|
|
|
12.09.2009 Нынешний год может оказаться самым непростым для автомобильного рынка Казахстана
Автопром и рынок автомобильного ритейла попали в число отраслей, влияние мирового финансового кризиса на состояние которых оказалось наиболее тяжелым. Непростые времена переживают как автомобильные концерны, так и их дилеры, работающие в разных странах мира. Казахстан не стал исключением из общего тренда: официальные продажи автомобилей в республике снижаются, а некоторые бренды и вовсе демонстрируют заметное падение сбыта. Делать прогнозы относительно того, когда следует ждать стабилизации, большинство дилеров не берется.
Мировой автопром уходит в пике На фоне усугубления финансового кризиса продажи легковых автомобилей во всем мире падали рекордными темпами - только за первый месяц этого года в Европе продажи машин сократились на 26% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, а на рынке США падение составило 37%. По оценкам экспертов, продажи автомобилей в США упали до уровня 1982 года, когда население страны было почти на треть меньше, чем сегодня. Со снижением спроса на американском рынке столкнулись практически все бренды, за исключением южнокорейских Hyundai и Kia, интерес к которым, напротив, начал расти. В условиях, когда заработки среднестатистических граждан заметно сократились, а перспектива безработицы маячит перед все большим количеством семей, покупка нового автомобиля все чаще кажется если не роскошью, то шагом, от которого можно отказаться в пользу более насущных потребностей. Не приходится удивляться, что такой расклад вызвал спад в производственном секторе. Как полагают эксперты, в сложившихся условиях у автоконцернов есть один выход - объединяться с конкурентами или создавать совместные предприятия. Одна из характерных иллюстраций этого тезиса - судьба немецкого концерна Opel, купленного недавно канадской Magna International в партнерстве со Сбербанком России. По мнению аналитика Nomura International Майкла Тиндалла, слияние позволит автопроизводителям сократить расходы на исследования и разработки, и все же ни один союз не превратит неприбыльные компании в преуспевающие. Откровенно скептически к идее слияния относится глава Renault и Nissan Motor Co Карлос Гон, отмечающий, что пока ни одно объединение автоконцернов не стало успешным. Он полагает, что сегодня автопроизводителям следует заключать альянсы на условиях, согласно которым каждая компания будет сохранять автономию, но при этом получит часть акций другой компании. Такая политика, считает Карлос Гон, поможет компаниям пережить кризис. Наиболее сильный удар пришелся на американский автопром. В начале года, в частности, продажи General Motors и Ford по сравнению с соответствующим периодом 2008 года упали соответственно на 49% и 40%. 30 апреля о техническом банкротстве объявил третий по величине автопроизводитель США концерн Chrysler, в портфеле которого наряду с одноименным брендом представлены Jeep и Dodge. В июне итальянский автоконцерн Fiat завершил сделку по приобретению активов обанкротившейся американской корпорации, в результате чего была сформирована новая компания Chrysler Group, образование которой также соответствует тезису о развитии сделок слияния. Сумма сделки оценивается в $2 млрд, Fiat, согласно условиям сделки, контролирует долю в 20%. На 68% вновь образованную компанию контролирует профсоюз автопромышленников и его фонд медицинского страхования. 1 июня примеру Chrysler последовал американский автомобильный гигант General Motors, в активе которого числились бренды Cadillac, Chevrolet, GMC, Pontiac, Hummer, GM Daewoo, Saab, Holden, Opel, Saturn, Wuling, Oldsmobile. Банкротство происходило в рамках плана правительства Барака Обамы по сжатию производства до приемлемых размеров и передаче большей части акций государству. Убытки Ford Motor по итогам прошлого года составили $14,6 млрд; в прошлом же году компания продала культовые британские марки Jaguar и Land Rover индийской компании Tata за $2,3 млрд. При этом сделкой недовольны остались и британцы, и американцы, ведь в свое время только "Ягуар" обошелся американской компании при покупке в $2,5 млрд. Еще $2,9 млрд в 2000 году стоил Land Rover. На вопрос, почему Ford продешевил при продаже британских активов индийцам, эксперты ответили, что почти за 20 лет на бренде Jaguar американцы потеряли более $15 млрд. Land Rover, в модернизацию которого Ford вложил немалые средства, в последние годы даже стал приносить небольшую прибыль, однако в кризисные времена американцам оказались жизненно необходимы оказались наличные, и марку выставили на продажу. Достаточно сложно складывалась ситуация на рынке Европы. В Германии, где базируются шесть крупнейших автоконцернов, первым наступление тяжелых времен ощутил вышеназванный Opel, "дочка" GM. На протяжении долгого времени ситуация вокруг Opel оставалась неясной, но, по данным за II квартал нынешнего года концерну удалось увеличить число проданных в Германии машин на 45%, что стало лучшим показателем концерна с 2000 года; особенно хорошо продавались модели Corsa и Insignia. Передряг, связанных с кризисом, не удалось избежать и другим немецким автомобильным гигантам. Объем продаж Daimler AG (Maybach, Mercedes Benz, Smart) в начале нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 2,8%, в конце прошлого года компания приобрела 10% акций российского КамАЗа за $250 млн сразу и $50 млн на период до 2012 года. Продажи BMW Group (BMW, Mini, Rolls Royse) сократились на 4,3%, до 1,4 млн единиц. Незначительно, на 1,1%, увеличил продажи Volkswagen. Тем не менее в целом снизившиеся показатели сбыта заставили администрации автоконцернов ввести укороченную рабочую неделю. Рецессия в автомобильном производстве напрямую отразилась на компаниях, выпускающих комплектующие, некоторые из них были вынуждены объявить себя банкротами. Угрожающая ситуация сложилась в автомобилестроении Франции, а ведь в этой отрасли занято 10% экономически активного населения страны. Многие французы предпочли отложить покупку нового авто до лучших времен, в результате чего десятки тысяч рабочих Renault, Citroen и Peugeot отправились в неоплачиваемые отпуска. Поскольку ситуация в европейском автомобилестроении грозила вылиться в политический кризис, крупные автомобильные державы Франция и Германия объявили о готовности принять ряд жестких мер для защиты автопрома своих стран, однако эти меры грозили больно ударить по другим странам ЕС, в частности по государствам Восточной Европы, поскольку речь шла о том, что лидерам европейского автопрома придется отказаться от идеи переноса производственных мощностей на восток, в частности в Чехию. Правительства европейских стран поддерживают местный автопром посредством таких мер, как выплаты премий покупателям новых машин, однако действенность метода материального стимулирования, похоже, оказалась ниже ожидаемого. По крайней мере, Peugeot-Citroen, в первом полугодии потерявший 826 млн евро, считает, что восстановления роста на европейском рынке не следует ждать раньше конца 2010 года. Обстановку на азиатском рынке тоже трудно назвать благополучной, хотя два автомобильных гиганта, Honda и Nissan, в период с апреля по июнь успели даже получить прибыль. Впрочем, прежде у каждого из них она упала почти на 90% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По мнению японских автопроизводителей, о росте прибыли едва ли можно будет говорить до тех пор, пока не восстановится ключевой рынок, каким является Северная Америка. Из общей пессимистичной картины, иллюстрирующей ситуацию в мировом производстве автомобилей, несколько выбивается Китай, хотя продажи автомобилей в Поднебесной по сравнению с рекордами начала 2008 года, когда было продано 860 000 единиц, также упали более чем на 14%. Тем не менее по сравнению с рынками других стран, прежде всего США, положение в Китае представляется менее мрачным. По прогнозам экспертов, в текущем году в КНР может быть продано свыше 10,7 млн автомобилей, тогда как продажи в США едва ли достигнут 10 млн. Оптимистичные ожидания в значительной степени связаны со снижением в Китае с 10% до 50% налога на автомобили с объемом двигателя свыше 1,6 литра. Власти КНР также решили в ближайшие несколько лет выделить $1,5 млрд на новые технические разработки в области автомобилестроения, что, не исключено, тоже поможет поддержать уровень продаж в условиях кризиса. Несмотря на сложность ситуации на российском автомобильном рынке, аналитики Pricewaterhouse Coopers считают, что увеличение продаж, возможно, начнется уже осенью и придет на смену периоду традиционного летнего затишья. В течение первых месяцев 2009 года на рынке России фактически шла грандиозная распродажа: в период, когда спад сбыта составил 50%, львиная доля продаж приходилась на автомобили 2008 года выпуска, которые предлагали на очень привлекательных условиях. Сегодня прошлогодних "остатков" в активе большинства дилеров нет, как нет и возможности вводить привлекательные ценовые предложения на автомобили 2009 года - дало себя знать падение курса рубля по отношению к доллару и евро, а также повышение таможенных пошлин с 25% до 30%. В этой ситуации в более выгодном положении оказались иностранные бренды российской сборки, которые повышение пошлин не затронуло. В результате по итогам первого полугодия 2009 года, свидетельствуют данные Pricewaterhouse Coopers, доля таких автомобилей составила на российском рынке 26% по сравнению с 18%, зафиксированными в аналогичном периоде прошлого года. Еще одним фактором, который поможет, как надеются игроки российского рынка, обеспечить рост продаж, должна стать госпрограмма по субсидированию кредитов на покупку новых автомобилей, произведенных в России, стоимость которых составляет менее 600 000 рублей. Прежняя программа, устанавливавшая ценовой потолок в 350 000 рублей, ожидаемых результатов не принесла, что, по мнению специалистов, объясняется небольшим выбором моделей, которые можно было приобрести в оговоренных ценовых пределах. Разработчики новой программы утверждают, что недостатки предшествующего документа удалось устранить. Впрочем, некоторые аналитики полагают, что на сезонный фактор и программу господдержки как инструменты повышения продаж новых автомобилей рассчитывать не стоит, поскольку не эти факторы определяют настроение потребителей. Напротив, вполне может быть так, что осенние продажи машин по новым ценам не только не будут способствовать росту спроса, но и вызовут новую волну его сокращения.
Казахстанские дилеры: в борьбе за симпатии покупателя Говорить об оптимистичных ожиданиях в отношении казахстанского автомобильного рынка пока непросто, хотя ситуация на казахстанском рынке значительно отличается от таковой на российском. На рынке России, как показали итоги 7 месяцев 2009 года, три верхние строчки по объемам продаж удерживают Chevrolet, Ford и Renault - недорогие бренды, сборка которых к тому же налажена на российских предприятиях. Судя по данным Союза автомобильных дилеров Казахстана, на рынке нашей страны пока скорее сбываются пессимистичные прогнозы, озвученные в начале этого года. По итогам 7 месяцев продажи новых автомобилей в республике составили 9672 единицы, что на 57% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, когда продажи составили 22 416 единиц. По ряду брендов официальный сбыт несколько увеличился, но рост этот, прямо скажем, оказался очень незначительным. Так, если в январе-июле 2008 года на территории республики не было продано в официальном порядке ни одного автомобиля Chrysler, то в течение первых семи месяцев этого года один автомобиль этой марки нашел своего хозяина. С нуля до 3 единиц увеличилось число официально проданных автомобилей Jeep, с 1 до 3 единиц - количество Cadillac, до 13 - Opel. Более представительно выглядит статистика, характеризующая увеличение продаж автомобилей ведущих немецких концернов - если за 7 месяцев 2008 года официальный дилер BMW реализовал 70 авто, то за 7 месяцев 2009-го - 98, а для Mercedes Benz соответствующие цифры составили 74 и 93 единицы. На одном уровне, 140 единиц как в прошлом, так и в этом году, смог удержать продажи российский ГАЗ. Официальные дилеры других брендов, сравнивая результаты 7 месяцев 2008 и 2009 годов, вынуждены констатировать убытки. Mitsubishi сократил продажи с 1245 до 1060 единиц, Land Rover - с 49 до 38, Audi - с 57 до 42, Skoda - с 488 до 322, Suzuki - со 179 до 119, UAZ - с 2122 до 1403, Porsche - с 29 до 18, Nissan - c 894 до 399, Daewoo - с 1445 до 633, Volvo - с 36 до 15, Chevrolet - с 1055 до 423, Toyota - с 4134 до 1617, Hyundai - c 1206 до 418, Lаda - с 6033 до 2044, Subaru - с 866 до 260, SsangYong - с 140 до 40, Peugeot - с 267 до 72, Volkswagen - с 1318 до 300, Ford - c 312 до 65, Fiat - с 21 до 4, Renault - со 105 до 18. Впрочем, в рейтинге самых продаваемых автомобилей на первом месте стоит Lаda, несмотря на трехкратное снижение продаж по сравнению с 7 месяцами прошлого года, вторую позицию удерживает Toyota, третью - UAZ. Таким образом, отчасти также можно говорить о том, что на отечественном рынке большим спросом по сравнению с благополучными годами стали пользоваться бренды, выступающие отнюдь не в самом дешевом ценовом диапазоне. На четвертой строчке пятерки самых продаваемых автомобилей расположился Mitsubishi, отвоевавший в нынешнем году одну позицию у Volvo. Как свидетельствуют верхние строчки рейтинга, первая половина нынешнего года не была оригинальной в том, что первенство среди зарубежных автомобильных брендов осталось за Toyota, как это было на протяжении нескольких последних лет. Неизменное почитание данной марки казахстанскими автолюбителями сыграло свою роль в том, что в кризисный период на рынок страны вышла Toyota Motor Kazakhstan, дочерняя компания Toyota Motor Europe. В сферу деятельности Toyota Motor Kazakhstan входят оптовые продажи и доставка автомобилей, запасных частей и аксессуаров Toyota, а также обеспечение гарантии на них на территории Республики Казахстан. "Несмотря на то, что автомобильный рынок в настоящее время переживает непростой период, мы пришли в Казахстан вполне осознанно. Дело в том, что Toyota всегда смотрит на несколько шагов вперед, и мы верим, что в более долгосрочной перспективе у казахстанского рынка есть большой потенциал, вполне возможно, один из лучших среди развивающихся стран", - отметил президент и генеральный директор Toyota Motor Europe, старший управляющий директор Toyota Motor Corporation Тадаши Арашима. Одной из характерных особенностей официального казахстанского автомобильного рынка в нынешнем году стало большое количество скидок и прочих маркетинговых предложений, призванных привлечь внимание покупателя. Скажем, Subaru Kazakhstan, входящая в состав КМК "Астана Моторс", объявила о снижении цены на Forester и предлагает автомобиль 2009 модельного года по цене от $27 900. Но даже с учетом того, что скидки на покупку новых машин периодически достигали миллион тенге, о значительном подогреве покупательской активности речи не идет. Во-первых, у потенциальных покупателей нет денег и автомобилей на рынке в настоящий момент намного больше, чем желающих приобрести их. Финансовые же институты по-прежнему проявляют настороженность в вопросах потребительского кредитования, а ведь в благополучный период рост автомобильного рынка во многом был обусловлен доступностью кредитных ресурсов, и по некоторым брендам доля продаж авто в кредит достигала 40%. Во-вторых, политика скидок, проводимая дилерами, зачастую имеет свои подводные камни. Скажем, устанавливая скидку на внедорожник, дилер может распространить ее лишь на самую дешевую комплектацию. В таком случае покупатель, у которого есть деньги, вряд ли клюнет на "непрестижное" с его точки зрения предложение, а обладателю более скромного достатка автомобиль даже при такой цене и в предложенной комплектации едва ли будет по карману. Впрочем, если продавцы увидят, что покупатель действительно заинтересуется покупкой машины, они действительно проявят готовность пойти на уступки и найти решение, которое могло бы устроить обе стороны. Тем не менее ведущие дилеры отмечают, что скидочные предложения не будут оставаться в силе бесконечно долго. Как считает директор по продажам и маркетингу "БИПЭК-АВТО" Денис Бичуг, сегодня у дилеров еще есть запас автомобилей прошлых годов выпуска и борьба за покупателя ведется в основном в тенге. Однако когда запасы, имеющиеся на складах, будут распроданы, цены вернутся к докризисному уровню в долларовом эквиваленте, а в тенге вырастут с учетом девальвации. Но принимая решение о покупке нового автомобиля в официальном автосалоне, потенциальные покупатели сегодня все чаще ориентируются не только на стоимость автомобиля, но и оценивают пакет дополнительных услуг, которые в состоянии предложить тот или иной автоцентр. В свою очередь сами дилеры обращают более пристальное внимание не только на собственно продажи, но и на другие аспекты автомобильного бизнеса, в том числе на такие направления, как сервис и запчасти. Именно эти направления в зарубежных странах обеспечивают порядка 95% дохода авторитейла, в то время как в Казахстане не так давно на них приходилось от силы 30% доходов компаний. По мнению генерального директора Rycom Kaz Mitsubishi Distributor in Kazakhstan Антона Афонина, именно готовность предложить наряду с привлекательными ценами развитую инфраструктуру послепродажного обслуживания, поставки оригинальных запчастей и аксессуаров способствовала тому, что данный бренд по итогам семи месяцев показал более хорошую динамику, чем рынок в целом. О приобретении нового статуса официального дилера Mitsubishi в Алматы не так давно объявил официальный дилер Suzuki, эксклюзивный дистрибьютор SsangYong Motor Company и официальный дистрибьютор Fiat Auto в Казахстане компания Allur Auto. Новый автосалон полностью соответствует всем корпоративным стандартам, установленным известным японским автопроизводителем. Сотрудники компании прошли необходимую подготовку в виде тренингов у дистрибьютора Mitsubishi компании "Риком-Каз" и получили соответствующие сертификаты. Что касается цен, то предложения на модельный ряд, представленный на казахстанском рынке, от седана Lancer до внедорожника Pajero, колеблются в пределах $15 490-60 000. Как уверяют представители нового официального дистрибьютора, в сервисном центре владельцы Mitsubishi смогут получить полный спектр услуг по ремонту автомобилей на современном оборудовании. Кроме того, в автосалонах и сервис-центре официального дилера Mitsubishi Allur Auto будут действовать все специальный предложения, скидки и акции, анонсированные как производителем, так и дистрибьютором.
4х4 по-прежнему в цене По данным службы маркетинга Казахской моторной компании "Астана Моторс", с середины 2009 года наметился некоторый рост продаж, хотя в своих прогнозах относительно положения официального рынка в целом представители компании менее оптимистичны, чем в начале года. Если зимой президент "Астана Групп" Нурлан Смагулов предполагал, что продажи новых легковых автомобилей официальными дилерами составят 16 000 единиц, то спустя семь месяцев представители этой же компании озвучивают цифру в 12 000 автомобилей. Тем не менее, отмечает директор по маркетингу Анар Макашева, есть основания полагать, что компания удержит свою долю на рынке на уровне 30%. Если судить по итогам 7 месяцев, наилучшие позиции в линейке брендов, представляемых "Астаной Моторс", сохраняет Toyota - на автомобили этой марки приходится 32% от общего объема продаж компании, а наибольший интерес со стороны покупателей вызывают модели Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado, Corolla, Camry. 14% всех продаж компании приходится на южнокорейский бренд Hyundai, в линейке которого наиболее востребованы либо бюджетный Getz, либо внедорожники Tucson и Santa Fe. 9% продаж "Астаны Моторс" приходится на автомобили Subaru, прежде всего на Forester и Tribeca. Как и в ряде других отраслей потребительского рынка, на рынке автомобильном заметнее всего упал средний ценовой сегмент, в то время как ниша "ниже среднего" и премиум-сегмент хотя и пострадали, но продажи в этих направлениях и сегодня идут более успешно. В этом заключается еще одно отличие казахстанского рынка от российского, на котором достаточно уверенно чувствуют себя "середняки" вроде Peugeot, Renault или Opel. В Казахстане же продажи того же Renault в первой половине года упали почти в шесть раз, и добиться их увеличения удалось лишь к лету и то благодаря запуску выгодных ценовых предложений, включая почти 50-процентные скидки. Дилеры видят причины неудач среднего ценового сегмента в том, что кризис ударил в первую очередь по представителям среднего класса, который в нашей стране только начал формироваться. В свою очередь многие из тех, кто обладает более весомым состоянием, даже в период экономических трудностей не отказываются от покупки новой дорогой модели, поскольку престижный автомобиль в представлении соотечественников традиционно является важной имиджевой составляющей, свидетельством того, что дела у его владельца идут неплохо. Возможно, поэтому, несмотря на кризис, та же Toyota Motor Kazakhstan не отказывается от мысли вывести на официальный рынок страны модели люксового бренда Lexus, чрезвычайно популярного на рынке сером. По словам директора управления по маркетингу и продажам Марчела Рудика, Lexus уже запоздал на несколько лет с официальным выходом на казахстанский рынок, и дальше откладыватьь некуда, и сегодня со стороны производителей препятствий для официального появления Lexus нет, но предстоит найти решение организационных вопросов. Впрочем, национальные предпочтения казахстанских автолюбителей так или иначе накладывают свой отпечаток и на особенности продаж в премиум-сегменте. Не секрет, что значительная часть отечественных автовладельцев, в том числе часть состоятельная, отдает предпочтение внедорожникам и кроссоверам, и потенциальные покупатели остались верны симпатиям, несмотря на кризис. В частности, у бренда Nissan значительную долю продаж обеспечивает кроссовер Quashqai. Между тем сегмент внедорожников также подвергся кризисным корректировкам. Так, в этом году на казахстанском рынке официально появился Toyota Land Cruiser Prado с двигателем 2,7 литра, тогда как прежде в автосалонах официальных дилеров была представлена лишь версия с 4-литровым двигателем. "В соответствии с главным принципом Toyota "Клиент всегда на первом месте" мы ориентируемся в первую очередь на предпочтения потребителей. Land Cruiser Prado с двигателем 2,7 литра давно пользовалась популярностью среди казахстанских автомобилистов, хотя до сих пор речь шла о неофициальных поставках. Сегодня можно сказать, что на данную модель приходится значительная часть официальных продаж", - сообщил руководитель департамента маркетинга Toyota Motor Kazakhstan Асылбек Алиев. Что касается казахстанского производителя "Азия Авто", то, несмотря на сокращение объемов производства и снижение продаж, руководство компании отмечает, что оценивает свои перспективы достаточно уверенно. Так, если говорить о бренде Skoda, то по сравнению с конкурентами его позиции выглядят неплохо: хотя продажи Skoda сократились примерно на треть, доля данной марки на казахстанском рынке выросла почти на 58%, а доля группы "БИПЭК АВТО" в общем объеме официальных продаж составляет порядка 40%; таким образом, компании удалось сохранить свои позиции на рынке. Вместе с тем позиции компании, отмечают ее представители, подкрепляет то обстоятельство, что она выступает не только как дилер, но и как производитель, предлагающий свою продукцию к тому же по более низким ценам, чем аналогичные модели российского производства. Скажем, недавно запущенная в производство на мощностях казахстанского предприятия Skoda Superb обходится примерно на $4 тыс. дешевле такого же автомобиля российской сборки. В связи с этим в компании не видят смысла в демпинге. В целом казахстанский автомобильный рынок пока не достиг дна, и уже очевидно, что нынешний год может оказаться для него самым тяжелым, а для многих игроков - и вовсе последним в их карьере. По мнению игроков, восстановление спроса произойдет только с восстановлением покупательской способности населения, с восстановлением кредитных программ.
Начало пути к евростандартам Одним из недавних новшеств, неоднозначно воспринятых отечественной автомобильной общественностью, стало введение летом нынешнего года первого этапа экологического стандарта Евро-2. "В отсутствие жесткого законодательства к требованиям о токсичности выбросов казахстанский покупатель не заинтересован в покупке экологически чистых автомобилей. В условиях, когда соседние страны, наши партнеры по Таможенному союзу, уже адаптировали на своих территориях стандарт Евро-2, Казахстан превращается в свалку для старых автомобилей", - рассказал о мотивах принятия данного решения директор департамента стратегического планирования и развития транспортно-коммуникационного комплекса МТК РК Болат Жансугуров. Постановлением правительства от 29 декабря 2007 года №1327 утвержден технический регламент о требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан. Данный документ предусматривает поэтапное введение экологических стандартов Евро. В отношении автотранспортных средств внедрение экологического стандарта Евро-2 началось с 15 июля 2009 года; переход на стандарты Евро-3 и Евро-4 начнется с 1 января 2011 года и с 1 января 2014 года соответственно. Что касается характеристик автомобильного топлива, то в отношении их стандарт Евро-2 должен быть введен не позднее 1 января 2010 года, Евро-3 - 1 января 2014 года, а Евро-4 - 1 января 2016 года. С введением Евро-2 запрещается ввоз на территорию республики европейских автомобилей старше 1997 года выпуска. После того, как Казахстан перейдет на Евро-3, будет закрыта дорога на отечественный рынок для европейских автомобилей, сошедших с заводских конвейеров раньше 2001 года. При этом эксплуатируемые авто не подпадают под действие новых экологических требований и могут работать до полного физического износа. Для официальных дилеров и производителей переход на стандарт Евро-2 не повлечет дополнительных затрат и не обернется возникновением барьеров. Все автомобили, официально поставляемые в республику и производимые в Казахстане, соответствуют этим нормам. Другое дело, отмечают эксперты, что в качестве меры обновления автопарка внедрение Евро-2, скорее всего не принесет ожидаемого эффекта: европейские страны ввели данный стандарт еще в 1996 году, и многие из тех автомобилей, которым сегодня больше 10 лет, соответствуют этим стандартам. Даже Россия и Китай уже ввели Евро-3, и улучшению экологической ситуации, о котором говорит правительство, скорее могло бы способствовать внедрение этих стандартов. Помимо этого существует ряд вопросов, связанных с трудностями практического внедрения в Казахстане хотя бы стандартов Евро-2. В частности, не совсем понятно, кто и как будет проверять ввозимые автомобили на соответствие стандарту и как быть с тем, что уровень обслуживания автотранспорта и качество ГСМ далеко не всегда соответствуют нормативам Евро? Если топливо, соответствующее Евро-2, отечественные НПЗ еще, в принципе, могут освоить (к следующему году, как ожидается, выпуск такого топлива освоит Павлодарский нефтеперерабатывающий завод), то переход на более высокие стандарты потребует дорогостоящего технического перевооружения предприятий, и трудно сказать, удастся ли изыскать эти средства. Как полагают специалисты НИИ транспорта и коммуникаций, логично было бы в экспериментальном порядке опробовать внедрение Евро-2 в пилотной зоне, выбрав в качестве таковой, скажем, Алматы - город, где сконцентрированы самые плотные транспортные потоки и который больше других страдает от последствий массовой автомобилизации. В свою очередь сторонники внедрения стандартов Евро полагают, что транспортная проблема так или иначе давно требует решения. Будет лучше для всех, если в поисках этого решения удастся сделать как можно меньше неверных шагов.
Подготовила Анна ШАТЕРНИКОВА.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |