|
|
|
15.10.2009 Куаныш Айтаханов: Продовольственная безопасность - ключевой вопрос государственной политики
Китайские овощи, порошковое молоко и колбасы из России, узбекские персики и другие зарубежные «гости» на казахстанских прилавках возводятся в ранг недругов, подрывающих экономические устои государства. В проекте закона по вопросам продовольственной безопасности, который находится на рассмотрении Парламента, законодатели предлагают считать чрезмерную зависимость от внешних рынков угрозой национальной безопасности страны. Впрочем, мало знать конкурента в лицо, нужно насытить внутренний рынок качественными товарами собственного производства. Предлагаемый депутатами законопроект в данном контексте предусматривает меры поддержки аграрного сектора. Подробности в интервью с депутатом Сената Парламента Куанышем АЙТАХАНОВЫМ. - Куаныш Айтаханович, эксперты немало говорят о так называемой завозной инфляции, обусловленной зависимостью от продовольственных рынков зарубежья. Приводятся цифры, факты. Все они известны. Что сегодня делается для решения этой проблемы? - Решение проблем продовольственной безопасности - один из ключевых вопросов государственной политики. Казахстан как аграрная страна обладает большим потенциалом в этой сфере, но продолжает экспортировать от 30 до 60 процентов продовольственных товаров. В то же время, как показывают экспертные исследования, в случае, если экспорт составляет более 20 процентов, данный факт следует расценивать в качестве угрозы национальной безопасности страны. Замечу, данное положение нашло отражение в проекте закона по вопросам продовольственной безопасности. Глава государства Нурсултан Назарбаев в связи с этим поставил две главные задачи, решение которых призвано переломить ситуацию. Первая - обеспечить население республики в полном объеме качественными продовольственными товарами. Вторая - диверсифицировать аграрный сектор, внедрить инновационные формы хозяйствования, что позволит сделать нашу продукцию конкурентоспособной, в том числе и на внешних рынках. Именно поэтому на XII съезде НДП «Нур Отан» среди семи направлений, на которых Правительство сейчас концентрирует усилия, первоочередной задачей обозначено развитие АПК и сельхозпереработки. Речь идет о технологическом перевооружении и широкомасштабной модернизации аграрного сектора с учетом роста потребления и цен на продовольственные товары во всем мире. По поручению Главы государства нам уже к 2015 году необходимо довести долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта до восьми процентов. Все возможности для этого, включая наличие рынков сбыта, имеются. Россия, например, ежегодно завозит 1,5 млн. т мяса из Аргентины и Бразилии. Казахстан - ближе, а значит, наша продукция дешевле. Что мешает занять эту рыночную нишу? - Какие же конкретно меры для развития отрасли предлагает проект закона по вопросам продовольственной безопасности? - Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, а также восемь законов, включая закон о национальной безопасности. В документе затрагивается широкий перечень мер поддержки аграрного сектора. Среди новых направлений, которые получат субсидирование, - внедрение систем капельного орошения, удешевление затрат на приобретение удобрений, выращивание овощей в закрытом грунте и другие. Субсидирование стоимости гербицидов, например, предполагает непременное условие: они должны быть произведены отечественными производителями, то есть параллельно с удешевлением сельхозпродукции решается вопрос увеличения казахстанского содержания в закупках. Не менее важная тема - сохранение и мелиоративное улучшение орошаемых земель. Положение здесь в последние годы резко ухудшилось. Если в 1991 году в «золотой фонд» земледелия входило 2,1 млн. га, то сегодня на 700 тыс. меньше, а мелиоративное состояние 378 тыс. га используемых земель находится на низком уровне. Основные мелиоративные фонды изношены почти наполовину, отдельные элементы оросительных систем на 60-80 процентов. Сложившаяся ситуация требует проведения комплексной реконструкции всех гидромелиоративных систем и гидротехнических сооружений. Кроме этого, необходимо эксплуатировать и периодически их ремонтировать. Для решения проблемы законопроект предусматривает меры финансовой поддержки. Согласно проекту закона, субсидированию подлежит и другой вид инновационной деятельности - внедрение систем капельного орошения. В контексте ухудшения экологического состояния орошаемых земель инициатива выглядит многообещающей. В качестве примера можно привести ТОО «Жана Акдала» в Южно-Казахстанской области. С успехами этих аграриев лично ознакомился Президент Нурсултан Назарбаев в ходе рабочей поездки по региону. Традиционным методом с одного гектара здесь получали 25 т помидоров, при внедрении капельного орошения урожайность выросла до 100 т с гектара. При этом потребление воды сократилось в три раза! В Южном Казахстане поставили задачу на следующий год внедрить капельное орошение на 25 тыс. га вместо тысячи нынешних. Это, на мой взгляд, один из важных элементов индустриализации сельского хозяйства. Еще один вид предлагаемых субсидий касается полного возмещения затрат сельхозпроизводителей на экспертизу казахстанского хлопка-сырца. Ранее эта обязанность возлагалась на крестьян. Однако основная масса мелких хлопководческих хозяйств республики не в состоянии покрывать расходы по экспертизе. Как следствие - при определении качества принимаемого на хранение и первичную переработку сырья лабораториями хлопкоочистительных заводов допускались факты фальсификации (завышение влажности и засоренности хлопка в совокупности на три-пять процентов). С принятием закона интересы производителей хлопка удастся защитить. - Решение вопросов продовольственной безопасности предполагает внедрение инновационных методов хозяйствования, приобретение новой современной техники. И в этот процесс, насколько известно, будут вовлекаться мелкие крестьянские хозяйства. Каким образом? - Опять же в качестве примера хотелось бы привести Южно-Казахстанскую область. Здесь функционируют порядка 65 тыс. крестьянских хозяйств, из них 35 тыс. имеют земли от одного до пяти га, что свидетельствует об их сильной раздробленности. Соответственно, мелкие хозяйства не способны внедрять новые технологии, севообороты, осваивать инновационные формы земледелия, интенсивно использовать современную технику. Поэтому продукция, производимая ими, имеет очень высокую себестоимость, она неконкурентоспособна. Как их объединить? Один из путей - создание сети многоотраслевых сервисно-заготовительных центров (СЗЦ) на основе кооперации сельхозтоваропроизводителей, которые получат массированную поддержку государства посредством участия в них социально-предпринимательских корпораций. Центры предназначены для оказания услуг по производству, снабжению, заготовке, хранению, транспортировке и реализации продукции сельского хозяйства. Соответствующие нормы отражены в проекте закона. - Известно, что проект закона направлен не только на поддержку аграриев, но и потребителей сельхозпродукции… - В нем прописаны аспекты формирования и управления государственными стабилизационными ресурсами зерна для регулирования цен на рынке хлебобулочных изделий. В частности, вводится такое понятие, как агент - государственная продовольственная корпорация, в задачу которой входит закупка зерна в стабилизационный фонд. Закупочная цена при этом устанавливается Правительством, исходя из рыночной конъюнктуры, а размер поставок - в зависимости от урожайности и иных параметров. Квоту в разрезе областей будет определять Минсельхоз, контроль за исполнением возлагается на местные исполнительные органы. Кроме того, в документе прописывается схема переработки зерна из стабилизационных ресурсов, производства и реализации хлеба. В этом плане вводится новое понятие - предельная цена на хлебобулочные изделия, произведенные из государственных стабилизационных ресурсов зерна, которая также устанавливается и контролируется местными исполнительными органами. Все это позволит предотвратить резкие скачки цен на рынке. Хотелось бы добавить, что проект закона предусматривает введение термина - «социально значимые товары», перечень которых будет определяться Правительством. Что это дает? Во-первых, предусмотрены субсидии для приобретения названных товаров социально уязвимыми слоями населения. Во-вторых, для данного вида товаров предусматривается введение размера предельной торговой надбавки. Она будет определяться субъектами торговой деятельности в соответствующих договорах поставки. Иначе сделка будет считаться недействительной.
Владимир КУРЯТОВ Фото с сайта kazpravda.kz
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |