|
|
|
16.09.2009 Соглашение между предпринимателями и надзорными органами должно закрыть пробелы в законодательстве о проверках малого и среднего бизнеса (МСБ) Продукт непротивления сторонВ начале сентября алматинская прокуратура, Срок действия меморандума - полгода, пока не заработают поправки в закон о предпринимательстве, регламентирующие порядок проверок. В дальнейшем подобные соглашения могут быть заключены и в других регионах страны. Деловые круги с одобрением отнеслись к заключению меморандума. Прекращение моратория на проверки МСБ заставило бизнес нервничать - игроки уже привыкли к достаточно комфортным условиям работы в отсутствие постоянных ревизий. Но ни меморандум, ни закон не решат проблемы нормализации
Не решил он всех проблемПостоянные проверки давно стали бичом для МСБ. Бороться с ними начали несколько лет назад. В 2003 году власти республики уже вводили режим моратория на несколько месяцев. В результате, по словам президента Нурсултана Назарбаева, бизнес «стал лучше работать и платить больше налогов». Однако и случаи нарушения законодательства со стороны предпринимателей участились. Для борьбы с недобросовестными предпринимателями государство создало массу О моратории на любые проверки малого и среднего бизнеса Нурсултан Назарбаев объявил в феврале 2008 года. По его словам, особый режим моратория должен был действовать до тех пор, пока механизмы проверок, а также разрешительные процедуры не будут упорядочены. Разумеется, бизнес воспринял это решение на ура. По словам исполнительного директора Форума предпринимателей Казахстана Мунавары Палташевой: «Бизнес, который переживал нелегкие времена, перестали дергать проверками». Мораторий дал полуторагодовую передышку предпринимателям, позволил им перестроиться, снизить издержки и нагрузку на бизнес. Правда, силовики периодически выражали недовольство, указывая, что, по их данным, участились случаи уклонения от налогов и незаконного предпринимательства. К 1 июля 2009 года (срок окончания моратория) законодатели должны были выработать
Сообразили на троихГлавным новшеством закона о предпринимательстве стал переход к осознанному планированию государственными органами проверок субъектов предпринимательства на основе критериев оценки степени рисков. В частности, компании будут разделены на три категории. Высшую, третью, будут проверять чаще всего, первую - реже. Так как на подготовку госорганам было выделено полгода, возникло опасение, что теперь проверки возобновятся с домораторийным азартом. Особенно боялись бизнесмены Алматы - тут малые и средние предприятия Однако надо признать, прокуратура повела себя В соответствии с меморандумом алматинской прокуратуре предстоит выявлять случаи создания отдельным предпринимателям благоприятных или дискриминирующих условий со стороны Еще одно новшество - проверочные листы и критерии оценки степени рисков теперь будут разрабатываться «С одной стороны, меморандум ни к чему не обязывает, - рассказывает «Первое, на что мы надеемся, что обременений с проверками будет меньше. Каждый предприниматель знает, сколько стоит каждый час проверки, - говорит глава Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий Шестаков. - И прокуратура знает: чем меньше проверок, тем больше поступлений в бюджет».
Прокуратура, на выезд!Выполнение рекомендаций меморандума прокуратура будет обеспечивать посредством созданных специально для этого мобильных групп, куда войдут представители прокуратуры Как сообщили корреспонденту «Эксперта Казахстан» представители предпринимательских ассоциаций, пока услугами прокуратуры никто не воспользовался. И, по мнению
Первый джентльменМеморандум - документ временный. На открытии очередной сессии парламента 1 сентября 2009 года президент заявил о необходимости «оптимизировать систему проверок предпринимательства в рамках рассмотрения проекта закона о контрольной и надзорной деятельности». Для этого он предложил подготовить один закон о проверках, который раз и навсегда должен решить данную проблему. «Мы давно и долго говорим на эту тему, - отметил По мнению Тимура Назханова, процесс выработки нового закона может занять много времени. «Показателен пример закона о предпринимательстве, - говорит он. - Только в ноябре принята концепция, и в апреле принято решение. А этот закон мог быть принят в конце года». Эксперт уверен, если все законы будут сведены в один о проверках - это будет прогрессивный шаг. Но только на разработку уйдет по меньшей мере год. Эксперты отмечают, что заложенные в законе меры по оптимизации количества проверок не снимают проблемы. Предложенная в законопроекте модель - это половинчатое решение. «Ограничение проверок - это только первый этап. Второй - это административная реформа, которая идет со скрипом. И самое главное - полная ревизия ведомственной нормативной базы». Виктор Ямбаев считает, что введенная система управления рисками может сыграть на стороне проверяющих, которые не настроены к бизнесу партнерски. «Санэпиднадзор уже планирует занести всех предпринимателей в самую высшую категорию (то есть наиболее часто проверяемую), а потом, по ходу того как они будут «исправляться», переводить их пониже. У меня резонный вопрос: «А за деньги тоже будете переводить?» - сетует он. Предприниматели увязывают проблему проверок с количеством надзорных органов. «В пожарном порядке были приняты изменения в отношении проверок, - говорит Принимая во внимание, что президент отметил в качестве мер содействия бизнесу так и не произошедшее сокращение числа проверяющих, эксперт уверен, что действие меморандума затянется больше, чем на полгода. Не добавляет бизнесменам оптимизма и то, что «добрая воля» госорганов вызвана нажимом сверху. «Первым джентльменом оказался Назарбаев, который постоянно об этом говорит и стимулирует хоть
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |