|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
21.09.2009 Модернизация местной сети дорог влияет на развитие всего региона - Минтранском РК
АСТАНА. 21 сентября. КАЗИНФОРМ / Женис Касымбек/ - Для быстрорастущих городов и населенных пунктов проблема транспортного обеспечения с каждым годом становится все актуальнее: увеличивается как население, так и количество автомобилей. Для того, чтобы объяснить основные проблемы и предложить пути их решения, хотел бы вкратце охарактеризовать существующую автодорожную сеть местного значения. На начало 2006 года более 27 тыс. км находились в неудовлетворительном состоянии, из которых порядка 6 тыс. км разрушены. 43 сельских населенных пункта до сих пор не обеспечены автомобильными дорогами с твердым покрытием, связывающими их с областными и районными центрами. Подъезды к более чем 1800 населенным пунктам находятся в неудовлетворительном состоянии. По имеющимся грунтовым разрывам, протяженностью более 5 тыс. км, в весенне-осенний период проезд полностью или частично прекращается. Местная сеть дорог призвана обеспечить транспортное сообщение со всеми населенными пунктами по всей территории республики. В основном это дороги III, IV и V технических категорий. Имеется около 2 тыс. мостов и путепроводов, а также 29,5 тыс. водопропускных труб. Из них около 400 мостов и 10 тыс. труб требуют проведения капитального ремонта. Например, за период с 2001-2006 годы на автодороги республиканского значения было выделено 246,3 млрд. тенге, а на автодороги областного и районного значения выделено всего 40 млрд. тенге (16 %). На эти средства построено и реконструировано 92 км, охвачено капитальным видом ремонта 470 км, средним - 3744 км. Для сравнения, на автодорогах республиканского значения проведены реконструкция и ремонтные работы на 14094 км, в результате чего улучшилось состояние 18 % республиканской сети, протяженность участков в неудовлетворительном состоянии сократилась на 2 тыс. км. Основной причиной сложившейся ситуации являлся низкий уровень финансирования автомобильных дорог местного значения. На основании данных по ремонту и содержанию дорог местного значения, представленных акиматами, был сделан анализ, который показал, что на развитие автодорог из местных бюджетов выделяется всего порядка 15% финансовых средств от общей ежегодной потребности. При существующем уровне финансирования в неудовлетворительное состояние ежегодно будет переходить до 1 200 км дорог. В целях улучшения сложившейся ситуации на местной сети и развития автодорожной отрасли в целом, в декабре 2005 года утверждена Программа развития автодорожной отрасли Республики Казахстан на 2006-2012 годы, где предусмотрено финансирование в объеме 271 млрд. тенге, в том числе выделение целевых трансфертов из республиканского бюджета в сумме 141 млрд. тенге. В результате реализации данной Программы, при соответствующем финансировании ожидается улучшение до 70% местной сети. Согласно 7-летней Программе развития автодорожной отрасли проведена инвентаризация местной сети автомобильных дорог. Таким образом, на сегодня общая протяженность дорог областного и районного значения составляет 70,1 тыс. км, из которых - 39,7 тыс. км районного значения. В 2007 году для развития сети автодорог местного значения выделено 27,7 млрд. тенге, из 11,5 млрд. тенге - целевые трансферты за счет республиканского бюджета и 16,2 млрд. тенге из местного бюджета. В 2008 году выделено 48,519 млрд. тенге, из которых 20,026 млрд. тенге из республиканского бюджета и 28,493 млрд. тенге из местного бюджета. За счет выделенных средств в 2007-2008 годы построено и реконструировано 1811 км, капитальным и средним ремонтом охвачено 6485 км дорог. О позитивном эффекте можно судить по полученным результатам: улучшилось состояние 6% автомобильной дороги местной сети, а участки дорог, находящихся в неудовлетворительном и разрушенном состоянии, по сравнению с 2006 годом сократились на 4 %. Для восстановления и улучшения качества автомобильных дорог местного значения важным этапом стало Послание Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию», по реализации которого разработан соответствующий План действий Правительства РК («Дорожная карта»). В рамках «Дорожной карты» по направлению «дорожно-ремонтные работы» выделено 51 857 млн. тенге на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог местного значения, а также городов и населенных пунктов, общей протяженностью 2 826 км. Из выделенных средств 32 814 млн. тенге составляют целевые трансферты из республиканского бюджета и 18 917 млн. тенге - софинансирование из местных бюджетов. В апреле этого года подписаны соглашения о реализации проектов «Дорожной карты» между Министерством транспорта и коммуникаций РК и акимами областей, а также городов Астана и Алматы. В настоящее время заключены договора с подрядными организациями на сумму 51 316 млн. тенге. В соответствии с планом финансирования для реализации проектов «Дорожной карты» по всем акиматам областей, городов Астана и Алматы из республиканского бюджета перечислено 27 948,6 млн. тенге. С начала реализации проектов Дорожной карты отремонтировано 2 334,2 км, или 83 % от плана, и выполнено 1 540,8 тыс. м2 ямочного ремонта (75%). Высокого качества строительства и реконструкции автомобильных работ невозможно достичь без использования современных технологий, механизмов и строительных материалов. Поэтому мы нацеливаем подрядные организации, в первую очередь, работать в этом направлении. Сегодня у многих дорожно-строительных компаний имеются высокопроизводительные укладчики асфальтобетонной смеси. При ее уплотнении используются самые современные вибрационные катки. Асфальтобетонные заводы гарантируют выпуск высококачественной продукции. К тому же конкуренция между подрядными организациями очень эффективно способствует внедрению последних разработок и новинок. С каждым годом совершенствуются используемые в дорожном строительстве технологии, машины и механизмы. Ужесточение требований к подрядчикам и возросшая конкуренция также дают положительные результаты. Лабораторный контроль и технический надзор при строительстве и ремонте автомобильных дорог осуществляют ГУ «Облжоллаборатория». Они оснащены современными лабораториями, а также новыми инструментами и приборами для контроля качества. В их обязанности входят контроль соблюдения технологии строительства и применения качественных материалов. Кроме того, строительные организации сами развивают материально-техническую базу, приобретают лабораторное оборудование и инструменты для внутреннего контроля качества. В целях контроля качества ГУ «Облжоллаборатория» осуществлен 1661 выезд на места дорожно-строительных работ, осуществляемых в рамках «Дорожной карты». В ходе выездов выявлено 396 нарушений. Немаловажен и тот факт, что на дорожных работах занята значительная часть населения. Только в рамках «Дорожной карты» на дорожно-ремонтных работах областными акиматами создано 55 129 рабочих мест. Задействовано 53 903 человек, из них трудоустроено по направлениям органов занятости 35 974 человек. Также в рамках «Дорожной карты» строятся не только дороги, но и мосты, что кардинально изменило прилегающую к ним городскую инфраструктуру: проложены набережные, отремонтированы и озеленены прилегающие к мостам улицы. Результатом экономического эффекта модернизации дорог местного значения является получение населенными пунктами постоянной связи с районными и региональными центрами по дорогам с твердым покрытием. Бездорожье перестанет быть преградой на пути экономического развития сельской глубинки. Сохранение и улучшение технического состояния местной сети автомобильных дорог ведет к увеличению грузооборота между населенными пунктами и областными центрами. Круглогодичное бесперебойное транспортное сообщение - очень важный фактор социального благополучия населения. Отсутствие круглогодичной связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием неизбежно приводит к сворачиванию производства, в том числе сельскохозяйственного, оттоку населения из регионов. В целом реализация планируемых автодорожных проектов на местной сети позволит достичь следующих результатов. Это - совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования для удовлетворения потребностей экономики и населения страны в автотранспортных перевозках. Немаловажны и такие факторы, как увеличение основных показателей по грузообороту и пассажирообороту соответственно на 20 % и 22 %, повышение транзитного потенциала республики в целом, причем со снижением расходов на транспортировку грузов и увеличением средней скорости передвижения в 1,5-2 раза. Ключевым показателем является повышение безопасности дорожного движения, в том числе снижение уровня смертности от дорожно-транспортных происшествий на 20%. Нельзя не отметить и такой факт: модернизация местной сети дорог, создавая новые рабочие места и улучшая транспортное сообщение между сельскими населенными пунктами, открывает возможности для развития регионов в целом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |