|
|
|
05.10.2009 Мытари на форуме
Ярослава Науменко В Алматы состоялся очередной казахстанский налоговый форум. Новый Налоговый кодекс уже принят, поэтому особой интриги от мероприятия никто не ждал. Однако нерешенных вопросов осталось еще много, и они довольно серьезны Налоговые нововведения так и не решили проблемы вокруг НДС. Из-за высокой доли импорта в нашей экономике этот налог, например, тормозит обновление оборудования и снижает инвестиционные вливания. Налоговики, конечно, за НДС стоят горой, ссылаясь на опыт развитых стран и на то, что с 1990 по 2007 год число стран, применяющих НДС, выросло с 48 до 120, лишь пять перешли на налог с продаж, три, позже в нем разочаровавшись, вернулись к НДС (налог на прибыль собирать сложнее, в том числе из-за развития транснациональных компаний). Кроме того, на восстановление доходов после отмены НДС потребуется, как минимум, 7-10 лет. И его придется чем-то заменять. У оппонентов свои весомые доводы: бог с ним, с НДС, но до сих пор существует множество мелких сборов, которые “мешают жить”. По данным Счетного комитета, основные поступления приходятся на 5-6 налогов, а остальные дают от силы 10 миллионов тенге в год. Неоднократно звучали и продолжают высказываться предложения, что пора отменить налоги и сборы, на которые приходится меньше 0,01 процента от общей суммы налогов и которые дают максимум 200 миллионов тенге в год. Это, по мнению экспертов, разгрузит бюрократический аппарат, который сможет более успешно собирать остальные налоги. Система возврата НДС, несмотря на то, что председатель Налогового комитета Даулет Ергожин назвал ее налаженной, больше ориентирована на крупных налогоплательщиков. А ее нужно выстроить таким образом, чтобы принципом были не обороты предприятия, а добросовестность налогоплательщика. До сих пор все налоговые стимулы бизнес может получить только постфактум. Между тем он остро нуждается в снижении корпоративного налога, упрощении процедуры и сокращении сроков возврата НДС, послаблении при ввозе оборудования. Кстати, российское правительство уже считает целесообразным начать учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на благотворительные пожертвования. Также Казахстану нужен специализированный финансовый суд, и не только из-за кризиса, который резко увеличил число исков во всем мире. В периоды экономического роста в суд обращаются со спорами о контроле над бизнесом, ресурсах и активах. В кризис растет число разбирательств, связанных с банкротством, взысканием задолженности (их количество увеличилось на треть). И во все времена налоговые службы судятся с предпринимателями по поводу невыплаченных налогов. Впрочем, последние в долгу не остаются. По словам выступавших, в республике уже создано немало прецедентов, когда суды отменяют иски налоговой службы, а то и вовсе возвращают миллионы в пользу налогоплательщика. Кроме того, сотрудники районных судов помимо невероятной загруженности часто бывают некомпетентны в вопросах налогообложения. Финансовый суд существует при РФЦА, но он занимается решением споров лишь на рынке ценных бумаг. В качестве примера снова можно обратиться к России, где планируют создать специализированные суды для разрешения споров в различных видах деятельности. По словам председателя Высшего арбитражного суда Антона Иванова, помимо банкротного и финансового судов стоит создать и патентный суд, который будет решать споры, связанные с интеллектуальной собственностью. Один из спикеров форума, гость из Аргентины - начальник генерального управления налогового контроля Федеральной службы по администрированию государственных доходов Орасио Хусто Куриен, рассказал, как в его стране борются с офшорами, которые сейчас многие считают распространителями кризиса. По данным выступавшего, до 100 процентов компаний, зарегистрированных, например, на Каймановых островах, в разные периоды дискредитировали себя неуплатой налогов. Эта презентация особенно заинтересовала наших налоговиков, ведь не секрет, что многие казахстанские компании любят так называемые “налоговые гавани” - юрисдикции, в которых принята низкая или нулевая налоговая ставка. Многие страны “большой двадцатки” уже подписали ряд соглашений, гарантирующих прозрачность финансовых операций. Так, в Аргентине начали до возврата НДС проверять, не было ли у компании налоговых нарушений. Необъяснимое увеличение капитала более чем на 110 процентов тоже вызывает интерес соответствующих органов.
По мнению чиновников, новый Налоговый кодекс создает условия для диверсификации и модернизации экономики
В Алматы состоялся IV казахстанский налоговый форум, организованный НИИ финансового и налогового права, Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана и журналом "Налоги и финансы". Инициаторы изначально позиционировали его как диалоговую площадку между государством, налогоплательщиками и обществом. В нынешнем году одной из главных тем для обсуждения стало введение нового Налогового кодекса, принятие которого совпало с углублением мирового экономического кризиса.
Как отметил вице-министр экономики и бюджетного планирования Тимур СУЛЕЙМЕНОВ, прежний Налоговый кодекс просуществовал длительное время, но работа по внесению в него изменений и дополнений велась не совсем системно, зачастую "прицепом" к другим нормативно-правовым актам, и в результате накопилось много нестыковок. "Для большинства специалистов новый Налоговый кодекс, по сути, таковым не является, ведь прописанные в нем процедуры и механизмы изучены и известны. Другой вопрос - как они вписываются в программу по борьбе с кризисом, разработанную правительством и госорганами", - заметил г-н Сулейменов. По его словам, нынешняя редакция документа в большей степени работает по принципу прямого действия и предполагает уменьшение налоговой нагрузки на предприятия несырьевого сектора, создает условия, способствующие диверсификации и модернизации экономики. Путем мер налогового администрирования, заложенных в кодексе, обеспечивается снижение барьеров для ведения бизнеса. В частности, кодекс упрощает процедуру получения инвестиционных налоговых преференций - решено отойти от заключения специальных инвестиционных контрактов в пользу предоставления преференций по видам деятельности. "Сегодня появилась возможность единовременно либо в течение трех лет взять на вычет расходы капитального характера. Данная мера должна повлиять на решение налогоплательщиков модернизировать свои основные средства, вкладывать в НИОКР, в нематериальные активы, в направления, которые имеют долговременный характер. Говоря об этих преференциях, нельзя не отметить увеличение срока переноса убытков с 3 до 10 лет. Данная норма сегодня очень актуальна, ведь в этом году многие фирмы, особенно компании из финансового сектора, могут показать убытки, и не исключено, что трех лет, предусмотренных по старому кодексу, не хватило бы для их покрытия",- пояснил г-н Сулейменов. Внимания заслуживает и норма, в соответствии с которой порог постановки на учет по НДС увеличивается до 30 000 МРП - предприятия малого и среднего бизнеса сильнее других почувствовали на себе снижение деловой активности и падение потребительского спроса, потому не исключено, что освобождение значительной их части от дополнительного НДС пойдет на пользу. Несмотря на то, что налоговые послабления, прописанные в кодексе, направлены главным образом на несырьевой сектор, а сырьевой, таким образом, должен покрыть убытки, разработчикам, на взгляд вице-министра, удалось найти механизмы более гибкого подхода к игрокам сырьевого рынка. Важной нормой стало сохранение двойной амортизации для недропользователей, хотя в процессе работы над кодексом это было предметом бурных дискуссий. До истечения срока контрактов, подписанных до 2009 года, неизменными остаются нормы и преференции. До 2014 года сохранено освобождение от уплаты НДС по инфраструктурным проектам. Мерам налогового стимулирования планируется уделить большое внимание и в рамках разрабатываемой программы форсированного индустриального развития; предложения в данной области будут сформулированы в зависимости от особенностей отдельно взятых отраслей либо от возможностей бюджета. "Мы проанализировали меры, которые намерены принять государства, которые, как и Казахстан, столкнулись с проблемами выхода из кризиса и посткризисного развития. В качестве таких мер интересным видится предоставление дополнительных вычетов по НИОКР, возможность введения дифференцированной ставки НДС, особенно для трудоемких отраслей, в которых доля расходов на оплату труда составляют 70-80%, а к числу таковых относятся и биотехнологии, и IT-индустрия. Если мы хотим развивать эти отрасли, не исключено, что речь пойдет о введении дифференцированной ставки. В любом случае, это дело не сегодняшнего и, возможно, даже не завтрашнего дня. Предметное обсуждение вопроса состоится тогда, когда заработает программа форсированного индустриального развития", - констатировал г-н Сулейменов. Актуальные проблемы сферы налогового администрирования обозначил в своем выступлении председатель Налогового комитета Министерства финансов Даулет ЕРГОЖИН. Согласно озвученным им данным исследований в 2008 году по сравнению с предыдущим годом заметно вырос уровень удовлетворенности предпринимателей качеством налоговых услуг - среди юридических лиц данный показатель составил 81%, а среди населения - 72% (в опросе приняли участие 1238 юридических и 735 физических лиц). Проблемы возникали главным образом при оказании немассовых услуг налоговых органов - при обжаловании результатов налоговых проверок (33%), получении разрешений на приобретение этилового спирта (33%), лицензировании производства этилового спирта, алкоголя, табака, импорта этилового спирта (43%). С этого года для улучшения ситуации комитетом проводится работа по улучшению качества всех налоговых услуг, в том числе тех, по которым наблюдаются низкие показатели. Разрабатываются стандарты госуслуг по разрешениям на приобретение этилового спирта, лицензирование и производство этилового спирта, алкоголя, табака, импорта алкоголя. Разработаны правила мониторинга налоговых услуг органами налоговой службы. В текущем году будет проведено интервью с потребителями налоговых услуг с целью выявления причин недовольства их качеством, впоследствии это станет постоянной практикой. "Мы стремимся улучшить условия приема налоговых форм, сопутствующий камеральный контроль. На сегодняшний день организовано более 200 пунктов приема налоговой отчетности в крупных торговых домах, в зданиях акиматов сельских округов, где установлены компьютеры с необходимым программным обеспечением. По итогам I и II кварталов через систему обработки налоговой отчетности принято 777 000 форм, при этом 75% представлено налогоплательщиками самостоятельно с использованием ПО и веб-приложения "Кабинет налогоплательщика"; это на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Самый высокий показатель по сдаче отчетности в электронном виде, 87%, зафиксирован по Алматы", - сообщил г-н Ергожин. В нынешнем году налоговые органы активизировали работу по камеральному контролю: если за 2008 год его процедурами было охвачено только начисление НДС и лишь в III и IV кварталах 2007 года, то в нынешнем году - НДС за весь 2008 год, корпоративный подоходный налог за 2006 год. До конца года будет осуществлен камеральный контроль по налогам на имущество и транспорт юридических лиц. Налоговый комитет рассматривает его как средство увеличения поступлений в бюджет и составную часть системы управления рисками. По состоянию на 1 июля в результате внедрения системы управления рисками по республике не произведен возврат НДС по 252 заявлениям на сумму Т19 млрд, 113 запросов направлено в правоохранительные органы. "Такой расклад связан главным образом с тем, что в результате внедрения системы управления рисками в цепочке на уровне третьего-четвертого поставщика обнаруживается либо обанкроченное предприятие, либо фирма, занимающаяся обналичиванием", - пояснил г-н Ергожин. Проблема лжепредприятий, компаний, занимающихся "обналичкой", уклонения от уплаты налога серьезно беспокоит представителей налоговых структур. Согласно данным, озвученным первым заместителем председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финполиции) Рустама ИБРАИМОВА, в 2006-2008 годах органами финпола зарегистрировано 2554 преступления по неуплате налога гражданами и организациями. При этом их количество имело тенденцию к росту: если в 2006 году удалось выявить 397 преступлений, связанных с неуплатой налога юридическими лицами, то в 2007 году - уже 540, в 2008-м - 526, а за 8 месяцев 2009 года - 495 плюс 113 фактов по физлицам. В результате в бюджет государства недопоступило Т580 млрд. Одной из причин совершения преступлений в налоговой сфере, уверен представитель финполиции, является несовершенство законодательства. "На наличие неоднозначных норм в Налоговом кодексе указывает большое количество судебных споров - в 2008 году в судебные органы подано 654 исковых заявления от налогоплательщиков с требованием о признании неправомерным решения о начислении по результатам налоговых проверок на сумму Т154,2 млрд. В результате 288 дел (52%) на Т126 млрд удовлетворены в пользу налогоплательщиков, 208 (42%) на Т10,6 млрд - в пользу налоговых органов, а остальные 158 находятся на рассмотрении или были отозваны. Очевидно, что более чем в половине споров суды поддержали позицию налогоплательщиков", - резюмировал г-н Ибраимов. По словам г-на Ергожина, в борьбе с недобросовестными плательщиками НДС налоговые службы рассчитывают на действенность такого шага, как актуализация баз данных. В период с 1 июля по 1 декабря компаниям, состоящим на регистрационном учете по НДС по состоянию на 30 июня 2009 года, надлежит пройти процедуру перерегистрации. На сегодняшний день из 107 000 плательщиков НДС, зарегистрированных по Алматы, перерегистрацию прошли только 10 000. Свою лепту в борьбу с недобросовестными игроками может внести принятие законопроекта о лжепредпринимательстве, который согласован со всеми госорганами и бизнес-сообществом, а также прошел два слушания в сенате. Вопросы совершенствования налоговой политики в настоящее время решаются не только в границах отдельно взятой страны, но и в рамках будущего Таможенного союза. На прошлой неделе, отметил г-н Ергожин, удалось согласовать все протоколы, связанные с вопросом обложения косвенными налогами в рамках союза. Разработке подлежит лишь протокол, касающийся уплаты косвенных налогов в свободных экономических зонах, поскольку именно в этом вопросе налоговое поле трех стран расходится. "Мы прорабатываем меры, которые позволили бы защитить нашу страну от нерадивых налогоплательщиков из других стран союза. С этой целью совместно с таможенной и пограничной службами отрабатывается создание единой информационной системы", - добавил председатель налогового комитета. Анна ШАТЕРНИКОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |