|
|
|
Источник: Газеты «Мегаполис» (www.megapolis.kz)
02.11.2009 А много ли птичка даёт молока?
Какое «Птичье молоко» - украинского, алматинского или актюбинского производства покупать, бесспорно, дело вкуса. Но отечественные кондитеры считают, что вполне можно обойтись и без заморских сладостей, настаивая на ограничении импорта, заполонившего конфетный рынок. Ввести или нет подобный запрет - должны решить в правительстве. Когда-то актюбинское «Птичье молоко» славилось далеко за пределами города на белом холме. Собираясь в поездку, ни один актюбинец не сомневался: лучше гостинца, чем коробочка этих сладостей с довольно странным названием, подразумевающим надои с птички, просто нет. Судя по объёмам, неплохо шли и другие кондитерские изделия местного производства. Так в год фабрика выпускала до 37 тысяч тонн сладкой продукции. Теперь это кажется фантастикой, ведь сейчас местный производитель едва осиливает 10% тех объёмов. В нынешнее время в год здесь производят примерно три тысячи тонн. Поэтому понять «воинственный» настрой отечественных производителей, настаивающих на ограничениях ввоза сладкой продукции извне, вполне можно. Сейчас конфетный рынок настолько заполнен импортной продукцией, что казахстанские производители несут постоянные убытки. Больше половины кондитерских изделий на прилавках казахстанских торговых точек - это импорт, в основном из России и Украины. В приватных беседах кондитеры делятся наболевшим. Обид у местных производителей на своих за-граничных конкурентов хватает. И корнями они уходят ещё в советскую эпоху. После развала мощной державы у россиян и украинцев были все возможности приватизировать уже раскрученные совет-ские фабрики, основная масса которых была сосредоточена не на территории Казахстана. Причём бывшие сограждане постарались «присвоить» и известные бренды, такие, как «Ласточка», «Ромашка», «Му-Му», «Коровка» и другие названия, знакомые многим с детства. Сейчас большинство из них считаются интеллектуальной собственностью зарубежных производителей, и провезти ту же казахстанскую «Ласточку» к ним на территорию считается противозаконным. Помимо шикарного советского наследства, доставшегося украин-ским и российским производителям, местные кондитеры называют и другие преимущества конкурентов. Взять то же сырьё, которое используют в кондитерской промышленности. У бывших советских партнёров свой дешёвый сахар, патока и, к примеру, фруктовое пюре. А те расценки, которые предложил казахстан-ский сахарный центр, оказались неприемлемыми. Нашим кондитерам пришлось искать другие источники основного сырья, на котором держится кондитерская отрасль. Поиски привели в Польшу и Белоруссию. Там казахстанским кондитерам предложили неплохие условия для закупа сахара, но на это ушло время. К тому же без транспортных расходов всё же не обойтись. Между тем зарубежные производители делают всё, чтобы отвоевать казахстанский рынок. Например, отечественные кондитеры не исключают со стороны конкурентов демпинга цен. - Я сам был в Украине и видел, сколько стоят там украинские конфеты. Та же самая продукция, которую они завозят в Казахстан, у них на порядок дороже, - говорит директор Актюбинской кондитерской фабрики Халиула Сагандыков. Кстати, сами Россия и Украина не гнушались тем, чтобы вводить ограничения на импорт сладкой продукции. Так в Украине ограничительная пошлина вводилась в 1997 году. Россия шла на введение защитных мер против импорта кондитерских изделий не один раз: в 2001 году и в 2005 году - на два года, а в 2008 году запреты касались конкретно украинских конфет. Такие же ограничения против украинских производителей приняли Белоруссия и Молдова. Неудивительно, говорят в ассоциации кондитеров, что рынки этих стран целиком контролируются отечественными производителями и доля присутствующих на них импортных сладостей мала. В Казахстане тоже вводились подобные ограничения. Так границу закрывали в 2005 году на полгода. Однако особого рывка в отечественном производстве сладкой продукции не произошло. Местные производители это объясняют тем, что зарубежные конкуренты успели до запрета завезти трёхмесячный запас продукции и таким образом обеспечить рынок. В начале этого лета правительство Казахстана вновь приняло постановление о введении временных защитных мер на импорт семи видов кондитерских изделий в размере 28 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг сроком до 20 сентября этого года. - Ограничения начали действовать с июля, а в июле и августе у кондитеров - мёртвый сезон. Это сезон варенья и фруктов, поэтому спрос на кондитерскую продукцию всегда падает, - объясняет глава Актюбинской фабрики. 26 сентября закончилось действие постановления Кабинета министров Казахстана о введении этих временных защитных пошлин на импорт некоторых видов кондитерских изделий на период проведения разбирательства. Теперь Министерство индустрии и торговли должно подвести итог девятимесячного разбирательства и решить, нужно ли вводить долговременные защитные меры. Защитные меры могут вводиться на срок до четырех лет. Естественно, кондитеры рассчитывают на такую долговременную защиту, о чём и просят правительство. Впрочем, у торговцев конфетами своё мнение на этот счёт. «Спросом пользуются и отечественные, и импортные конфеты. Даже те покупатели, которые выбрали для себя определённую марку конфет, скажем, отечественного производства, могут вдруг перейти на конфеты другого производства. В любом случае у покупателей должен быть выбор. Именно поэтому мы стараемся представить более разнообразный ассортимент», - рассказывает продавец Раиса, не первый год торгующая кондитерскими изделиями на актюбинском рынке «Алия». И вопрос не только в выборе. Даже сейчас, когда украинские и российские конфеты в свободной продаже в полном ассортименте, цены на отечественные конфеты отнюдь не назовёшь низкими. Торговые работники показали журналисту отечественные шоколадные конфеты по цене 2.500 тенге за килограмм и подобные российские, которые даже с учётом того, что привозные, стоят 1.800 тенге за кило. «При этом россияне и украинцы представляют более богатый ассортимент. У них больше разновидностей и постоянно выходят новинки», - рассказывают торговцы. Потребители тоже меньше всего пекутся о прибылях отечественных производителей. И дело здесь не в отсутствии патриотизма. Просто далеко не все кондитерские изделия, произведённые в Казахстане, отличаются отменным качеством. А могут ли местные производители обещать, что оно не ухудшится, если не будет конкуренции?
Алиса МАРИНЕЦ, Актобе
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |