|
|
|
Источник: Газеты «Караван» (www.caravan.kz)
29.09.2009 Берегись… пешехода!
Только в прошлом году и только в Алматы под колесами автомобилей погибло около тысячи пешеходов. Основная причина трагедий - переход проезжей части в неположенном месте. Удивительно, что часто наши люди выходят на оживленные трассы, даже не посмотрев по сторонам! А ведь водитель не всегда может вовремя затормозить… Так уж сложилось, что пешеход в любой ситуации на дороге считает себя правым. Ведь он так беззащитен перед тяжелым автомобилем! Однако, по правилам дорожного движения, у пешехода кроме прав есть и немало обязанностей - например, переходить улицу только там, где положено, и на зеленый сигнал светофора. И за несоблюдение правил на пешехода могут наложить штраф в размере пяти минимальных расчетных показателей (1 МРП - 1296 тенге). Ну а если нарушение этих правил повлекло создание аварийной обстановки, то придется заплатить гораздо большую сумму. Дорожные полицейские изредка проводят рейды, штрафуют нерадивых пешеходов, но перебегающих дорогу перед самым носом автомобиля “экстремалов” меньше не становится. Может, если бы стражи порядка на дорогах жестче относились к нарушителям, жертв было бы меньше? Сейчас же, если автомобиль и пешеход все же “столкнулись”, то зачастую даже дорожные полицейские забывают про ответственность пешеходов. - Протокол обычно выписывают только на водителя машины, - пояснил генеральный директор компании “АвтоАдвокат” Тимофей БЕЛОКОНЬ. - Но если водитель считает, что в действиях пешехода есть нарушения, сотрудник дорожной полиции обязан выписать протокол и на пешехода. И водитель обязательно должен это потребовать! Совет совсем не лишний. Поскольку раньше все аварии рассматривались в районных отделах дорожной полиции, инспекторы пытались сразу на месте аварии установить, кто прав, а кто виноват, и выданный протокол являлся практически стопроцентным доказательством виновности. Сейчас районные отделы решение о виновности не выносят, это - компетенция административного суда. - Дело в том, что в административном суде, куда будет передано дело, судья не может сам выдать протокол, - говорит Тимофей Белоконь. - Его обязанность - подтвердить выданные протоколы или отменить. Если на пешехода протокола нет, то вопрос о его виновности судья поднимать не будет. Конечно, водитель в суде может привести убедительные доводы, и судья с ними может согласиться, но и в этом случае суд не сможет наказать пешехода. Судья должен будет сначала отправить дело обратно на доследование, чтобы сотрудники соответствующего отдела дорожной полиции выдали второй протокол. И только затем дело снова попадет в суд. Если же на месте аварии были выписаны сразу два протокола, сроки рассмотрения дела заметно сокращаются.
Без вины виноватый
Но даже если пешехода в суде и признали виновным в нарушении правил дорожного движения, водитель должен быть готов к тому, что именно на него ляжет обязанность по возмещению убытков. Даже тогда, когда его вины в совершении ДТП нет! Несправедливо? Но так сложилось, что автомобиль - и это оговаривается в пункте 1 статьи 931 Гражданского кодекса РК - является “источником повышенной опасности для окружающих”, и ответственность за причиненный вред несет тот, кто этим “источником” управляет. Например, водитель сбил пешехода, у которого на иждивении было двое несовершеннолетних детей. Водитель обязан компенсировать не только расходы за моральный вред и на погребение, но и нести расходы по содержанию детей вплоть до достижения ими совершеннолетия. Конечно, если пешеход был пьян и переходил дорогу в неустановленном месте, то суд может снять вину с водителя - если эксперт даст заключение о том, что технической возможности избежать столкновения не было. Однако даже в этом случае тот, кто сидел за рулем, все равно будет обязан компенсировать пешеходу и расходы на лечение, и за моральный вред. - Водитель может быть освобожден от обязанности возмещать причиненный вред только в двух случаях: если докажет, что вред причинен из-за действия непреодолимой силы или что в действиях потерпевшего был умысел, - утверждает Тимофей Белоконь. Под непреодолимой силой подразумевается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие, например, стихийное бедствие - наводнение, землетрясение. А вот чтобы доказать, что пешеход вышел на дорогу “с умыслом”, а не по “неосторожности”, нужны либо признательные показания самого пешехода, либо четко подтверждающие это документы. - Хотя и в нашей практике были случаи, когда пешеходы таким вот образом зарабатывали себе на жизнь, - комментирует адвокат. - Однако очень сложно доказать умысел с их стороны без личного признания, в котором будет написано примерно следующее: “Да, я специально стал перебегать дорогу, я знал, что меня машина может зацепить, и именно на это я и рассчитывал”. Многие водители боятся вызывать ГАИ в подобных случаях, именно на это и расчет. Еще одна категория пешеходов “с умыслом” - это те, кто решил таким образом свести счеты с жизнью. С водителя снимут обязанность возмещать убытки и моральный вред в том случае, если в суде будут предъявлены доказательства - например, записка, подтверждающая, что человек осознанно пошел на этот шаг, поэтому просит в случившемся никого не винить. Грозит ли срок?
Часто водители задают вопрос: если в результате аварии пострадали люди, обязательно ли будет возбуждено уголовное дело? - Если причинен легкий вред здоровью, уголовная ответственность не наступает. Дело рассматривается в обычном порядке, то есть в административном суде. Отличие таких дел от стандартных ДТП заключается в том, что в обязательном порядке проводится судебно-медицинская экспертиза (за исключением случаев, когда пострадавший сам от нее отказался). Эксперт устанавливает легкую степень вреда здоровью, если повреждения не были опасными для жизни, не повлекли за собой длительного расстройства здоровья или значительной утраты трудоспособности, то есть не более 21 дня. Как правило, к легкому вреду здоровью относят царапины, ушибы, легкое сотрясение головного мозга. Если виновник не может договориться с пострадавшим о сумме ущерба, этот вопрос будет рассматриваться отдельно в гражданском порядке. Для этого подается иск по месту жительства виновника аварии. - Если повреждения вызвали длительное расстройство здоровья (более 21 дня) или значительную стойкую утрату общей трудоспособности, то речь уже идет о вреде здоровью средней степени тяжести. По этим признакам к вреду средней степени тяжести относят трещины и переломы костей, грудины, одного-трех ребер без повреждения внутренних органов, мелкие закрытые переломы, вывихи в мелких суставах, потерю пальца руки или пальца ноги. Наказание в этих случаях более серьезное, вплоть до лишения свободы. Правда, по таким делам чаще всего лишение свободы назначают с пометкой “условно”, однако само по себе наличие судимости трудно назвать положительной отметкой в автобиографии. У водителя есть возможность избежать наказания - если он признал свою вину, примирился с пострадавшим и компенсировал причиненный вред. В этом случае уголовное дело закрывают в связи с примирением сторон. - Если в результате аварии человек получил очень серьезные травмы или погиб, также заводится уголовное дело, - пояснил Тимофей Белоконь. - Опасным признается такое причинение вреда здоровью, которое при обычном его течении, при неоказании медицинской помощи, заканчивается смертью потерпевшего. Дополнительно предусмотрен целый перечень повреждений, которые хотя и не являются опасными для жизни, но также относятся к категории тяжких: потеря зрения, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функций, психическое расстройство, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица. Безусловно, избежать наказания в подобных случаях достаточно сложно, но и в этом случае все будет зависеть от того, раскаялся ли водитель, признал ли свою вину и примирился ли с потерпевшим или, в случае гибели пешехода, с его родственниками.
Важно
Если в аварии пострадал человек, но он на месте аварии претензий к водителю не имел и от вызова скорой помощи и сотрудников дорожной полиции отказался, это не всегда означает, что вопрос окончательно решен. Когда пострадавший обращается в медицинское учреждение, его спрашивают, в результате чего получены травмы. Узнав, что вред здоровью причинен в результате ДТП, работник медицинского учреждения в обязательном порядке информирует об этом сотрудников дорожной полиции. Водителю в этом случае приходится отвечать не только за причиненный вред, но и за оставление места дорожно-транспортного происшествия. А это считается отягчающим обстоятельством.
Анна ПАВЛОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |