|
|
|
В законодательные акты по вопросам оперативно-розыскной деятельности внесены изменения, в соответствии с которыми уполномоченным силовым органам придан дополнительный арсенал возможностей с целью более успешного противодействия преступности 17 июля т.г. Президентом страны подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оперативно-розыскной деятельности», в соответствии с которым Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» претерпел множество изменений и дополнений. В частности расширены полномочия правоохранительных и специальных органов по проведению специальных оперативно-розыскных мероприятий, напрямую затрагивающих конституционные права человека и гражданина, для выявления, пресечения и раскрытия большинства имущественных, экономических и коррупционных преступлений, а также преступных посягательств на личность, несовершеннолетних, мир и безопасность человечества, общественный порядок, здоровье населения и нравственности, правосудие и порядок исполнения наказания, относящихся к категории средней тяжести. Все это свидетельствует о заинтересованности государства в борьбе с названными видами криминальных проявлений для чего уполномоченным силовым органам придан дополнительный арсенал возможностей с целью более успешного противодействия им. В соответствии с обновленным законодательством специальное оперативно-розыскное мероприятие - мероприятие, проводимое исключительно с санкции прокурора, непосредственно затрагивающее охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища. К ним относятся: контроль почтово-телеграфных отправлений; оперативный поиск на сетях связи; негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефонам и другим переговорным устройствам, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах; снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств; оперативное проникновение. Если ранее конкретизация этих мероприятий отражалась только в нормативных правовых актах оперативно-розыскных органов, то теперь Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентировал четкое понятие каждого из них. Например, контроль почтово-телеграфных отправлений - получение сведений, имеющих значение для дела, путем просмотра и ознакомления с содержанием писем, телеграмм, радиограмм, бандеролей, посылок и других почтово-телеграфных отправлений; оперативное проникновение - негласное проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, транспортные средства, на участки местности в целях их обследования, а равно для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности. Или, негласное прослушивание и запись разговоров - негласный контроль речевой информации проверяемого лица, подозреваемого, обвиняемого с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств и фиксация ее содержания на материальном носителе. Как уже было сказано, специальные оперативно-розыскные мероприятия проводятся по постановлению органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с санкции Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей, Главного военного прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, по уголовным делам о преступлениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью первой статьи 120 (изнасилование); статей 122 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста); частью первой статьи 128 (торговля людьми); частью первой статьи 131 (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность); частью 3 статьи 143 (незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений); частями первой и второй статьи 157 (пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны); частью первой статьи 164 (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды); частью 1 статьи 170 (призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Республики Казахстан); частью первой и второй статьи 175 (кража); частью первой и второй статьи 177 (мошенничество); частью первой 178 (грабеж); частью первой статьи 181 (вымогательство), частью первой и второй статьи 185 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения); частью первой статьи 192 (лжепредпринимательство); частью первой и второй статьи 193 (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем); частью первой и второй статьи 209 (экономическая контрабанда); частью первой статьи 233-1 (пропаганда терроризма или публичные призывы к совершению акта терроризма); частью первой статьи 233-1(финансирование экстремизма или террористической деятельности); частью третьей статьи 241 (массовые беспорядки); статьей 242 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма); частью первой статьи 251 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств); частью первой статьи 252 (незаконное изготовление оружия); частью первой статьи 270 (вовлечение в занятие проституцией); частью второй статьи 307 (злоупотребление должностными полномочиями); частью первой и второй статьи 308 (превышение власти или должностных полномочий); частью первой статьи 311 (получение взятки); частью первой и второй статьи 312 (дача взятки); частью третьей статьи 339 (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предвари-тельного расследования); частью второй статьи 346 (заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей); частью первой статьи 347-1 (пытки); частью первой статьи 358 (побег из мест лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи); частью второй статьи 361 (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества) Уголовного кодекса РК в отноше-нии подозреваемого, обвиняемого либо третьего лица, если есть сведения, что подозреваемый, обвиняемый использует телефон или иное переговорное устройство третьего лица, или если есть сведения, что третье лицо получает информацию для подозреваемого, обвиняемого либо от подозреваемого, обвиняемого для передачи другим лицам; для осуществления мер по розыску лиц, скрывающихся от следствия, дознания, суда и уклоняющихся от уголовной ответственности за совершение преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена вышеуказанными статьями Уголовного кодекса Республики Казахстан, а также без вести пропавших. Остался без изменения порядок проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых организованными преступными группами, преступными сообществами (преступными организациями), в отношении проверяемых лиц, причастных к преступлениям указанной категории. При получении санкции на проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий прокурору представляются материалы - основания для их проведения, в форме и по содержанию исключающие возможность расшифровки сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников. О результатах специального оперативно-розыскного мероприятия уведомляется прокурор, санкционировавший его проведение. Кроме того законодателем предусмотрены условия, при которых специальные оперативно-розыскные мероприятия осуществляются без санкции прокурора. Так, исключительно для получения контрразведывательной информации в целях обеспечения безопасности Республики Казахстан, выявления, предупреждения и пресечения разведывательно-подрывных посягательств специальных служб иностранных государств и иностранных организаций, а также международного терроризма, специальные оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться в порядке, согласованном с Генеральным Прокурором Республики Казахстан. Также в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание и запись разговоров, переговоров, производящихся по их телефонам или другим переговорным устройствам, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента вынесения постановления. В случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, на основании мотивированного постановления одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение специальных оперативно-розыскных мероприятий с уведомлением прокурора и последующим получением санкции в течение двадцати четырех часов с момента вынесения постановления. Данное положение не распространяется на проведении специальных оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей, т.к. в соответствии Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», имеющим более высокую юридическую силу перед Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», специальные оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи могут быть проведены только с санкции прокурора. Что касается общих оперативно-розыскных мероприятий, то они осуществляются без санкции прокурора, при этом толкование большинства из них также придано гласности и нашло свое место в Законе. К примеру, контролируемая поставка - способ получения информации о признаках преступной деятельности путем установления контроля за поставкой, покупкой, продажей, перемещением предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также являющихся объектами или орудиями преступных посягательств; внедрение - негласное внедрение работника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо сотрудничающего с ним конфиденциального помощника в окружение объекта оперативного интереса для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Обновленным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» конкретизирован порядок хранения и уничтожения сведений, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности. Так, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, а также в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, хранятся один год с момента прекращения соответствующего дела оперативного учета, а затем уничтожаются. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения соответствующего дела оперативного учета, о чем составляется протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании санкции прокурора, об этом уведомляется соответствующий прокурор. Материалы оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в процессе доказывания по уголовным делам при условии их проверки в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, регламентирующими собирание, исследование и оценку доказательств. Результаты оперативно-розыскной деятельности также могут быть использованы при выполнении других задач, предусмотренных Законом, после их проверки в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, за исключением результатов, полученных в ходе контрразведывательной деятельности, для которых порядок их использования устанавливается ведомственными нормативными актами. При этом до облечения их в форму, предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан, либо при отсутствии возможности ввести их в уголовный процесс, полученные материалы никаких правовых последствий не влекут и не являются основанием для ограничения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Как и прежде законодатель предупреждает об ответственности за разглашение сведений об организации оперативно-розыскной деятельности, о конкретных оперативно-розыскных мероприятиях, источниках и способах получения информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну, а также сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство человека и гражданина. Отдельной статье Закона официально разрешено органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, для решения ее задач, создавать и использовать оперативные учеты и информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. При этом накопление сведений в оперативных учетах и информационных системах, а также заведение дел оперативного учета, осуществляются в целях сбора и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Порядок формирования и использования оперативных учетов и информационных систем, а также ведения дел оперативного учета определяется нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Расширились основания прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в связи с чем законодательно закреплено право вышестоящего оперативно-розыскного органа, прокурора и суда своим постановлением либо решением прекратить оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина в ходе их осуществления. Помимо приведенных выше полномочий иные полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности законодательно закреплены следующими нормами Закона. Так, основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является постановления Генерального Прокурора Республики Казахстан и его заместителей, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, а также письменные указания прокурора, данные в ходе осуществления надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. При осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью прокурор получает дела оперативного учета, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности конфиденциальных помощников и штатных негласных сотрудников; проверяет законность проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; рассматривает жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; выносит в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства; выносит другие акты прокурорского надзора по выявленным фактам нарушений при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности; своим мотивированным постановлением освобождает незаконно задержанных лиц либо отменяет незаконные постановления о задержании лиц; при необходимости требует от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона. В целях выявления нарушений законности со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокурор вправе привлекать специалистов органов прокуратуры и иных специалистов с использованием специальных технических средств. Таким образом, осуществляя согласно Конституции РК высший надзор за применением законности, прокуратура наделена широким спектром полномочий для пресечения любых форм игнорирования вступившего с 1 августа т.г. в законную силу с изменениями и дополнениями Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Подводя итоги, следует признать своевременным внесение данных новшеств в правоприменительную практику, поскольку совершенствование оперативно-розыскной деятельности, выступающей на передний план борьбы с преступностью, должно идти в ногу с возрастающим потенциалом возможностей нашего общества. 15.09.2009
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |