|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
14.10.2009 Чем опасны для отечественного сельского хозяйства рекордные урожаи зерновых?
Светлана КАРАБАНОВА, директор ТОО «Северное зерно»: - Практически полное отсутствие экспорта привело к тому, что торговые компании перестали покупать зерно. Также нахождение некоторых североказахстанских элеваторов на станциях российской железной дороги привело к полной блокировке в работе из-за увеличения стоимости услуг по аренде российских вагонов на 80-90 процентов. В результате элеваторы переполнены, отгрузки нет, зерно завозить некуда, продавать некому, нечем оплачивать текущие платежи. Сегодня за несвоевременную оплату налогов Налоговый комитет применяет штрафные санкции, иногда по сумме превышающие суммы платежей. Если мы не в состоянии в данный момент платить налоги, как мы будем оплачивать штрафы? Даже при продаже всего количества полученного урожая мы не закроем более 30 процентов кредитов, не говоря уже о текущих платежах, зарплатах, налогах.
Гани КАЛИЕВ, председатель социал-демократической партии «Ауыл»: - Да вы что, мы же живем не в вакууме, а в мире, где спрос на зерно был, есть и будет всегда. Это не рекордные урожаи опасны для сельского хозяйства, а отсутствие в стране равных возможностей для всех фермерских предприятий, будь они мелкими или очень крупными. Порядка 60 процентов зерна в Казахстане производят не зерновые олигархи, а небольшие крестьянские формирования, у которых нет возможностей выхода на рынки сбыта. Да что там, даже хранить зерно негде. Однако государство почему-то дотирует тех, у кого и элеваторы есть, и экспортные возможности. В итоге мы получаем разорившихся крестьян, вынужденных продавать за бесценок, даже не окупив затрат, свой урожай коллегам покрупнее. Россия эту проблему решила, внедрив систему залоговых кредитов. Государство там либо закупает зерно у фермеров по рыночным ценам, либо выделяет им дотации из бюджета.
Владислав КОСАРЕВ, первый секретарь КНПК: - У крестьянина опасностей в нашей стране море. Первая и главная опасность рядового фермера - топливная кабала. Сегодня мелкие крестьянские хозяйства вынуждены закупать у своих партнеров по бизнесу ГСМ по таким ценам, что при итоговом расчете 1 тонна дизтоплива обходится в 4 тонны зерна. Потом возникает новая трудность - сырое зерно долго не хранится, а сушить его негде, поскольку элеваторы находятся в руках зерновых олигархов. Выход в этой тупиковой ситуации один - принимать условия покупателей зерна, а это всего 70 долларов за тонну, тогда как на мировых рынках этот товар оценивается в 160-170 долларов. В Европе фермеры научились договариваться. И, если, положим, владелец элеватора выкупил у своего коллеги зерно по 110 долларов, а хозяин урожая нашел потом клиента за 170, крестьянин возвращает полученные 110 долларов и платит за хранение зерна, имея возможность продать товар новому покупателю.
Александра АЛЕХОВА, Игорь НЕВОЛИН, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |