|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
20.11.2009 От таможни до прилавка
Правительство, наконец, решило разобраться с завышенными ценами на плодоовощную продукцию. Ретейлеры радуются долгожданному вниманию со стороны главы государства. Говорят, это стоило 18-летнего ожидания. В скором времени в Казахстане, как и во многих зарубежных странах, будет престижно работать в «Арзанах», «Метро» и других торговых точках, считают эксперты. Предпосылками завышения цен вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев называет коррупционные правонарушения на каждом этапе доставки продовольственных товаров как при пересечении границы и таможенном оформлении, так и при транспортировке по территории Казахстана. С ним согласился и представитель одной из отечественных социально-продовольственных корпораций (СПК), пожелавший остаться неназванным. Таможня - самая коррумпированная структура, высказал он свое мнение в беседе с «&». По его мнению, импортеры плодоовощной продукции заинтересованы указывать низкую цену, чтобы платить меньшую таможенную пошлину. «Они договариваются с таможенниками, чтобы те фиксировали низкую стоимость товара. Поэтому фактически цифры, которые указывает таможенный комитет по результатам мониторинга, не совсем соответствуют действительности», - считает эксперт. На самом деле, продолжает он, при розничной торговле цены на овощи возрастают не в 5,5 раза, как показывают данные таможни, а максимум в 2 раза. В таможенном комитете сообщили «&», что стоимость овощей на границе фиксируется на основании какого-либо подтверждающего документа - чека, договора, контракта. А перепроверять достоверность этих документов не входит в компетенцию таможенного органа. Первой причиной сильного удорожания плодоовощной продукции директор ТОО «Оптовый клуб» Берик Тапишев считает высокие транспортные расходы. «Тут есть два момента, - отмечает собеседник «&». - Во-первых, сами дорожные расходы, во-вторых, при перевалке такого вида продукции 5-10% товара просто портится и становится непригодным для реализации». Кроме того, по словам эксперта из СПК, на каждую тысячу километров дороги при перевозке автотранспортом затраты составляют 12-15 тенге на один килограмм товара. «Стыдно признаться, - негодует г-н Тапишев, - но большая часть всех плодоовощных культур на внутреннем рынке Казахстана - импортная». Представитель СПК утверждает, что казахстанцы потребляют отечественные овощи только в течение трех месяцев - с августа по октябрь. Получается, что всего лишь четвертая часть потребляемой плодоовощной продукции выращена в Казахстане. Между тем 1,5 года назад, рассказывает аноним, Сарыагашский район ЮКО, который граничит с Узбекистаном, показывал очень высокую производительность. Как оказалось, выращенную в Узбекистане продукцию регистрировали на территории нашей страны и продавали под видом местной. Г-н Тапишев считает, что стоимость плодоовощной продукции может реально вырасти из-за отсутствия прямых поставок от производителей сельхозпродукции в точки сбыта. Поэтому необходимо находить небольшие хозяйства, договариваться с ними и работать напрямую, продолжает собеседник. «Мы устали от посредников, они не доносят точную информацию», - сетует г-н Тапишев. По его словам, овощи и фрукты сами по себе - это недорогой продукт. «В Казахстане не налажена система логистики. Это сильно влияет на ценообразование. Во время сбора урожая, например, перевозка автомобильным транспортом приводит к 2-3-кратному росту цен», - уверяет г-н Тапишев. Чтобы цены на овощи при реализации в розницу были адекватными, специалисты корпорации считают необходимым развивать собственное производство. Одно пригородное хозяйство при условии должного финансирования может обеспечить овощами целый город. При этом надо создавать необходимую инфраструктуру - строить овощехранилища, склады, теплицы и терминалы. В таком случае Казахстан станет больше экспортировать плодоовощную продукцию в РФ. Эта страна всегда была крупным закупщиком овощей из нашего государства, одна Сибирь станет отличным клиентом, считает глава Оптового клуба. «Сейчас пришло время, когда государство должно вмешаться в торговлю. В развитых зарубежных странах, таких как США и Германия, считается престижным работать в ретейле, чего нельзя сказать о Казахстане. Однако уже то, что правительство обратило свое внимание на эту сферу, - хороший знак на пути борьбы со спекуляцией», - резюмировал г-н Тапишев.
Асем Кузенбаева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |