|
|
|
21.11.2009 Отчет Министерства культуры и информации Республики Казахстан по исполнению плана мероприятий по реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы и плана мероприятий по реализации итогов III Гражданского форума на 2008-2009 годы (20 ноября 2009 года)
Министерство культуры и информации обеспечивает координацию деятельности государственных органов по взаимодействию с институтами гражданского общества. Министерством проводится значительная работа по совершенствованию данного взаимодействия, выработке оптимальных форм и методов сотрудничества. Основными направлениями работы Министерства в данной сфере являются следующие: - обеспечение организации и проведения гражданских форумов; - формирование и реализация государственного социального заказа и подготовка соответствующих рекомендаций и предложений для государственных органов. На данный момент Министерство реализует 74% средств, выделяемых на государственный социальный заказ из республиканского бюджета, при этом обеспечивает поддержку НПО по всем направлениям их деятельности в социальной сфере.
Справочно Министерство культуры и информации - единственный государственный орган, реализующий государственный социальный заказ по всем направлениям, предусмотренным Законом «О государственном социальном заказе». При этом особое внимание уделяется реализации проектов по достижению приоритетов государственной политики в различных сферах, реальной поддержке социально уязвимых категорий граждан. Так, концептуальной основой государственного социального заказа 2009 года стало Послание Главы государства «Через кризис к обновлению и развитию». На решение задач, поставленных в Послании, направлено более половины бюджета, выделенного на реализацию социально значимых проектов. На поддержку социально уязвимых слоев населения (инвалиды, безработные, ветераны и пенсионеры) - 9,5%. В рамках данного направления Министерство сотрудничает с Казахстанской конфедерацией инвалидов (проект «Инватакси»), объединением инвалидов, имеющих высшее образование, «Намыс» (проект по развитию информационной сети для инвалидов), общество детей-инвалидов Астаны и Общество поддержки граждан инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата «Үміт-Надежда»» (проекты по реабилитации инвалидов с применением методов арт-терапии), ОФ Центр развития и адаптации детей-сирот «Бай-Бол» (проект «Организация комплекса мероприятий по защите детей, оставшихся без попечения родителей»), РОО «Объединение оралманов «Асар»» (Организация службы социальной поддержки оралманов и их адаптации в обществе) и другие. На защиту прав и законных интересов граждан - 8,2%. Партнеры по направлению: ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана» (проекты по защите прав жертв домашнего насилия, торговли людьми и т.д.), учреждение Консалтинг-Центр «Зубр» (Организация общественного контроля за качеством предоставляемых государством услуг, оказание юридических консультаций, разъяснение прав потребителей), объединение учителей «Ар-Намыс» (проведение комплекса мероприятий по защите прав и законных интересов учителей), ОФ «Хартия за права человека» (проведение тренингов по противодействию торговле людьми для сотрудников правоохранительных органов (полиции, прокуратуры) и судей на казахском и русском языках) и другие. Развитие гражданского общества - 9%. Партнеры: ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» (изучение тенденций в развитии третьего сектора и выработка конкретных предложений по его дальнейшему развитию в рамках нескольких проектов); Фонд стратегических исследований «Адам» - совершенствование законодательства о государственном социальном заказе, Институт парламентаризма Народно-Демократической партии «Нур Отан» (организационно-практические мероприятия по выстраиванию общенациональной инфраструктуры политического партнерства). Достижение задач по развитию человеческого потенциала (охрана здоровья граждан, улучшение окружающей среды, достижение задач демографической политики) - 15%. Партнеры: ОО Международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск» (проведение организационно-практических мероприятий, приуроченных к 20-летию Международного антиядерного движения «Невада-Семей»), ОО «Республиканский совет женщин» (проведение комплекса мероприятий по улучшению этнодемографической ситуации в Республике Казахстан), ОО «Ардагер» (поддержка деятельности служб «Хосписа», обеспечивающих уход за тяжелобольными людьми с использованием труда волонтеров), ОО «Кызылординский женский информационный центр» (профилактика заболеваемости женщин раком молочной железы, женщин и детей - анемией), эколого-просветительский центр «Табиғат Әлемі» (проведение организационно-практических мероприятий по сохранению природного биоразнообразия), ОФ «Будущее без наркотиков» (проведение организационно-практических мероприятий по разъяснению принципов здорового образа жизни) и другие. Проекты в сфере межнационального согласия и развития толерантной языковой среды - 11%. Данный блок преимущественно направлен на поддержку этнокультурных объединений. Планируется заключение договоров этнокультурными объединениями, имеющими республиканский статус. В настоящее время договоры заключены с РОО «Белорусский культурный центр», ассоциацией немцев «Возрождение». Реализация молодежной политики и патриотическое воспитание - 9,4%. Партнеры: ОЮЛ в форме ассоциации «Конгресс молодежи Казахстана» (привлечение молодежи к работе Ассамблеи народа Казахстана по формированию патриотического сознания и толерантного поведения), ЧФ «Молодежный Медиа Союз Казахстана» (проведение обучающих тренингов для юных журналистов и выпуск газеты для детей из детских домов), МОО «Школа государственной службы конгресса молодежи Казахстана» (организация и проведение комплекса мероприятий для привлечения молодежи на государственную службу), РОО «Республиканская ассоциация дебатеров (поддержка молодежного дебатного движения Казахстана), ОЮЛ «Альянс студентов Казахстана» (организация и проведение патриотической молодежной акции, посвященной роли молодежи в реализации Послания Главы государства), ОО «Патриот» (проведение комплекса региональных мероприятий и республиканского форума молодежи по вопросам развития государственного языка). Впервые в рамках государственного социального заказа 2009 года поддержаны этнокультурные объединения. Результаты данной работы будут презентованы на очередной сессии Ассамблеи народа Казахстана. Государственный социальный заказ Министерства является важным ресурсом для поддержки позитивного имиджа Казахстана на международной арене. Так, в рамках государственного социального заказа Министерства реализуются масштабные социально значимые проекты по разъяснению позитивных аспектов председательства Республики Казахстан в ОБСЕ, формированию позитивного имиджа Казахстана за рубежом. К их реализации привлечены такие авторитетные НПО, как Всемирная ассоциация казахов, Институт европейского права и прав человека, Фонд имени казахстанского дипломата Назира Турекулова, Хартия за права человека и другие. Важным преимуществом конкурсов Министерства культуры и информации является обеспечение участия НПО при формировании лотов. Показательным в этом отношении стал конкурс 2009 года. На этапе его подготовки была проведена Ярмарка социальных идей и проектов, направленная на аккумулирование лучших проектных предложений от лидеров неправительственного сектора. Мероприятие произвело положительный общественный резонанс. В день проведения и месяцами позже в СМИ звучали восторженные отклики участников. При этом необходимо отметить, что особенно тепло о мероприятии отзывались и такие небольшие печатные издания, как «Многоточие», издающееся для воспитанников детских домов, «Шалқар-2» - для соотечественников, проживающих за рубежом и оралманов. На имя поступило благодарственное письмо от члена Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, руководителя ОО «Федерация женщин «Статус» И. Унжаковой. «За 10-летний опыт работы в гражданском секторе я впервые почувствовала реальную заинтересованность и стремление Министерства выстроить сотрудничество с широким кругом некоммерческих организаций, работающих в регионах», - отмечает она. 30 социальных идей и проектов, отобранных на ярмарке, легли в основу лотов конкурса 2009 года. Это был убедительный пример желания руководства Министерства культуры и информации осуществлять планирование размещения государственного социального заказа при непосредственном участии неправительственных организаций. В целом со дня проведения ярмарки до 1 января 2009 года в адрес Министерства поступило более 1000 проектных предложений от государственных органов, политических партий и общественных организаций. Так как Министерство реализует значительную часть общего объема затрат на государственный социальный заказ, уделяется значительное внимание эффективному освоению выделенных средств. Закупки осуществляются посредством проведения открытого конкурса с применением норм об особом порядке в строгом соответствии с законодательством о государственных закупках. К работе по оценке проектов привлекается профессиональная экспертная комиссия, в состав которой входят авторитетные представители НПО, ученые, государственные менеджеры из различных отраслей. Информация о конкурсе широко освещена в СМИ. Так, конкурс 2009 года наряду с размещением информации на веб-портале Министерства финансов, сайте Министерства, был объявлен на пресс-конференции с участием более 100 неправительственных организаций и республиканских электронных и печатных СМИ. Ежегодно в целях повышения качества услуг, предоставляемых НПО по государственному социальному заказу, совершенствуются техническое задание, договоры, формы отчетности. Министерством предусмотрены различные виды мониторинга социально значимых проектов: включенное наблюдение, экспертная оценка, мониторинг с применением Интернет-ресурсов. Так, новшеством 2009 года является создание специального сайта monitoring.academy.kz, на котором размещается вся актуальная информация о конкурсах Министерства, поставщиках, реализуемых проектах, в том числе текстовые отчеты, мультимедиа - аудио-, видео-, фотопубликации. Как заметил руководитель ОО «Международная академия информатизации» Алексей Цеховой, «вводя систему электронного мониторинга за ходом реализации социально значимых проектов, Министерство культуры и информации показывает пример современного решения задачи по обеспечению прозрачности расходования бюджетных средств. Это наиболее эффективная форма общественного контроля. По существу, запущен новый уникальный механизм информационного общества, обеспечивающий широкий доступ всем гражданам страны к мониторингу хода реализации проектов». - поддержка института общественной экспертизы и развитие консультативно-совещательных органов с участием НПО
Справочно Согласно стратегическому плану Министерства, одним из ключевых направлений работы Департамента общественно-политической работы является развитие диалоговых площадок по актуальным вопросам развития гражданского общества. Главной диалоговой площадкой по данному направлению является Координационный совет по взаимодействию с НПО при Правительстве Республики Казахстан. Начиная с 2008 года, проводятся расширенные заседания Координационного совета по взаимодействию с НПО с широким участием международных организаций, неправительственных объединений, СМИ. В рамках заседаний Координационного совета по взаимодействию с НПО общественным организациям предоставляется возможность презентовать свои достижения, проектные идеи, задать вопросы руководителям центральных государственных органов. В настоящее время сформированы и активно действуют экспертные сообщества по анализу межэтнической ситуации; разработке доктрины национального единства; выстраиванию общенациональной инфраструктуры политического партнерства; по изучению состояния религиозной ситуации; по вопросам совершенствования законодательства Республики Казахстан в сфере местного самоуправления; по вопросам развития института парламентаризма в Республике Казахстан; по организации общественного контроля над соблюдением трехстороннего соглашения между Правительством, Федерацией профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей в условиях мирового финансового кризиса и другим вопросам. Совместно с Институтом парламентаризма НДП «Нур Отан» прорабатывается вопрос о создании региональных политических клубов с целью системного анализа общественно-политической ситуации в регионах. Наряду с изложенным Министерством проводится значительная информационно-методическая работа по оказанию содействия местным исполнительным органам в развитии консультативно-совещательных органов и диалоговых площадок в регионах. - разработка предложений по совершенствованию законодательной базы для всестороннего развития институтов гражданского общества
Справочно В 2008 году при участии Министерства разработан и принят Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана», который укрепил правовую базу деятельности этнокультурных объединений и усилил координирующую роль Ассамблеи народа Казахстана в вопросах реализации этнической политики. Министерством проведена работа по сбору предложений от общественных организаций в отношении создания открытой, сбалансированной демократической политической системы, в том числе по повышению роли политических партий. Важным итогом проведенной работы стало принятие 6 февраля 2009 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О политических партиях». Согласно поправкам, введены семь изменений в шесть статей закона «О политических партиях» (ст. 6, 7, 10, 11, 14, 18). Изменения нацелены на либерализацию закона, упрощение процедур регистрации партий, обеспечение прозрачности и более четкое регулирование деятельности организационных комитетов по созданию политических партий. Снизился количественный ценз численности сторонников политических партий для их регистрации, установлен законодательный запрет на использование в наименовании вновь создаваемой политической партии названий зарегистрированных общественных объединений. Введена статья, регламентирующая порядок государственного финансирования политических партий. Содержание внесенных норм отражает решения, принятые на 17 ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по созданию благоприятных условий для деятельности политических партий в Казахстане. 6 февраля 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации», которым отменена постановка на учет средства массовой информации, осуществляющих деятельность по организации телевизионного и/или радиовещания, упрощена процедура переучета средств массовой информации, обеспечена равная состязательность сторон в суде между истцом и ответчиком. Устранена обязанность журналиста получать разрешение на использование аудио- или видеозаписи при проведении интервью, существенно затрудняющей работу журналистов. Уточнена норма о равномерном вещании телевизионных и радиопередач на государственном языке, то есть еженедельный объем телевизионных и радиопрограмм средства массовой информации на государственном языке по времени не должен быть меньше суммарного объема передач на других языках. Объем телевизионных и радиопрограмм на государственном языке в интервалах времени продолжительностью шесть часов каждый, исчисляемый с ноля часов местного времени, не должен быть меньше суммарного объема передач на других языках. Отменена ответственность главного редактора за распространение продукции средств массовой информации, а также сообщений и материалов информационного агентства без постановки на учет. Отменена конфискация тиража продукции средств массовой информации в случае выпуска периодического печатного издания без установленных выходных данных. В целях упорядочения деятельности по использованию Интернет-сайтов для распространения информации 10 июля 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей». Интернет-ресурсы определены средством массовой информации, но, в отличие от других средств массовой информации, они не подлежат регистрации в уполномоченном органе и освобождаются от лицензирования. Приостановление либо прекращение выпуска средства массовой информации либо распространения продукции средств массовой информации возможно только по решению собственника или суда. Основания для такого прекращения прямо предусмотрены в Законе, среди них пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, экстремизма или терроризма. В числе ключевых задач по достижению цели Концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы определено выстраивание системы сотрудничества власти и НПО на основе Закона Республики Казахстан от 12 апреля 2005 года "О государственном социальном заказе". Данный законодательный акт призван регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственного социального заказа неправительственными организациями Республики Казахстан. Однако в действующей редакции он не способствует выстраиванию эффективного партнерства между государственными органами и НПО, стал объектом постоянной критики со стороны общественности. Так, необходимость совершенствования системы распределения государственного социального заказа была основной темой дискуссий главной диалоговой площадки страны - III Гражданского форума, состоявшегося в ноябре 2007 года. Со времени проведения данного мероприятия вопрос о необходимости внесения изменений в рассматриваемый Закон поднимается на всех уровнях, в мероприятиях различного формата. Учитывая общественно-политическую значимость вопроса, Министерством культуры и информации Республики Казахстан организована работа экспертной группы для обобщения опыта размещения государственного социального заказа на центральном и местном уровнях, по изучению международного опыта государственной поддержки, выработке конкретных предложений по совершенствованию законодательства в части государственной поддержки деятельности НПО. Итогом проведенной работы стала концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственного социального заказа». В настоящее время концепция одобрена Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности и включена в план законопроектных работ на 2010 год. Министерство проводит значительную работу по обеспечению исполнения плана реализации Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы. В частности, с момента принятия Концепции были приняты следующие меры. По п.17: проводить заседания Координационного совета по взаимодействию с НПО при Правительстве Республики Казахстан Согласно Положению о Координационном совете по взаимодействию с неправительственными организациями при Правительстве Республики Казахстан, утвержденному Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1262 от 21 декабря 2005 года, Министерство культуры и информации является рабочим органом Координационного совета. Заседания проводятся раз в полугодие. 18 марта 2008 года прошло VI заседание Координационного совета, где обсуждались вопросы о предпринимаемых мерах по развитию институтов гражданского общества в контексте реализации Послания Президента Республики Казахстан 2008 года. 11 августа 2009 года c участием ведущих НПО проведено очередное заседание координационного совета. Тема заседания - подготовка к ІV Гражданскому форуму. Рекомендации заседания обобщены и направлены в Администрацию Президента Республики Казахстан. 26 ноября 2008 года состоялось VII заседание Координационного совета. В работе совета приняли активное участие представители центральных государственных органов, депутаты Парламента Республики Казахстан, представители НПО, в том числе международные. Рассматривались итоги работы госорганов по реализации рекомендаций III Гражданского форума, меры по совершенствованию государственного социального заказа, планы по дальнейшему сотрудничеству властей и международных неправительственных организаций в части развития казахстанского общества. Кроме того, был заслушан отчет представителя Программы добровольцев ООН в Казахстане о развитии инициативы добровольчества в Казахстане. В рамках заседания Координационного совета по взаимодействию с НПО при Правительстве РК состоялась презентация республиканской базы данных казахстанских и международных неправительственных организаций и прошла ярмарка социальных идей и проектов. Победители ярмарки были награждены грамотами и ценными призами, а их проекты будут включены в перечень лотов социально значимых проектов НПО 2009 года. По п.25: проводить работу по привлечению НПО к реализации социально значимых проектов, направленных на защиту прав инвалидов, женщин и молодежи Министерство культуры и информации, являясь центральным государственным органом, ответственным за межотраслевую координацию работы государственных органов по взаимодействию с НПО, предпринимает определенные меры для обеспечения максимального охвата общественных организаций по всем направлениям, предусмотренным Законом «О государственном социальном заказе». Особое внимание уделяется поддержке социально уязвимых слоев населения, защите прав инвалидов, пенсионеров, женщин и молодежи. В 2008 году в рамках открытого конкурса были закуплены услуги НПО на сумму 23 976 924 тенге. В 2009 году для достижения задач антикризисной программы расходы на данное направление увеличены и составили 133 млн. тенге. Министерством в рамках конкурса социально значимых проводится работа по защите прав инвалидов, женщин и молодежи. В частности, в текущем году реализован проект по общественной экспертизе государственных программ по поддержке и реабилитации инвалидов, организации комплекса мероприятий с целью поддержки инвалидов по слуху, в том числе с использованием методов арт-терапии, проведению комплекса мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья женщин-инвалидов, привлечению молодежи к работе Ассамблеи народа Казахстана по формированию патриотического сознания и толерантного поведения, повышению предпринимательской активности женщин в рамках реализации Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы, созданию Центра открытой молодежной политики. Сотрудничество с НПО в социальной сфере - одно из важнейших направлений в деятельности министерства. В текущем году в рамках такого взаимодействия реализуется 226 проектов, направленных на решение различных важных вопросов социальной сферы. В частности, теме демографии и семейной политики посвящено 53 проекта, на что из бюджета министерства выделено 224 млн. 655 тысяч тенге. Всю работу в данном направлении мы проводим в тесном сотрудничестве с Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. П.29. Проводить информационную политику по развитию и укреплению гендерного равенства, содействию преодоления в общественном сознании негативных стереотипов в отношениях прав женщин и мужчин Освещение темы «Развитие и укрепление гендерного равенства, содействие преодолению в общественном сознании негативных стереотипов в отношениях прав женщин и мужчин» включено в перечень ключевых направлений информационной политики, реализуемой Министерством культуры и информации. Ежегодно из республиканского бюджета по программе 025 «Проведение государственной информационной политики» выделяются значительные финансовые средства на производство программ и публикацию материалов, направленных на пропаганду семейных ценностей и гендерной политики. Объем госзаказа по данной теме в 2009 году составил в электронных СМИ 170 часов, в печатных изданиях - 66 учетно-издательских листов. В текущем году сумма расходов по обеспечению освещения данной тематики составила 73 миллиона тенге. К проведению этой работы было привлечено порядка 50 республиканских СМИ. Среди них ведущие позиции занимают «Казахстан», «Хабар», «СТВ», «Телевидение г. Астаны», «Ел арна», «Эра-ТВ», спутниковый канал «Caspionet», «Казахское радио», радио «Астана», «РДВ» и «NS», а также газеты «Егемен Қазақстан», «Казахстанская правда», «Айқын», «Литер», «Ел», «Республика kz», «ЦентралАзия Монитор», «Экспресс-К», «Известия-Казахстан», «Аргументы и факты-Казахстан», журналы «Қазақстан әйелдері», «Дәуір», «Business women.kz», «Әлия», «Бәйтерек» и т.д. В электронных СМИ освещение гендерной политики осуществлялось в рамках информационно-аналитических программ: «Дела житейские», «Аялы алақан», «Салауат», «Жан дауа», «Таң қалмаңыз», «Третьего не дано», «Бірінші байлық», «Заң ғана», «Президент аудиториясы»; ток-шоу: «Отбасы жаналықтары», «Линия власти», «Самопознание», «Дені саудың жаны сау», «Ваше самочувствие», «Диалог», «Точка зрения», «Гендер и мы», «Ашық әңгіме», «Низамтаразы», «Постскриптум» и т.д. Наряду с этим в эфире государственных телеканалов «Хабар», «Казахстан», «Ел арна» и «Caspionet» регулярно размещаются аудио- и видеоролики, тележурналы, направленные на пропаганду семейных ценностей и гендерной политики в Казахстане. В частности, тележурналы «Зарема Шаукенова» (05.03.09 г.), «Форум женщин в Астане» (13.03.09г.), «Әйелдер форумы» (10.03.09), «Сенатор Светлана Джалмаганбетова» (06.03.09 г.), «Гендерлік саясат» (15.03.09 г.) и «Әйелдер альянсы» (22.09.09 г.). Для освещения вопросов гендерной политики в печатных СМИ открыты такие специальные рубрики, как «За строкой Послания», «Элегия красоты», «Акцент недели», «Подробности», «Линия жизни», «Стратегия развития», «Мнение», «Здоровье», «Сұхбат», «Актуально», «События», «Право», «Кто есть кто» и т.д. Под данными рубриками публикуются материалы по вопросам материнства и семьи, нравственности, повышения роли женщины в укреплении общественных институтов. Среди материалов, вышедших под этими рубриками, следует выделить такие статьи, как «Союз прекрасных и деловых» («Казахстанская правда», 26 августа 2009 г.), «Быть женщиной - нелегкий труд» («Известия-Казахстан», 26 августа 2009 г.), «Әйелдерді еркектерден көп дейді...» («Заң газеті», 22 июля 2009 г.), «Форум белсенді іс-әрекетке шақырды» («Егемен Қазақстан», 26 августа 2009 г.), и др. При освещении данной темы основными информационными поводами стали десятилетие Национальной комиссии по делам семьи и женщин, V форум женщин Казахстана и Форум женских организаций Казахстана. Значительное количество материалов в СМИ было посвящено вопросам материнства и семьи, ориентированных на нравственное воспитание подрастающего поколения и повышению роли женщины в обществе. В целом данная тема на электронных и печатных масс-медиа освещалась в рамках следующих тематических направлений: - освещение женской проблематики, вопросов повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства; - информационная поддержка деятельности неправительст-венных организаций; - просвещение населения по вопросам укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни; - программы, посвященные женской проблематике и вопросам повышения роли женщин в обществе, гендерного равенства; - освещение государственной политики в сфере культуры, образования и здравоохранения, спорта, социального обеспечения в области жилищно-коммунальных отношений. Так, по итогам проведённого мониторинга, если в 2008 году в республиканских СМИ по данной тематике вышло около 720 публикаций и теле- и радиопередач и сюжетов, то в 2009 году - 880. П.41. Принимать меры по обеспечению прозрачности размещения бюджетных средств в рамках государственного социального заказа на информационную политику В настоящее время Министерством культуры и информации выстроена прозрачная для широкой общественности система работы по размещению бюджетных средств в рамках государственного заказа. В частности, ежегодно в рамках 025 бюджетной программы «Проведение государственной информационной политики через средства массовой информации» проводится открытый конкурс по государственным закупкам услуг по проведению государственной информационной политики. Данная процедура проводится в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках». Потенциальным поставщиком услуг может выступать любой собственник средства массовой информации, соответствующий требованиям конкурсной документации. Победитель определяется конкурсной комиссией путем открытого конкурса. Соответствующая информация по итогам проведения открытых конкурсов размещается на сайте Министерства «www.sana.gov.kz», в газетах «Бюллетень государственных закупок», «Казахстанская правда», «Егемен Қазақстан». Результатом обозначенного подхода является высокая активность СМИ в конкурсах, проводимых Министерством. Так, если в 2008 году в конкурсе приняло участие 180 СМИ, из них к реализации государственного заказа по информационной политике Министерством привлечено 137 СМИ, то в 2009 году число участников выросло на 5% и составило 190 СМИ, из которых 111 привлечены для реализации государственной информационной политики. П.42. Принимать меры по повышению квалификации кадров для информационной сферы С целью повышения квалификации кадров для сотрудников группы компаний АО «РТРК «Казахстан» (далее - Корпорация) в г. Алматы создан Центр повышения квалификации (далее - Центр). В Центре проходят обучение (повышение квалификации) телеоператоры, режиссеры, редакторы, теле- и радиоведущие центральных студий и региональных филиалов Корпорации. Ежегодно в Центре проходит порядка 15 практических и теоретических мероприятий по обучению кадров Корпорации с участием иностранных и отечественных экспертов. В частности, между Центром и Всероссийской государственной телерадиокомпанией «Россия» заключено соглашение по взаимовыгодному сотрудничеству в области обучения и обмена опытом. Кроме того, Центром налажены контакты с Казахстанско-Японским Центром по развитию человеческих ресурсов, Японским Агентством по международному сотрудничеству (JICA, Япония), Азиатско-Тихоокеанским Институтом Развития Вещания (AIBD, Джавадом Моттаги, Малайзия). В настоящее время Центр ведет работу по налаживанию контактов с тренинговым центром BBC, радио Нидерландов (RNTC), Дойче Велле, Евразийской академией телевидения, Азиатским и Европейским Вещательными союзами. В текущем году Центром запланировано обучение 213 сотрудников Корпорации. Аналогичная работа по повышению уровня квалификации ведется АО «Агентство «Хабар» (далее - Агентство). Агентством активно практикуется обучение сотрудников за рубежом. Так, в текущем году запланированы зарубежные стажировки 24 сотрудников, а также проведение серии семинаров с участием экспертов телеканалов России и Турции. Наряду с этим Министерством в рамках конкурса по социально значимым проектам для неправительственных организаций в текущем году предусмотрены специальные лоты по повышению уровня квалификации сотрудников медиа-сферы. В частности, проведение семинаров, тренингов, мастер-классов по повышению правовой культуры журналистов, разъяснению государственной информационной политики, внедрению современных систем менеджмента. К примеру, в прошлом году общественным объединением «Интерньюс-Казахстан» проведена серия тренингов по телевизионному менеджменту для руководителей, главных редакторов и журналистов региональных теле- и радиокомпаний Казахстана. Всего в данных мероприятиях приняло участие 105 работников сферы СМИ. П.44. Проводить мероприятия для журналистов по информационному освещению вопросов борьбы с наркоманией и наркобизнесом В рамках реализации данного пункта Министерством культуры и информации ведется работа, направленная на профилактику наркомании и формирование антинаркотического сознания в обществе. Реализация данной работы ведется совместно с неправительственными организациями. В текущем году по вопросу предупреждения наркомании и борьбы с наркобизнесом реализовано 4 проекта: - «Проведение организационно-практических мероприятий, направленных на дальнейшее развитие консультативной службы по проблемам наркомании и кризисных состояний» (4 млн. тенге); - «Создание аудио- и печатной продукции по предупреждению и профилактике наркомании» (4 млн. тенге); - «Проведение организационно-практических мероприятий, направленных на профилактику наркомании» (2 лота на общую сумму 8 млн. тенге); - «Выпуск электронного альбома творческих работ учащихся школ республики «Пульс искусства», направленных на профилактику и борьбу с наркоманией и СПИДом (4 млн. тенге). Мероприятиями в рамках проектов были охвачены центральный, южный и западный регионы Казахстана, а также гг. Астана и Алматы. Реализацией проектов занимались Общественное объединение «Союз инвалидов и ветеранов войны в Афганистане», Общественный фонд «Центр этнополитических и гуманитарных исследований», Корпоративный фонд «Будущее без наркотиков», а также Общественное объединение художников и книжных графиков Казахстана. В частности, по продвижению проекта «Выпуск электронного альбома творческих работ учащихся школ республики «Пульс искусства», направленных на профилактику и борьбу с наркоманией и СПИДом», Общественным объединением художников и книжных графиков Казахстана проведена рекламная кампания о конкурсе творческих работ по выпуску электронного альбома. В газетах «Дружные ребята», «Уйгур Авази», «Түркістан» и «Друг читателя» даны разъяснительные материалы по наркомании с призывом участвовать в конкурсе и тем самым выразить свою позицию в отношении сохранения здорового генофонда нации. В настоящее время проводится анализ и обобщение материалов конкурса творческих работ по выпуску электронного альбома. Готовится к выпуску методическое пособие. Помимо этого, разработана эмблема проекта и дизайн стикеров и плакатов: «Новое поколение за здоровый образ жизни», «Наркотики? НЕТ!», «Мы за здоровый образ жизни». По проекту «Создание аудио- и печатной продукции по предупреждению и профилактике наркомании» разработаны и готовятся к изданию тематические материалы «Молодёжь и её проблемы становятся вновь «видимыми»», «Потребление наркотиков и алкоголя попадает в фокус зрения общественности», «Профилактика наркомании как социальная технология». Разработано методическое пособие «Целевая разработка планов профилактики» и аудиоматериалы «Мы за здоровый образ жизни». В рамках проекта «Проведение организационно-практических мероприятий, направленных на профилактику наркомании» проведены организационно-практические мероприятия в Алматинской, Кызылординской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областях. В Астане 22 октября 2008 года проведен круглый стол, посвященный обсуждению инновационных форм профилактики наркомании. Наряду с этим большое внимание уделяется корректному освещению проблем наркомании в СМИ. Так, 27 сентября 2008 года в курортной зоне «Боровое» состоялся семинар-тренинг на тему «Освещение наркомании в СМИ». Организаторами данного мероприятия выступили Министерство культуры и информации и Общественный фонд «Право». В работе семинара приняли участие представители государственных органов, НПО, СМИ и психологи.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |