|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
28.11.2009 Таможня дает электронное «добро»
До конца 2010 года в республике планируют начать внедрение пилотного проекта единого электронного окна на таможне. Бизнес с нетерпением ожидает, когда система, разговоры о внедрении которой ведутся не первый год, заработает. Как пояснила «&» руководитель регионального проекта USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) в Казахстане Малика Коянбаева, единое электронное окно - это механизм, позволяющий участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) единожды подавать всю необходимую информацию для получения всех разрешительных документов для совершения экспортно-импортных операций. «Это, во-первых, экономит время и деньги участников ВЭД, во-вторых, делает процесс получения всех документов прозрачным, простым и понятным и не оставляет возможностей ни для коррупции, ни для недостоверной статистики», - говорит эксперт. Единый пропускной канал будет интегрирован с информационными системами всех заинтересованных государственных органов. Схема получения разрешительных документов выглядит следующим образом. Предприниматель заходит на сайт таможенного органа и подает заявку на получение разрешительных документов. Необходимая информация рассылается всем соответствующим госорганам. Система сама определяет, какому ведомству какую информацию нужно послать. «Допустим, и Минсельхозу, и Минздраву может понадобиться одинаковая информация, однако она может быть и специфичной. Если предоставленных данных для принятия решения достаточно, дают разрешение на таможенное оформление. Далее система формирует таможенную декларацию, которая поступает в Таможенный комитет», - рассказывает г-жа Коянбаева. На таможенном посту сотрудник просто проверяет наличие всех документов. «Когда участник ВЭД ввозит товар и подает электронную декларацию, в базе уже имеются разрешительные документы всех госорганов», - поясняет начальник центра оперативного управления «Проект концепции электронного единого окна КТК МФ РК» Александр Кочубей. По его словам, до конца следующего года начнут внедрение пилотного проекта единого e-окна. Предполагается, что пилотный проект будет реально работать, однако не будет иметь официальной силы. При этом останется и старый способ, так как потребуется какой-то переходный период. По приблизительным подсчетам Казахстанской ассоциации IT-компаний, стоимость разработки единого окна, если не брать в счет оборудование, составит $2,5-3 млн. Эти инвестиции, судя по опыту других стран, внедривших систему, могут окупиться в течение трех-четырех лет, отметила г-жа Коянбаева. Около двух с половиной лет потребуется на реализацию проекта. Выгоды, по мнению экспертов, очевидны как для государства, так и для бизнеса. К плюсам системы можно отнести более эффективное распределение ресурсов, действенный сбор налогов и сборов, больший уровень законности, меньший - коррупции, более достоверную статистику, что положительно отразится и на инвестиционных рейтингах страны. Бизнесу же понадобится гораздо меньше времени на поиск информации и подготовку документов за счет более предсказуемых требований и быстрых процедур оформления грузов. Между тем существующая громоздкая разрешительная система мешает бизнесу нормально работать, считают эксперты. И причина здесь не просто в недостаточно эффективной работе госорганов, а в незаинтересованности как таковой, уверены участники ВЭД. «Внедрение единого электронного окна предполагает снижение возможностей для коррупции. Однако если система станет прозрачной, кое-кому это явно станет невыгодно. Представляете: можно заполнить заявку у себя дома, не нужно встречаться с таможенным инспектором, не нужно платить ему лишних денег или давать взятки», - отметил в разговоре с «&» глава Казахстанского союза таможенных декларантов (КСТД) Нурлан Буршакбаев. По его словам, КСТД провел анализ документов, стоимости и времени при совершении экспортно-импортных операций. В мониторинге приняли участие 317 респондентов: 123 участника ВЭД, 119 сотрудников контрольно-пропускных пунктов, 49 брокерских компаний, 15 транспортно-логистических компаний и др. Выяснилось, что, хотя по закону участник ВЭД должен пройти 21 процедуру, на самом деле их количество достигает 48. Причем минимальное количество требующихся документов - 33. «Бизнес уже устал ждать упрощения системы. Деньги на разработку различных проектов - центра оперативного управления и других - выделяются немалые, однако пока все остается на уровне презентаций. Получается, что средства вроде бы освоены, но в полной мере, как бы это хотелось бизнесу, все это не функционирует», - рассуждает г-н Буршакбаев.
Гаухар Жолдубекова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |