|
|
|
Источник: Газеты «Известия-Казахстан» (www.izvestia.kz)
17.11.2009 Шаг к выходу из черного списка?
В субботу министерство транспорта и коммуникаций РК огласило первые итоги очередного заседания Комитета по безопасности полетов европейской комиссии. После внесения всех казахстанских авиакомпаний, за исключением «Эйр Астаны», в черный список, запрещающий использование воздушного пространства Европы, еврокомиссия, похоже, сделала первый шаг к возвращению казахстанских бортов в Старый Свет. Шаг, правда, небольшой: на своем очередном заседании в Брюсселе 11 ноября комитет положительно оценил работу авиационной администрации Казахстана. Напомним, вето на полеты было наложено в июне этого года, когда еврокомиссия обновила свой черный список, в который попали казахстанские «Кокшетауские авиалинии», АТМА Airlines, «Беркут Эйр», East Wing, «Саят Эйр» и Starline KZ. Авиационные власти, правда, призывали не делать из этого большой проблемы: как следовало из интервью председателя Комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Радильбека Адимолды агентству КазТАГ, регулярные рейсы в Европу совершала только «Эйр Астана», а остальные совершали лишь чартерные, грузовые и эпизодические рейсы в Евросоюз. Причины вето известны: чартеры и грузовые рейсы из Казахстана в ЕС совершались на самолетах Ил-76 и АН-12, которые в Европе признаны устаревшими и потому небезопасными. Хотя, как в том же интервью отметил г-н Адимолда, в позиции европейцев больше перестраховки, чем ссылок на реальные авиаинциденты. «Европа с беспокойством относится к самолетам советского производства, и европейцы всегда находят в них нарушения, даже если самолет и экипаж готовы на 100%, - заявил он КазТАГу. Они с недоверием относятся к самолетам советского производства, потому что они уже имеют большой календарный срок службы, около 30 лет. Они заранее найдут нарушения на этих самолетах». В начале ноября премьер-министр Карим Масимов объявил мораторий на регистрацию новых авиакомпаний до разрешения ситуации с включением казахстанских перевозчиков в черный список еврокомиссии. После снятия этого моратория, по словам главы правительства, разрешения будут выдаваться только тем авиакомпаниям, которые соответствуют международным требованиям. «Надо довести до ума то, что есть, а не плодить новые, - подчеркнул премьер. - То, что у нас случилось с авиацией и ЕС, нас не красит». И спросил у министра транспорта и коммуникаций Абельгазы Кусаинова: когда, по его мнению, будут сняты запреты. Глава минтранскома заверил, что это может произойти во второй половине 2010 года, поскольку с 30 октября в Казахстане работает комиссия, состоящая из трех членов ИКАО. И они «по сравнению с той проверкой, которая проходила в мае, совершенно другого мнения», - заверил Кусаинов. Кроме того, в мажилисе находится законопроект «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», который соответствует международным нормам ИКАО и призван повысить безопасность полетов. Принятие нового закона о гражданской авиации ожидается до конца текущего года, между тем как его отсутствие и было одним из камней преткновения между европейцами и казахстанскими авиационными властями. По всей видимости, нынешние выводы комитет еврокомиссии сделал на основании как докладов тех трех членов ИКАО, так и на отчета Комитета гражданской авиации. Тем не менее проблем в авиационном хозяйстве страны еще много. Нужно заменить борты советского производства, вызывающие у европейцев отторжение. Но у большинства отечественных авиакомпаний нет на это денег, а рассчитывать на помощь государства им не приходится. Есть еще целый ворох внутренних проблем, поднятых в субботу на расширенном совещании по вопросу сервисного обслуживания пассажиров на железнодорожном и воздушном транспорте под председательством исполняющего обязанности министра Еркына Дюсембаева. Он проанализировал сервис на железнодорожном и воздушном транспорте и привел многочисленные примеры недостатков. Кроме того, было заострено внимание на замечаниях, высказанных главой государства на совещании актива Астаны относительно низкого уровня сервиса железнодорожного вокзала и аэропорта. По словам Дюсембаева, в гражданской авиации особую озабоченность вызывают обеспечение регулярности полетов в осенне-зимний период и сервис в аэропортах и авиакомпаниях страны. По его мнению, ослаблен контроль со стороны руководителей аэропортов за обеспечением регулярности полетов. В аэропортах не хватает спецтехники и жидкости для противооблединительной обработки воздушных судов западного производства, что опять-таки относится к безопасности, из-за которой отечественным авиакомпаниям запретили пользоваться европейским небом. По сведениям исполняющего обязанности министра, из 17 аэропортов, куда летают воздушные суда западного производства, только 9 отвечают необходимым требованиям. Например, 9 ноября 2009 года в аэропорту Алматы первый снег вызвал задержки рейсов на три-четыре часа только из-за нехватки машин для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью, а в Актау нет ни жидкости, ни спецтехники. В аэропортах Тараза, Семея, Костаная, Петропавловска данная спецтехника вообще отсутствует, и средств для ее приобретения аэропорты не предусматривают.
Евгений Дмитриев, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |