|
|
|
Источник: Газеты «Известия-Казахстан» (www.izvestia.kz)
15.10.2009 Белый рынок авто: поводов для оптимизма нет
По итогам третьего квартала 2009 года отечественный рынок новых автомобилей в сравнении с аналогичным периодом года минувшего по объемам продаж сократился в два раза. Официальными дилерами в эти три месяца было реализовано всего 4 505 единиц автотехники, что на 50,29% меньше, чем в данный период 2008-го. Как отметили представители консалтинговой компании «Qncepto» (подготовившей отчет о ситуации на белом рынке автомобилей в РК), для большинства дилеров этот отрезок времени стал депрессивным периодом, который сопровождался активным перераспределением конкурентных сил на рынке. Несмотря на спад продаж, аналитики подчеркивают, что бренды премиум-класса довольно ровно пережили третий квартал и в ряде случаев даже улучшили свои позиции. Так, Mercedez Benz за счет продажи партии коммерческих авто увеличил свой «вес» на рынке с 0,39% до 1,8% (81 автомобиль в III квартале 2009 против 35 в 2008 г.). BMW удалось продать в республике 45 автомобилей - ровно то же количество, что и в аналогичный период минувшего года. Audi улучшил свой прошлогодний результат c 17 до 22 проданных автомобилей. Но на фоне всеобщего спада эти небольшие островки стабильности и роста не создают чувства должного оптимизма для всей индустрии продаж. Да и вообще, что касается этого радужного чувства, то, как отмечают эксперты, в последний раз поводом для сдержанного оптимизма послужил рост объемов продаж новых автомобилей во II квартале текущего года на 13,26% (по отношению к итогам I квартала). Аналитики «Qncepto» говорят о том, что это наряду с признаками оживления весной 2008 года было вторым всплеском потребительской активности в двухлетней истории кризиса в отрасли. Самым неудачным временем за эту историю стал февраль 2009 года - тогда дилерам удалось продать всего 1024 автомобиля. До этого наименее удачным месяцем считался январь 2008 года - тогда по всей республике дилеры реализовали 2706 авто. Исходя из этого эксперты полагают, что весенний всплеск активности стоит отнести к статистическим колебаниям, связанным с резким сокращением емкости отечественного рынка. По той же причине рано делать выводы о начале его восстановления по итогам третьего квартала этого года, показавшего прирост продаж на 3,83% (ко II кварталу сего года). Тем более что скромный рост был обеспечен не результатами сентября, с которым традиционно связано сезонное оживление потребительского спроса, а главным образом с показателями летних месяцев. Ситуация на рынке белых авто расшатала позиции крупнейших импортеров. Так, по оценке экспертов самые тяжелые потери понесла КМК «Астана Моторс». По итогам девяти месяцев текущего года рыночная доля этой дилерской группы сократилась почти на треть. Если в третьем квартале 2008 года компания контролировала 24,72% рынка новых автомобилей, то в тот же период текущего года ее доля составила 16,97%. Из пяти автобрендов, представляемых компанией, лишь марке BMW удалось укрепить рыночную позицию. По мнению экспертов, другие дилерские группы оказались более устойчивы к ударам кризиса. Так, доля «Тойота Центр Жетысу» снизилась лишь на 1,4% (с 10,03% в III кв. 2008 г. до 8,64% в III кв. 2009 г.), «Меркур Авто», потеряв 1,91%, сохранил за собой 18,36% рынка (против 20,27% в III кв. 2008 г.), а группа «БИПЭК АВТО», чья доля составила 36,08% против 38,28% годом ранее, удерживает первенство на рынке республики. На 1,16% в третьем квартале 2009 года по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличились продажи автомобилей российских марок. Их общая доля составила 34,19%. Если рассматривать ситуацию через срез продаж по маркам машин, то именно продукции российского ВАЗа принадлежит пальма первенства - в третьем квартале было реализовано 988 автомобилей, обеспечивших расширение рыночной доли этой компании до 21,94% (плюс 2,06% к прошлогоднему показателю). Как отмечается в отчете компании «Qncepto», на втором месте по популярности находится японская Toyota, которая закрыла квартал с результатом в 914 автомобилей, «просев» чуть ниже рынка в целом на 51,59% к третьему кварталу 2008 г., когда ее покупателями стали 1892 казахстанца. Третье место - за УАЗом. Аналитики называют его фаворитом тендерных закупок. Но и это звание не помогло компании - доля продаж сократилась с 12,49% до 10,92%. В третьем квартале было продано 492 автомобиля этой марки. На одну машину меньше было продано автомобилей под брендом Mitsubishi. Объемы продаж этой марки в целом увеличились на 3,73%. Пятое место - за узбекским Daewoo: 437 автомобилей за июль-сентябрь против 569 в 2008 году. Daewoo поднялся на одну позицию вверх, сместив с этого места немецкий Volkswagen, продажи которого рухнули более чем пятикратно - с 587 авто в третьем квартале минувшего года до 112 в тот же период 2009 года. Таким образом, Volkswagen оказался на восьмом месте в «общекомандном» списке брендов. Шестое место - за Chevrolet. Было продано 180 «американцев» усть-каменогорской сборки, за счет чего марка поднялась на две позиции. Седьмое - за Nissan: 130 реализованных автомобилей. На девятом - Subaru: 109 авто, а замыкает десятку скатившийся с седьмой позиции Hyundai. Дилеры этого корейского производителя понесли внушительные потери - доля бренда в третьем квартале сжалась более чем в 2,5 раза, а его покупателями стали лишь 105 казахстанцев. В десятку не попал Ford. Его рыночный вклад сократился с 1,28% (в III кв. 2008 г.) до 0,47%, а число проданных автомобилей сократилось со 116 до 21 единиц.
Николай Лимов, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |