|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
24.10.2009 «Мы разработали самый социально ориентированный бюджет» - министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов
О том, что намерено делать Правительство для успешного выхода страны из кризиса и перехода к ускоренному посткризисному развитию, - в беседе с нашим корреспондентом рассказывает министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов. - Бахыт Турлыханович, в Послании Главы государства народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию» указывалось, что Правительство обязано выполнить все обязательства государства по увеличению социальных выплат и заработной платы бюджетникам, Позволит ли сегодняшняя экономическая ситуация выполнить это поручение Президента? - Проект бюджета на 2010-2012 годы в большей, чем когда-либо, степени, является социально ориентированным. Доля расходов, направляемых на социальную сферу, в общем объеме расходов бюджета составляет свыше 40 процентов. Для сравнения: в 2007 году этот показатель составил 31,5 процента, в 2008 году - 26,4 процента. И это в то время, когда другие государства в условиях кризиса не только сокращают социальные обязательства государства, но и полностью отказываются от них. С учетом фонда оплаты труда, других расходных статей бюджета, расходы на социальную сферу превысят 50 процентов. То есть более половины всех расходов бюджета направляется на социальную сферу и оплату труда работников бюджетной сферы. Помимо увеличения с 1 июля 2010 и 2011 годов заработной платы работникам бюджетной сферы и государственных стипендий, проектом республиканского бюджета предусмотрены не менее важные мероприятия социального характера. В их числе: повышение с 1 января 2010 и 2011 годов пенсионных выплат на 25 и 30 процентов, соответственно; увеличение размеров государственных социальных пособий и специальных государственных пособий в среднем на 9 процентов, а также повышение спецгоспособий отдельным категориям ветеранов в соответствии с законопроектом «О ветеранах»; повышение с 2010 года ежемесячных пособий по уходу за ребенком и размера единовременных пособий на рождение четвертого и более ребенка с 30 до 50 минимальных расчетных показателей. Предусматривается также повышение размера спецгоспособия для многодетных матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», получивших звание «Мать-героиня», награжденных орденом «Материнская слава», - с 3,9 до 6 минимальных расчетных показателей. Несмотря на кризисные явления в экономике, проектом бюджета предусмотрена выплата с 2010 года нового вида пособия родителям и опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, размер которого будет приравнен к минимальной заработной плате. Это пособие вводится для улучшения положения детей-инвалидов и будет способствовать возврату их в семьи. В связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне предусмотрены средства на оплату льготного проезда ветеранов и инвалидов Отечественной войны и выплату им единовременной материальной помощи. Также с 2010 года будут увеличены спецгоспособия Героям Советского Союза, кавалерам орденов Славы трех степеней до 130 МРП, Героям Социалистического Труда из числа участников Великой Отечественной войны - до 70 МРП. Также будут введены спецгоспособия лицам, удостоенным почетного звания «Қазақстанның ғарышкер-ұшқышы», в размере 130 МРП. - Когда проводились итоги социально-экономического развития страны в первом полугодии, говорились о том, что к концу года Казахстан должен добиться роста валового внутреннего продукта. Каковы прогнозы Правительства сейчас, по истечении девяти месяцев с начала года? - Несмотря на снижение реального ВВП в первом полугодии на 2,4 процента, с учетом получения основного эффекта от реализации антикризисных мер во втором полугодии и выхода на прогнозируемый график объемов добычи нефти рост ВВП ожидается на уровне 0,1 процента. О том, что в этом году рецессии не произойдет, позволяют говорить наметившиеся положительные тенденции в секторах экономики. Падение производства промышленной продукции сократилось - от 4,6 процента в первом квартале, до одного процента - по итогам девяти месяцев. Наметились тенденции незначительного роста объемов торговли. Если в январе и феврале объем розничного товарооборота снижался каждый месяц, то, начиная с марта, наблюдается рост розничного товарооборота к предыдущему месяцу. Постепенно растет инвестиционная активность. В сентябре объем инвестиций в основной капитал вырос на 7 процентов к предыдущему месяцу. За девять месяцев инвестиции увеличились на 2,2 процента. Постепенно увеличиваются объемы перевозок по отношению к предыдущему месяцу. Кроме того, в текущем году в рамках Антикризисной программы и Дорожной карты реализован и еще реализуется комплекс мер, направленных на поддержание различных секторов экономики, уровня занятости населения. Рост реального ВВП прогнозируется на уровне 0,1 процента также с учетом получения основного эффекта от данных мероприятий во втором полугодии. В настоящее время отраслевыми госорганами, совместно с местными властями, проводится работа с крупными предприятиями-производителями, направленная на недопущение рецессии и достижение прогнозируемого роста экономики в 2009 году. - Президент Н.А.Назарбаев в своем Послании отмечал, что в целом в экономику страны в антикризисных целях дополнительно направлено свыше 2-х триллионов 700 миллиардов тенге. Считаете ли вы достаточными эти средства для решения всех задач по противодействию влиянию мирового кризиса на экономику Казахстана? - Масштабная поддержка национальных экономик правительствами стран мира, безусловно, явилась основным фактором, смягчившим последствия глобального финансово-экономического кризиса, охватившего почти все сектора экономики. С начала появления первых симптомов кризисных явлений в экономике Казахстана Правительство страны смогло трезво оценить надвигающуюся «бурю», своевременно принять решение о поддержке банковской системы и помощи реальному сектору экономики. О полном эффекте от реализации антициклических мероприятий в экономике Казахстана говорить пока преждевременно, но промежуточные результаты наблюдаются по имеющимся тенденциям изменения макроэкономических показателей с начала 2009 года. Если пик кризиса в экономике наблюдался в первом квартале текущего года, когда ВВП страны сократился, в сравнении как с предыдущим периодом, так и с аналогичным периодом прошлого года, то в последующие два квартала подряд наблюдается рост экономики по сравнению с предыдущим кварталом. По итогам 2009 года нами прогнозируется положительный темп роста экономики в 100,1 процента, что является прямым результатом принятых мер. На мой взгляд, без соответствующей поддержки глубина падения отечественной экономики оказалась бы куда более внушительной, и нанесла бы значительный ущерб социальной обстановке, замедляя темп посткризисного восстановления экономики. Но, несмотря на наметивший общий курс оживления деловой активности в экономике, в краткосрочной перспективе дальнейшая реализация антикризисных мероприятий является необходимой - для упрочения тенденций роста. Те инвестиционные проекты, которые осуществляются в рамках антикризисной программы Правительства, направлены, в первую очередь, на формирование прочной базы посткризисного периода динамичного экономического развития страны. Правительство взяло масштабный курс на диверсификацию экономики, создание мощной индустриальной ее основы. По оценкам международных экспертов, на сегодняшний день казахстанский опыт антициклического регулирования экономических процессов оказался наиболее результативным среди стран СНГ. Работа в этом направлении будет продолжена и в последующие годы. Так, на реализацию программы «Дорожная карта» в 2010 году в проекте бюджета предусмотрено 100 миллиардов тенге. Дополнительно поддержка экономике будет оказана за счет средств Фонда стрессовых активов. Средства Фонда будут направлены на кредитование предпринимателей, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, и на поддержку участников долевого строительства. В частности, 20 миллиардов тенге из Фонда и софинансирование со стороны банков в объеме 8,5 миллиарда тенге будут направлены на рефинансирование стандартных кредитов в обрабатывающей промышленности. На финансирование лизинговых сделок в обрабатывающей промышленности будет направлено два миллиарда тенге. Средства Фонда в сумме 20 миллиардов тенге предоставлены Банку развития Казахстана, который обеспечит финансирование долгосрочных проектов в обрабатывающей промышленности уже на сумму 50 миллиардов тенге. Еще 30 миллиардов тенге Фондом направлены на завершение строительства проблемных объектов в городах Алматы и Астаны, что решит проблемы более чем 2,5 тысячи дольщиков. - Одновременно с оказанием финансовой поддержки системообразующим банкам, Правительство начало принимать меры для того, чтобы в будущем не допускалось чрезмерных внешних заимствований. О некоторых из них сообщалось в ходе различных совещаний и заседаний Правительства. Можете ли Вы указать наиболее, на Ваш взгляд, важные из этих мер? - Глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал недостатки как в структуре государственного регулирования, так и в деятельности самих финансовых институтов. Проблемы финансовых институтов проявились в несовершенстве и несоответствии систем управления рисками уровню принимаемых рисков. В связи с этим, одним из главных условий обеспечения устойчивости финансового сектора в посткризисный период является необходимость устранения выявленных проблем, исправление допущенных ошибок и направление его развития в русле стабильного поступательного роста. В настоящее время, по поручению Главы государства, Национальным банком совместно с заинтересованными государственными органами разрабатывается Концепция развития финансового сектора в посткризисный период. Основными целями Концепции являются: повышение устойчивости финансового сектора; создание условий по устранению недостатков, факторов нестабильности и явлений, обнаруженных в ходе текущего финансово-экономического кризиса; укрепление доверия к финансовому сектору республики - как со стороны инвесторов, так и со стороны потребителей финансовых услуг. В частности, в рамках мер по повышению ликвидности банков и снижению риска рефинансирования, предусматривается снижение избыточного уровня внешнего заимствования, что предполагает достижение банками отношения внешнего долга к совокупным обязательствам, не более чем принято в международной практике. Доля внешнего фондирования предполагает убытки для банков, в частности, в период кризисной ситуации, когда рефинансирование долга проблематично и банк вынужден прибегать к продаже активов со значительным дисконтом. Кроме этого, Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций планирует пересмотреть подходы к определению коэффициентов достаточности собственных средств. Чем больше концентрация внешнего финансирования у банка, тем выше будут требования к минимальной достаточности капитала. То есть с ростом концентрации внешнего финансирования, достаточность собственного капитала банка посредством корректировочного коэффициента должна повышаться. Таким образом, в целях снижения подверженности банков риску рефинансирования по внешним обязательствам, внешние заимствования банков будут ограничиваться посредством повышения требований к их капитализации. Дополнительно, в соответствии с рекомендациями министров финансов и глав центральных банков стран «Большой двадцатки» по укреплению финансовой системы, выпущенных по итогам встречи, состоявшейся 5 сентября 2009 года в Лондоне, АФН планирует мероприятия по дальнейшему совершенствованию регулирования и надзора финансового рынка. В частности, для банковских конгломератов будут установлены ограничения по объему внешнего заимствования. Данный лимит будет рассчитываться как отношение суммы совокупных обязательств участников банковского конгломерата перед нерезидентами к фактическому размеру собственного капитала банковского конгломерата. При этом расчет совокупных обязательств участников банковского конгломерата будет проводиться на ежеквартальной основе - аналогично методике расчета пруденциальных нормативов для банков. Одновременно с введением более жестких требований по внешним обязательствам будут предприняты меры по диверсификации базы фондирования банков с тем, чтобы увеличить в структуре их обязательств доли депозитов, в частности, депозитов физических лиц, и сократить зависимость банков второго уровня от внешнего финансирования. Будут приняты меры для поддержания банками оптимального соотношения выданных кредитов к депозитам. - Правительству удалось не допустить значительного роста безработицы в этом году за счет реализации Дорожной карты и заключения соответствующих меморандумов с работодателями. Но, в целом, заработки граждан, участвующих в реализации этой программы, невысокие, особенно в сельской местности. Планируется ли увеличить зарплаты работников, участвующих в реализации Дорожной карты, в следующем году? - Освоение бюджетных средств, выделенных на реализацию Дорожной карты, идет в соответствии с планами финансирования. В целом по республике, по данным местных исполнительных органов, по состоянию на 9 октября 2009 года, при реализации инвестиционных проектов Дорожной карты освоено 139,6 миллиарда тенге. В том числе средства республиканского бюджета - 96,8 миллиарда тенге, средства местных бюджетов - 42,8 миллиарда тенге, что составляет 82,8% от общей суммы на год. Из 5153 запланированных проектов по 3848 проектам работы полностью завершены. Среднемесячная заработная плата работников, занятых на реализации проектов Дорожной карты, составляет 29,6 тысячи тенге. По данным Министерства труда и социальной защиты населения, в 2009 году планы по созданию рабочих мест основывались из прогноза массового высвобождения работников - 136 тысяч человек, который в итоге не подтвердился. И приоритетом являлась максимальная занятость этих людей. В 2010 году, учитывая, что приоритетом будет реализация наиболее значимых и перспективных проектов, дающих мультипликативный эффект, предлагается распределение рабочих мест производить в зависимости от объемов финансирования. Соответственно, если в текущем году, в основном, широко использовалось применение простого, неквалифицированного труда с низким уровнем механизации, то в следующем году ориентир изменится на использование квалифицированной рабочей силы. В 2009 году условная средняя стоимость одного рабочего места, включая все расходы по строительству и ремонту, составила 642 тысяч тенге на весь период реализации проекта, или, в среднем в месяц, всего лишь 120 тысяч тенге. Это, в свою очередь, повлияло и на средний размер заработной платы. В этой связи, с учетом уменьшения общей суммы финансирования, а также того обстоятельства, что объем финансирования теперь определяется не от прогноза массового высвобождения работников, а от численности населения, в рамках Дорожной карты на 2010 год предлагается, по предварительным расчетам, создание 130 тысяч рабочих мест. При этом, рабочие места планируется распределить между регионами пропорционально численности всего населения, и соответственно - пропорционально выделенным средствам. В 2010 году с учетом планируемого количества создаваемых рабочих мест и объема выделяемых средств, условная средняя стоимость одного рабочего места составит 923,1 тысячи тенге, и будет одинаковой по всем регионам. Это, в свою очередь, позволит обеспечить в 2010 году увеличение заработной платы работников, занятых на реализации проектов Дорожной карты, по сравнению с 2009 годом.
- Спасибо за беседу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |