|
|
|
Источник: Прочие
02.10.2009 Забота о кадрах - забота о деле
Кабдрахман Наурызбаев
Правильный подбор и расстановка кадров являются одним из главных условий успешной работы коллектива в любой сфере. Это аксиома.
Что же касается деятельности канцелярии местных судов и территориальных отделов судебных исполнителей, то она верна вдвойне. Это подтвердил в начале нашей беседы и Администратор судов Северо-Казахстанской области Абай Мамитов. - На предстоящем V съезде судей страны, - сказал Абай Мирашевич, - данному вопросу, безусловно, будет уделено большое внимание. И вот почему. Конечно, в любом суде, будь то республиканский, областной, городской или районный, главное действующее лицо - судья. Насколько высока его ответственность перед народом и государством, можно судить по тому, что назначается он Указом Президента страны. Сотрудники же канцелярии местных судов и территориальных отделов судебных исполнителей не только его первые помощники, но также работают на имидж судебной системы страны, которая в результате проводимых по инициативе Главы государства Н. Назарбаева реформ выходит на мировой уровень. - С этим нельзя не согласиться, Абай Мирашевич. Об этом говорят и результаты социологических исследований, мнения авторитетных экспертов из стран как ближнего, так и дальнего зарубежья. Но что конкретно делается в вашей области на данном направлении? Как подбираются кадры, повышается их квалификация? - На форуме судейского корпуса будет немало деловых и конкретных предложений, направленных на улучшение нашей деятельности. Но так как любое преддверие съезда является временем подведения итогов, хочу сказать, что делается и сделано нами. Первое. Работа по подбору кандидатов на должности специалистов судов и судебных исполнителей проводится на постоянной основе путем взаимодействия со средними специальными и высшими учебными заведениями нашей области, когда к нам в подразделения приходят студенты для прохождения производственной практики. Кроме того, практикуем прохождение стажировки лицами, желающими приобрести навыки работы в суде и в исполнительном производстве до прохождения конкурса на занятие вакантной административной государственной должности. Второе. Большинство вновь прибывших сотрудников - это вчерашние выпускники учебных заведений, то есть совсем молодые люди. Поэтому именно в начальный этап их деятельности на государственной службе мы стараемся определить основные приоритеты в их работе. Главные из них - ответственное и профессиональное отношение к исполнению должностных обязанностей, недопущение фактов нарушений коррупционного характера. - И каков результат? - Отрадный. Фактов совершения коррупционных преступлений среди работников канцелярии судов в нашей области не имеется. Одним из ключевых моментов здесь является повышение ответственности руководства районных и приравненных к ним судов - председателя суда и заведующего канцелярией за организацию четкой работы в суде, надлежащее выполнение сотрудниками своих должностных обязанностей, создание нетерпимости среди работников суда к каким бы то ни было проявлениям коррупции. С работниками канцелярии судов и судебными исполнителями проводятся семинары-совещания, на которых обсуждаются вопросы соблюдения антикоррупционного законодательства, а также Кодекса чести государственного служащего. Обсуждаются факты привлечения к ответственности за совершение коррупционных преступлений работников судебной системы республики с приведением статистических данных о возбужденных уголовных делах, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, анализируются причины и условия совершения коррупционных правонарушений. И особое внимание обращается на слова Президента страны о том, что борьба с коррупцией не является временной кампанией и что она будет и дальше проводиться на постоянной основе. - Сегодня, когда практически во всех сферах жизни динамично развиваются информационные технологии, судебная система тоже не остается в стороне. Как обстоят дела в области? - Во всех районных и приравненных к ним судах республики, в том числе и нашей области, более двух лет назад внедрена программа «Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов Республики Казахстан». Она разработана Верховным судом РК в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года «О государственной программе формирования «электронного правительства» в РК на 2005-2007 годы». Полный переход делопроизводства на электронный документооборот по программе ЕАИАС не только повышает оперативность при направлении служебной информации между Верховным судом РК, Комитетом по судебному администрированию, судами и территориальными отделами судебных исполнителей, но и влечет значительную экономию бюджетных средств, так как исключает затраты на передачу документов почтовой и факсимильной связью. Внедряются и другие виды новых технологий. В областном суде, экономическом, Петропавловском городском суде, суде № 2 г. Петропавловска, а также Кызылжарском районном суде установлена система аудиозаписи судебного процесса. Также в рамках программы по защите свидетелей в Петропавловском городском суде и в зале судебного заседания для рассмотрения процессов с участием присяжных заседателей установлена система аудиовидеофиксации судебного процесса, предусматривающая изменение голоса. Но сегодня можно не только осуществлять аудио- и видеозапись судебного процесса. Внедрение новых технологий позволяет проводить судебные заседания в режиме «видеоконференцсвязи», или удаленного присутствия в режиме «реального времени». Сейчас проведение таких судебных заседаний возможно в областных судах республики и Верховном суде. При проведении судебного заседания в режиме «видеоконференцсвязи» отпадает необходимость этапирования осужденных в Верховный суд для рассмотрения дела в апелляционном порядке. Это не только позволяет сократить расходы по конвоированию осужденных и повышает меры безопасности, связанные с сопровождением особо опасных преступников, но обеспечивает своевременное рассмотрение дел. По результатам мониторинга судебных разбирательств, проведенного в судах республики в 2006-2007 гг. наблюдателями Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) был высказан ряд рекомендаций, в соответствии с которыми Верховным судом было принято решение о проведении демонтажа металлических «клеток» в залах судебного заседания во всех судах республики и замене их кабинами из укрепленного стеклопакета. В настоящее время при рассмотрении уголовных дел в судах подсудимые находятся в таких кабинах. - За время, прошедшее со дня последнего съезда, судебная система продолжала ощущать поддержку со стороны государства. Каковы результаты этой заботы в вашей области? - Значительно увеличилась заработная плата судей, решается проблема по обеспечению судей служебным жильем, для судов выделяется автотранспорт. Так, начиная с 2005 года, для судей области, приобретено около двадцати служебных квартир, для судов приобретено шесть служебных автомобилей. Проведены капитальный и текущий ремонт 14 зданий судов области, в том числе значительные ремонтные работы были проведены в Петропавловском городском суде, экономическом суде и суде № 2 г. Петропавловска, а также в районных судах - Кызылжарском, Айыртауском, М. Жумабаева и суде № 2 Айыртауского района. Проведены работы по обустройству фасада и прилегающей территории установки ограждения к зданиям шести судов области. Необходимо особо отметить, что нами проведено строительство нового четырехэтажного здания-пристройки к зданию Петропавловского городского суда, специализирующегося на рассмотрении уголовных дел. Оно было рассчитано на два года, общая площадь здания составила 2 315,3 кв.м. Просторные кабинеты, актовый зал, а также конвойное помещение, столовая с горячим питанием и зал психологической разгрузки на цокольном этаже - все это было учтено при разработке проекта. На первом и втором этажах нового здания оборудованы залы судебного заседания для рассмотрения судебных процессов с участием присяжных заседателей. При этом предусмотрен отдельный коридор для доставки подсудимых, содержащихся под стражей, из конвойного помещения сразу в зал судебного заседания. Третий и четвертый этажи здания были переданы для размещения судебных исполнителей областного и трех городских отделов, которые в течение последних пяти лет размещались в неприспособленном арендуемом помещении на первом этаже пятиэтажного жилого дома. Таким образом, разместив судебных исполнителей в этом здании, мы не только создали условия для их нормальной работы, но и ушли от ежегодной арендной платы в размере 2,5 млн. тенге, что в условиях финансового кризиса и поручения Главы государства о сокращении административных расходов является очень актуальной мерой. - Для рядовых граждан основным критерием оценки работы судебной системы всегда будет реальное исполнение судебных актов. Что вы можете сказать по этому поводу? - Исполнение судебных актов является завершающей стадией отправления правосудия, и к очередному съезду судей мы подходим с хорошими показателями. В первом полугодии на исполнение поступило 31 886 документов, что на 18 196 документов, или 132,9 процента больше, чем за аналогичный период 2008 года. Показатель прироста - более 18 тыс. документов. Это, к слову, самый высокий в республике. Находилось на исполнении 39 533 документа, что на 17 324 документа, или 78 процентов больше, чем в прошлом году. Ежемесячная нагрузка на одного судебного исполнителя составила 62 документа, что выше среднереспубликанского показателя - 59 документов и нашего же показателя в прошлом году - 35 документов. Окончено производством 20 016 документов, или 50,6 процента, что на 9280 документов больше, чем в 2008 году. За последние четыре года работы наблюдается устойчивая тенденция роста основного показателя - реального исполнения судебных актов и при этом уменьшения количества поступивших жалоб на их несвоевременное исполнение. Так, реально исполнено 15 864 документа, или 79,3 процента, что на 8271 документ больше, чем в 2008 году. Таким образом, каждым судоисполнителем в первом полугодии этого года окончен 31 документ, из них 26 реально, что также выше республиканского показателя, а также в два раза наших показателей прошлого года. По оконченным производством документам за шесть месяцев 2009 года взыскано 2 млрд. 596 млн. тенге, что на 1 млрд. 416 млн. тенге, или более чем в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Реально исполнено документов на 434 млн. тенге. Таким образом, сумма реально взысканных средств в этом году возросла на 18,1 млн. тенге. В первом полугодии 2009 года количество поступивших жалоб по сравнению с аналогичным периодом 2008 года заметно уменьшилось, что не может не радовать. Хочу привести еще ряд показателей, характеризующих вклад судебных исполнителей в пополнение республиканского бюджета. В первом полугодии текущего года судоисполнителями области в доход республиканского бюджета перечислена исполнительская санкция на общую сумму 11,4 млн. тенге. За шесть месяцев 2009 года судоисполнителями в суды направлено 147 материалов об административном правонарушении по привлечению должников к административной ответственности. По 113 возбужденным административным делам виновные лица привлечены к различной административной ответственности, в том числе 16 лиц подвергнуто административному аресту. В доход государства от реализации конфискованного имущества перечислено 4,9 млн. тенге. Укрепляется и материально-техническое обеспечение деятельности судебных исполнителей, ведется активная работа по повышению их статуса. В 2007 году Комитетом по судебному администрированию впервые судоисполнителям был выделен служебный автотранспорт - три легковых и одна грузовая служебные автомашины были переданы Петропавловским городским отделам судебных исполнителей. Решен вопрос об обеспечении судебных исполнителей форменной одеждой, повышении категории их должности и соответственно заработной платы. - Государством продолжаются поиски путей совершенствования механизма исполнения судебных актов - это, по сути, является одним из главных показателей работы. Что делается у вас на данном направлении? - Одним из таких шагов является введение частной формы исполнительного производства, введение которой, несомненно, повысит эффективность исполнения судебных актов. Планируется усилить принудительное исполнение и путем введения более совершенных методов воздействия на должников, в частности, путем наделения органов исполнительного производства функциями дознания. Все эти вопросы были предметом обсуждения на I съезде судебных исполнителей с участием Премьер-министра РК и председателя Верховного суда РК, представителей иностранных государств и международных организаций, проведенном впервые в 2007 году по инициативе Комитета по судебному администрированию. На съезде были отмечены и судебные исполнители нашей области. Единственным судебным исполнителем, выступившим с докладом перед делегатами и участниками съезда, была старший судебный исполнитель Кызылжарского территориального участка Татьяна Баранова. Также она была избрана членом Центрального совета Союза судебных исполнителей и награждена почетной грамотой председателя Верховного суда. Из четырех судебных исполнителей республики, награжденных знаком «Уздік сот орындаушысы», один - старший судебный исполнитель Петропавловского территориального участка Аскан Садвакасов. - В последнее время часто поднимается вопрос о реформировании деятельности Администратора судов. Поступают конкретные предложения. Естественно, этот вопрос станет предметом обсуждения на предстоящем съезде. - На мой взгляд, на данный момент вопрос, как говорится, не созрел, а проводить реформирование ради реформирования, будоражить по этому поводу общественное мнение не стоит. Подчеркиваю: это мое личное мнение. И оно основано вот на чем. За период работы комитета и его территориальных органов - администраторов судов, после реализованной девять лет назад реформы в части судебного администрирования, основной целью которой явилось исключение зависимости судов от исполнительной власти и освобождение от выполнения несвойственных функций, сложилась эффективная и четко отрегулированная система. Позитивные результаты этой деятельности по всем ее направлениям на сегодняшний день являются очевидными.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |