на наш взгляд, - это внедрение в практику работы судов системы электронного правосудия, которое вызвано велением времени, учитывая наличие электронной почты, электронного правительства. Возникает вполне закономерный вопрос - почему сегодня мы имеем возможность сдать, допустим, декларацию, по электронной почте, а отправить извещение о дате рассмотрения дела, принять отзыв стороны по делу по электронной почте - нет. Сегодня мы не готовы принимать исковые заявления по электронной почте, предоставлять сторонам возможность знакомиться с материалами дела в электронном варианте, в то время как такая возможность в реалиях сегодняшнего дня должна быть нормой. Считаем, что необходимо развивать институт электронного правосудия, так как, в конечном итоге, эти меры также направлены на доступность и качественность правосудия, своевременной защиты нарушенных прав граждан, юридических лиц. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, с тем, чтобы активизировать эту работу. При этом в качестве положительного опыта следует опираться на мировую практику по этому вопросу, поэтому следует незамедлительно принять все меры для ее развития и совершенствования, с тем, чтобы начать применение в нашей судебной практике. В соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан действующим правом в Республики Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан. Согласно статье 17 Конституционного Закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» Верховный Суд Республики Казахстан принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства. Вместе с тем, вопрос о юридической природе Нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан, ранее -постановлений Пленума Верховного Суда Казахской ССР, всегда был и остается предметом дискуссий среди ученых - правоведов, практиков и это является лишним свидетельством их значительности. Позволю себе высказать свою, и некоторых своих коллег по работе, точку зрения по данному вопросу. Итак, если рассуждать по большому счету, то нормативные постановления Верховного Суда РК - это своего рода реальный механизм превращения судебного прецедента в норму, позволяющий оперативно реагировать на изменение обстановки в обществе. Нормативные постановления являются обобщенным опытом судебной практики судов Республики, и оказывают значительную помощь в работе судей при правильном применении норм материального и процессуального права. В качестве примера применения на практике положений нормативных постановлений хочу привести ситуацию, когда после развала СССР, затем в период повсеместного банкротства люди стали покидать свое жилье, выезжать в большие города, либо, наоборот, в деревни, поскольку не было работы, не было средств для оплаты коммунальных услуг, когда отключались от коммунальных услуг дома, целые кварталы, как это случилось в Костанайской области в г.Аркалыке, г.Житикаре, г.Рудном. Оставленное жилье приходило в негодность, люди, имеющие там квартиры, отселялись в другие пустующие квартиры, в домах которых коммунальные службы еще оказывали коммунальные услуги. Но затем на смену этому периоду пришел период возвращения в свое жилье, но люди столкнулись с проблемой, потому что оказалось, что выделенное им для проживания жилье еще юридически числилось за прежними собственниками, которые встали на защиту своих прав. Действие статьи 20 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях», регулирующей вопросы сохранения жилища за собственником в июле 2007г. было исключено, но вопросы, связанные с прекращением права на жилище, остались. Практика рассмотрения данной категории дел была обобщена Верховным Судом Республики Казахстан, результатом было вынесение Нормативного постановления от 20.04.2006г. № 3 «О практике рассмотрения судами споров о праве на жилище, оставленное собственником», которое явилось практическим пособием для судей при разрешении этих споров. Но и сейчас остается много вопросов по применению закона при разрешении этих споров, ибо в какие рамки закона можно облечь боль граждан, не по своей воле, а в силу экономической ситуации в Республике, вынужденных оставить свое жилье, а по возвращении не имея возможности в него заселиться, причем у них порой и отсутствует реальная возможность встать на учет нуждающихся в жилье, так как юридически оно за ними еще значится. Значит, суды вновь нуждаются в разъяснении положений закона, то есть, нормативное постановление вновь должно оперативно отреагировать на возникшую спорную ситуацию, когда, подчас, из одного суда по одному и тому же дому, при, вроде бы сходных житейских ситуациях, суды выносят различные судебные акты. Есть еще один вопрос, который, на наш взгляд, требует своего разрешения - это наделение Верховного Суда Республики Казахстан правом законодательной инициативы, позволившей бы создать программу, связанную с определенным лоббированием, в хорошем смысле этого слова, интересов судебной системы в парламенте. Это будет орган быстрого реагирования на необходимость оперативного изменения законодательства, куда должны входить ученые - юристы, судьи - практики и депутаты парламента из числа работающих ранее в судебной системе. Они могли бы оперативно решать вопросы, связанные с упрощением процедуры судопроизводства, обеспечение на практике большей доступности правосудия для широких слоев населения. Считаем, что назрела необходимость вынесения нормативного постановления по вопросам судебного делопроизводства, нуждается в обновлении нормативное постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан» от 14 мая 1998г. Считаем, что такого рода дискуссии призваны развивать и совершенствовать судебную систему Республики Казахстан.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |