|
|
|
Источник: Сайт газеты «Вечерний Алматы» (www.vecher.kz/)
28.11.2009 Взаимополезный диалог
Вчера в эфире телевизионного канала "Алматы" состоялась традиционная "Прямая линия" акима города Ахметжана Есимова. Руководитель мегаполиса ответил на многочисленные вопросы алматинцев. Прямой эфир с акимом Алматы Ахметжаном Есимовым вели журналисты Евгений Грюнберг и Назым Дауталикызы Ахметжан Смагулович опроверг слова скептиков о том, что во время экономического кризиса госчиновники будут стараться уходить от прямого диалога с народом. Диалог этот состоялся и был полезен как для городской администрации, так и для горожан. Акиму города было что рассказать. Ни для кого не секрет, что именно кризис стал детонатором невиданного ранее "капитального ремонта" и, как следствие, трудоустройства безработных алматинцев. Несмотря на известные экономические трудности, городом были инициированы и успешно выполнены все намеченные проекты, направленные на поддержку экономики и улучшение благосостояния людей. По графику, не снижая темпа, идут работы на объектах Азиады, строится метро, новый международный терминал аэропорта. Получили поддержку финансовые институты. Это, если можно так сказать, глобальные объекты. Кроме этого не забыли и о нуждах простых горожан. Отремонтированы сотни километров дорог. Множество дворов и подъездов получили вторую молодость. Но, несомненно, один из самых больших успехов городской администрации - это эффективное решение проблем обманутых дольщиков. Достаточно сказать, что по каждому строительному объекту было принято принципиальное решение. Тысячи людей уже въехали в новые квартиры. О том, с какими результатами Алматы заканчивает этот год и какие планы город наметил на перспективу, читайте в сегодняшнем номере. Ведущий: - Добрый вечер, Алматы! Добрый вечер, алматинцы! В "прямом эфире" аким города Алматы Ахметжан Есимов ответит на вопросы горожан. Ахметжан Смагулович, две недели назад прошел прямой эфир главы государства. Это знаменательное событие вызвало большой интерес. Больше всех вопросов задавали алматинцы - почти три с половиной тысячи. Как вы думаете, почему? - В принципе, три с половиной тысячи вопросов из тридцати пяти тысяч - это примерно десять процентов от населения нашей страны. Так что в этом плане соотношение примерно соблюдено. Характер вопросов наших горожан был несколько иной, чем жителей других регионов. Из трех с половиной тысяч вопросов две тысячи сто касались именно развития нашего города. Если вы помните, первые два вопроса была заданы президенту из нашего города. Они касались финансовой системы. Также алматинцев интересовало будущее нашей национальной валюты - тенге. Но главные темы касались прежде всего транспорта, инфраструктуры, строительства, а также образования, здравоохранения и науки. Таков в целом основной круг вопросов, которые интересовали алматинцев во время "прямой линии" с президентом. Примерно такой же круг вопросов, как мы видим, интересует алматинцев и сегодня. Ведущий: - У меня к вам еще один вопрос. С предыдущего прямого эфира, когда вы общались с алматинцами, прошел уже почти год. Что удалось сделать за это время? - Прежде всего я хочу сказать, что год был очень непростым, поскольку мировой финансовый кризис сказался на экономике всей нашей страны и, в частности, нашего города. Наверное, нас он даже больше задел, поскольку в Алматы расположены практически все наши финансовые институты, банки, страховые компании. Здесь же находится фондовый рынок, казахстанская биржа, Региональный финансовый центр развития города. Тем не менее завершается год, и мы, можно сказать, практически выполнили все намеченные программы. Благодаря поддержке президента мы очень хорошо продвинулись по строительству метро. Оно ведется уже в течение двадцати лет. За это время в проект вложено более ста миллиардов тенге и еще двадцать пять миллиардов будет освоено в этом году. У нас есть реальная возможность к концу следующего года выйти на завершающую стадию строительства. В ходе поездки президента весной этого года в связи со сложностями финансирования в экономике республики широко обсуждался вопрос, проводить ли вообще у нас Азиаду или отказаться от нее. А может быть, провести это спортивное мероприятие только в одном городе. Президент поддержал идею проведения Азиады в двух городах - Астане и Алматы. Были выделены соответствующие финансовые средства. Сегодня объекты Азиады строятся по графику. На "Медеу" уже залили лед, а на Шымбулаке можно проводить соревнования по правилам Международной федерации лыжного спорта. Проводится полная реконструкция Дворца спорта и лыжного трамплина. Кроме того были проведены большие работы по энергетике, по развитию транспорта. Построены две очень большие развязки, можно сказать, даже самые большие в городе. Это развязки на пересечении проспекта Аль-Фараби и улицы Жарокова, а также улиц Саина и Толе би. Впервые за последние двадцать лет мы начали строительство детских садов. В этом году уже были сданы четыре и еще два собираемся ввести в эксплуатацию до конца этого года. Ведутся работы по программе "Дорожная карта". В рамках этой программы по нашему городу будет освоено около 25 миллиардов тенге. Отремонтировано 186 километров дорог. Это в четыре раза больше, чем в прошлом году и чем когда-либо раньше. "Дорожная карта" позволила нам серьезно улучшить положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве. Вместе с "Дорожной картой" и антикризисной программой удалось создать рабочие места. Таким образом, уровень безработицы составил 0,8 процента - это уровень докризисного периода. Все основные цели и задачи, которые ставились в этом году, в принципе, мы выполнили. Ведущий: - Теперь переходим к вопросам от алматинцев, которые поступали на сайт акимата Алматы и по телефону. В результате нам удалось составить рейтинг самых "горячих" вопросов. Каждого четвертого алматинца беспокоит качество дорог мегаполиса, каждый пятый озабочен проблемами жилищно-коммунального хозяйства. Далее следуют темы общественного транспорта, качество жилья, благоустройство Алматы, а также вопросы здравоохранения, образования. Особое место занимает вопрос дефицита мест в детских садиках. Кстати, когда мы встречались в прошлый раз, самой актуальной была тема КСК. А сейчас она замыкает рейтинг самых "горячих" вопросов. - Мы не будем расстраиваться, что проблема КСК не попала в число актуальных вопросов. За прошедший период городскими властями и акимами районов проведена большая работа. Необходимо отметить, что КСК - это общественная организация, на которую напрямую ни акимат, ни любой другой исполнительный орган воздействовать не имеет права. В прошлом году мы собирали руководителей КСК, в этом году проводили эту работу в городском и районных акиматах. Суть заключалась в том, чтобы разъяснить населению, что та форма управления КСК, которая существовала и существует еще в ряде мест, неэффективна. Собрать всех членов КСК для того, чтобы обсудить его работу, невозможно. Нами была предложена схема, согласно которой члены КСК избирают правление из 15-20 человек. Оно в свою очередь назначает управляющего директора, который на регулярной основе, скажем, один раз в квартал или месяц, отчитывался бы перед правлением. В правлении не так много народу, поэтому оно может в любое время собраться и послушать, как и на что расходуются средства жильцов. Кроме того, районные акиматы, в данном случае зная в лицо этих управляющих директоров, на месте могут проводить работу, учебу, интересоваться ходом подготовки жилья и состоянием жилищного фонда. Мы провели эту работу, и если сегодня у нас в городе 719 КСК, из них около 250 уже перешли на предложенную форму. В целом по КСК снизилось поступление жалоб, хотя они еще имеются. А вот из тех, которые перешли на рекомендованную нами форму управления, еще не поступило ни одной жалобы. Поэтому мы намерены и дальше проводить эту разъяснительную работу, тесно сотрудничать с управляющими директорами и с правлениями КСК. Ведущий: - В то время разговор шел о том, что КСК - это такая система, которая себя не оправдывает, призывали создавать кондоминиумы. А сейчас получается, что если там ответственные люди, то и эта форма тоже годится. - Да, эта форма показала свою эффективность. Телефонный звонок: - В микрорайоне "Казахфильм", рядом со школой № 70, расположено бывшее здание типового детского сада. В нем сейчас корейский ресторан. Убедительно просим, верните нам этот садик, он нам очень нужен. - Конкретно по данному вопросу ответит мой заместитель Серик Сейдуманов. Но тем не менее, воспользовавшись этим вопросом, я хотел бы в целом дать комментарии об обеспеченности детскими садами в нашем городе. У нас 36 тысяч детей ходят в детские сады, дефицит составляет 22 тысячи мест, то есть где-то около 34 процентов. Я уже говорил о том, что последние 20 лет детские сады в городе не строились. В этом году будет построено шесть детских садов, на следующий год запланировано строительство еще четырех. Сегодня проходило селекторное совещание под председательством премьер-министра РК Карима Масимова. Глава Кабмина поставил задачу увеличить количество детсадов до 10. У нас есть проектно-сметная документация еще на шесть детских садов. Кроме того, за последние годы мы четыре детских сада возвратили. Сейчас изучаем ситуацию по зданиям, которые были сданы в аренду на различные сроки, с тем чтобы вернуть их в рамках действующего законодательства. Кстати, в этом году откроются еще и три частных детских сада. В силу того, что сегодня дошкольные учреждения в дефиците, этот бизнес для частных предпринимателей экономически достаточно выгодный. Кроме того, мы работаем с частными компаниями, чтобы на первых этажах новых жилых домов тоже создавались детские сады. Так что я думаю, в ближайшие два-три года мы практически решим эту проблему, у нас есть для этого все основания. Ведущий: - У нас прямое включение с акиматом Алматы - заместитель акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ: - Ахметжан Смагулович, по данному детскому саду в микрорайоне "Казахфильм" я готов ответить. К сожалению, это учреждение входит в число 17 приватизированных детских садов. Во время сегодняшнего селектора вы дали нам поручение создать комиссию по изучению вопросов приватизации этих детских садов. Мы со следующей недели изучим этот вопрос и доложим результаты вам и общественности города. Что касается других детских садов, то у нас еще частично арендовано 16 и пятнадцать типовых детских садов находятся в полной аренде. Постепенно эти дошкольные учреждения будут возвращены. Телезритель: - Я слышал, что сейчас рассматривается новый проект генерального плана Алматы, и хотел бы узнать, войдет ли наше товарищество "Достык", расположенное в Баганашыле, в черту города, когда это произойдет и какие документы необходимо подготовить? - Конкретно по данному садовому товариществу могу сказать, что сегодня вопрос о его включении в черту города не рассматривается. Но в этом году были выделены финансовые средства, на которые мы провели большие изыскательские работы и разработали генеральный план развития пригородной зоны Алматы. Это на самом деле очень большая территория, и данное садовое товарищество входит в границу этой пригородной зоны. Более того, в границу пригородной зоны входит всем известный накопитель сточных вод Сорбулак, город Капшагай и его побережье, Талгарский район, часть Енбекшиказахского района, часть Карасайского и Илийского районов. Это действительно обширная территория, и генеральный план предусматривает вопросы комплексного развития пригородной зоны с учетом перспективы роста численности населения не только Алматы, но и этой пригородной зоны. Как я понял, звонивший интересовался, будет ли включено данное товарищество в границу города, имея в виду создание условий, которые способствовали бы комфортному проживанию. Мы имеем очень хорошие договоренности с акиматом Алматинской области по данному вопросу. Генеральный план развития пригородной зоны Алматы будет направлен в правительство, и после утверждения мы начнем его реализацию. Ведущий: - В принципе, получается такая европейская модель. К примеру, Париж - достаточно небольшой город, но за счет предместий он увеличил свою площадь. - Я бы еще хотел добавить: например, на побережье Капшагая в основном отдыхают алматинцы, поэтому надо продумать транспортное сообщение. Будет очень выгодно, если мы будем решать это комплексно с учетом удобств для горожан. Помимо этого мы имеем договоренность с акимом Алматинской области по передаче Большого Алматинского ущелья. Вы знаете, что там в свое время велась хаотичная застройка, которая очень сильно влияет на экологию нашего города и на безопасность горожан. Поэтому, естественно, мы должны рассматривать все эти вопросы в комплексе. Ведущий: - Вообще легенды об этом проекте ходят. Уже говорят, что будет даже электричка ходить Каскелен - Алматы - Талгар. Это действительно будет так? - Да, такие планы развития транспортной схемы есть. После завершения строительства метро мы планируем соединить пригороды электричкой. Ведущий: - Вопрос о качестве дорог мегаполиса. Многие просят отремонтировать ту или иную улицу. - В Алматы 1570 километров дорог, не считая внутриквартальных. В этом году, как я сказал выше, отремонтировано 386 километров. То есть, можно сказать, четвертая их часть. Таких объемов никогда ни в советское, ни в постсоветское время не было. Еще раз хочу сказать, что это произошло благодаря "Дорожной карте" и нашей городской антикризисной программе. Тем не менее все сразу отремонтировать невозможно. На следующий год мы планируем эту работу продолжить, может, не в таких объемах, но тем не менее эта работа будет продолжена. и таких многочисленных вопросов, кстати говоря, в прошлом году по ремонту дорог поступало меньше. Однако когда человек видит, что на соседней улице отремонтировали дорогу, а на его - нет, естественно, у него возникает этот вопрос. А если бы у соседей не было отремонтировано, он бы этот вопрос и не задавал. Конкретно вам по этому вопросу ответит начальник управления пассажирского транспорта и пассажирских дорог. А общий подход - это акимы районов, которые лучше знают обстановку на местах, они делают заявки исходя из степени изношенности дорог. А потом определяется очередность их ремонта. Ведущий: - Давайте попробуем связаться с акиматом. Владимир Меренков, начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы: - По поводу дорог хотел бы добавить, что на следующий год мы предварительно имеем бюджет - более 11 миллиардов по "Дорожной карте". За эти деньги мы планируем отремонтировать капитально две магистральные дороги: это проспект Абая от улицы Жандосова до проспекта Достык и проспект Сейфуллина от улицы Сатпаева до проспекта Райымбека. Кроме того, из таких больших дорог также планируем отремонтировать в целях подготовки к Азиаде проспект Достык, улицу Горную до Шымбулака. Планируем также в рамках Восточной объездной дороги отремонтировать дорогу по улице Армантаева с выходом на Малую станицу и Татарку и в центр города. Это то, что касается крупных проектов. Также мы планируем в рамках "Дорожной карты" построить порядка четырех надземных пешеходных переходов по проспекту Рыскулова и отремонтировать более 300 периферийных улиц. Сегодня по заявкам акиматов города мы имеем 700 километров дорог, нуждающихся в ремонте. Конечно, такое количество мы за эти деньги отремонтировать не сможем, но будем вместе с акимами решать, что же мы будем иметь. К примеру, Турксибский район дает трехуровневое предложение: первое - приоритетное, второе - третьей степени. Вот исходя их этого, конечно, будем планировать и ремонтировать наши дороги. Ведущий транслирует интернет-вопрос: "дольщики "Меркурграда" пишут нам: "Хотим поблагодарить акимат города Алматы во главе с акимом за то, что ПКС достраивает жилье для обманутых дольщиков. И в связи с этим у нас вопрос: когда будет сдан в эксплуатацию жилой комплекс "Меркурград"? Получат ли дольщики "Меркурграда" свои квартиры до Нового года?" - Сейчас мы ведем подготовительные работы. 327 дольщиков "Меркурграда" до Нового года квартиры получат. Но с одной оговоркой, 327 дольщиков претендуют на пятьсот одиннадцать квартир. По постановлению правительства мы там же выделяем одному дольщику одну квартиру. По "Меркурграду" есть дольщики, которые оплатили за одну, за две, за три квартиры. А есть один дольщик, который оплатил за 70 (!) квартир. Это их право. Они за них заплатили. Поэтому 327 дольщиков получат по одной каждый. Кто заплатил за две и более квартир, получат со второй очереди, которую мы намерены завершить в следующем году. То есть по дольщикам "Меркурграда", я думаю, у нас никаких проблем нет. Я бы хотел сказать о том, что в этом микрорайоне получат квартиры и обманутые дольщики таких компаний, как "Верный. KZ", "BS-group", "Алматыинвестстрой" и так далее. У нас есть застройщики, которым государство пошло навстречу, помогая дольщикам. Через "Самрук-Казына" оказывается большая финансовая помощь, для того чтобы эти застройщики могли завершить строительство и выполнить свои обязательства перед дольщиками. Есть дольщики, которых просто-напросто обманули. Мы пошли на беспрецедентный шаг. Если вы помните, полтора года назад именно акимат Алматы поднял данный вопрос перед правительством, довел его до сведения президента. Юридически казалось, что дольщик и застройщик сами договаривались, сами нашли средства. Но поскольку граждане нашей страны, нашего города оказались обманутыми, понятно, что это вопрос правоохранительных органов. Ими проведена определенная работа. Многие недобросовестные застройщики были осуждены на значительные, сроки. От этого дольщикам, конечно, легче не стало, ведь многие продавали свои квартиры, чтобы получить более достойное жилье. В связи с этим президент поручил правительству решить этот вопрос. И в прошлом году оно выделило средства для решения проблем обманутых дольщиков. Сначала планировалось имущество признанного виновным застройщика передавать дольщикам, чтобы они могли его продать и вернуть свои средства. Но поскольку в период кризиса реализовать это имущество оказалось проблематично, а его стоимость резко упала, сделать это невозможно. Поэтому со стороны президента было принято важное политическое решение - обязательства перед дольщиками теперь переходят к нам, городскому акимату. И сейчас дольщики, исходя из той суммы, которую они внесли, получают квартиры в "Меркурграде". Айгерим, студентка 2-го курса медицинской академии: - Я бы хотела узнать о дате открытия всеми нами любимого высокогорного катка "Медеу". - Как известно, Алматы готовится принять Азиаду-2011. И поэтому на наших высокогорных спортивных комплексах "Шымбулак" и "Медеу" сейчас идет активная реконструкция. Открытие обновленного катка "Медеу" состоится 16 декабря текущего года. Телезрительница: - В Доме офицеров раньше по субботам и воскресеньям проводились танцы "кому за 30" и для пенсионеров. Пенсионеры могли танцевать с 14.00 до 18.00, вход стоил 200 тенге. Сейчас вход сделали по 700 тенге и с 18.00 до 24.00. Нас это время не устраивает, слишком позднее, а танцевать и общаться так хочется. Нельзя ли решить вопрос со временем и стоимостью билета на танцы? Помогите, пожалуйста, а я приглашаю вас на белый танец в Мраморный зал Дома офицеров! - Рахмет! Хорошо, что наши пенсионеры хотят танцевать! Я дам поручение своему заместителю, чтобы он конкретно разобрался с этим вопросом. Мы постараемся вам помочь. Телефонный звонок из Астаны: - Добрый вечер! Уважаемый Ахметжан Смагулович, казахстанским предпринимателям известно, что в Алматы при поддержке акимата проводятся грандиозные акции по госзакупкам. Можно ли в них участвовать фирмам из других регионов? - Участвовать, конечно, можно. Мы впервые в прошлом году провели мощную акцию по госзакупкам коммунальных предприятий, госучреждений нашего города. В январе совместно с "Самрук-Казына" организовали большую акцию с участием всех национальных компаний, входящих в этот фонд. В прошлом году алматинские бизнесмены получили по линии фонда заказов на 32 миллиарда тенге. Хотя эта цифра могла быть и намного большей. Но поскольку акция проводилась впервые, то уже и это значительная поддержка для наших предприятий. Тем более контракты, заключенные с национальными компаниями, продолжают работать до конца этого года и в следующем году. И на самом деле сумма, естественно, получится больше. Внимательно проанализировав и плюсы и минусы этой акции, мы совсем недавно совместно с руководителем фонда "Самрук Казына" Кайратом Келимбетовым провели в Алматы подробное обсуждение с участием национальных компаний, наших предпринимателей. Итогом стал меморандум, который был заключен между нами, и в частности по госзакупкам. С учетом положительного опыта и недочетов в этом году 10 декабря мы проведем очередную очень большую акцию с участием всех национальных компаний под названием "Госзаказ-2010". 7-8 декабря мы проведем такую же акцию с участием всех наших коммунальных предприятий и учреждений. Мы организовали очень большую подготовительную работу. Две тысячи предприятий нашего города будут участвовать в этой акции. Что касается конкретно вашего вопроса, фонд "Самрук-Казына" и все национальные компании находятся в Астане. Так что вам было бы проще принимать участие там. Но если у вас есть желание, можете участвовать и у нас. И пусть победит сильнейший. Ведущий: - Еще одна "горячая" тема для алматинцев. Несколько сот звонков и писем, поступивших на сайт акимата, были связаны с тарифами. Люди задают вопросы: чем вызван одновременный рост платы за тепло, электроэнергию и воду. - Вопрос этот очень злободневный, интересующий каждого жителя нашего города. Я сразу хотел бы сказать, что к установлению тарифов акимат прямого отношения не имеет. Их для монополистов устанавливает агентство по регулированию естественных монополий. И если мы будем говорить о газе, тепле и электроэнергии, то их производят компании, которые входят в структуру "Самрук-Энерго". За исключением предприятия "Алматы Су", где в прошлом году в декабре были установлены дифференцированные тарифы для потребителей. Тариф увеличился на 2 тенге за 1 кубометр воды для населения. Можно сказать, что жителями это воспринято с пониманием, так как жалоб от населения мы не получали. Что касается предприятий, то да, там повышение получилось существенное - в пять раз (с 19 почти до 100 тенге). Но прошел год, и, как видите, мы живем нормально. От предпринимателей были определенные обращения, особенно вначале. Но что мы имеем от таких изменений? 7-процентную экономию воды. В условиях Алматы, который потребляет 800 миллионов кубометров, это очень существенная цифра и в объеме, и в денежном выражении. Кроме того, если "Алматы Су" в прошлом году дотировалось из бюджета, на что мы выделяли около трехсот миллионов тенге, то в этом году обошлось без вливаний. За счет дифференцированного тарифа выросла доходность. В результате "Алматы Су" вышло на безубыточную работу, и более того, в этом году около трех миллиардов инвестировало на свое техническое перевооружение. Это достаточно хороший результат. Теперь что касается тарифов на тепло и электроэнергию. Хочу сказать, что мы не имеем прямой возможности их регулировать. Но акимат очень внимательно их отслеживает. Тесно работаем и с антимонопольным ведомством, и с самим холдингом "Самрук-Энерго" по данному вопросу. В этом случае надо отметить, что повышение произошло из-за увеличения цены на газ и ГСМ. Ведущая: - Ахметжан Смагулович, от жителей разных районов города поступают жалобы на проблемы c подачей газа. Что вы можете сказать по этому поводу? - Уже видны результаты работы по обеспечению населения газом. Только в 2009 году было проложено около 7-9 километров газопровода в микрорайонах и частных домах. В 2010 году газ планируется провести в микрорайоны "Шанырак-1", "Шанырак-2", "Шанырак-3", "Шанырак-4", "Карасу", "Новый". Конечно, когда на одной из улиц прокладывают газопровод, у жителей соседних улиц возникнет резонный вопрос: а когда его проведут нам? Хочу подчеркнуть, повсеместное проведение газа имеет большое значение и для экологии. Потому что жители частных домов в качестве топлива используют практически все, что горит, тем самым в воздух происходит выброс огромного количества ядовитых веществ. Поэтому обеспечить горожан газом - одна из главных задач акимата. Телезрительница Куралай: - Уважаемый аким, мы видим, что городские власти борются с незаконным игорным бизнесом в Алматы. Однако в городе продолжают появляться новые точки, например, на проспекте Достык, угол улицы Богенбай батыра, в развлекательном зале "Сфинкс". Будет ли наш город очищен от этого зла? - Да, игорный бизнес - это действительно серьезный вопрос. Этим занимаются правоохранительные органы. Есть установка президента страны по контролю за игорным бизнесом, который должен полностью располагаться в городах Капшагае и Щучинске. Тем не менее любителей игорного бизнеса и тех, кто имеет от него немалые доходы (по данным правоохранительных органов, это около 70 миллионов долларов в месяц), остается немало. Любыми путями они ищут лазейки в нашем законодательстве. Мы требуем от компетентных органов безукоснительного выполнения требований, которые поставил президент. Но если мы не будем все вместе этим заниматься, эту задачу сложно будет решить. Поэтому акимат объявил акцию - мы обратились к гражданам, чтобы они нам сообщали о фактах нарушения закона. В течение полутора месяцев нам поступило около 300 сигналов, которые были переданы в соответствующие органы. Сейчас наш начальник департамента внутренних дел более подробно доложит. Ерлан ТУРГУМБАЕВ, начальник ДВД по городу Алматы: - На сегодня департаментом внутренних дел города Алматы совместно с органами прокуратуры было ликвидировано 79 таких подпольных казино и незаконных игорных заведений. В результате этих мероприятий нами было изъято 13 миллионов тенге и 36 тысяч долларов. Также было конфисковано, а затем уничтожено 330 игровых автоматов. Каждый из них стоимостью около 10 тысяч долларов. Эту работу мы продолжаем. Отрадно, что большую помощь оказывают и сами алматинцы. В каждом районе созданы специальные группы, которые работают по этим сообщениям. А в отношении игорного заведения "Сфинкс", которое находится на проспекте Достык, мы разберемся и в ближайшие три-четыре дня дадим вам ответ. Ведущий задает интернет-вопрос: "Здравствуйте, уважаемый аким. Поддерживаем ваше решение запретить гаишникам дежурить на обочинах дорог. Это реальные действия в борьбе с взяточничеством. Хотелось бы еще пожелать, чтобы навели порядок в системе оформления документов, выплаты штрафов и так далее". - Как и по предыдущему вопросу, замечу, что проблема требует совместных усилий, а не только акимата. Я долгое время жил за рубежом, будучи послом. И сейчас бываю за границей. И не видел, чтобы, например, где-нибудь в Европе стояли гаишники с полосатыми палками, останавливали и заставали врасплох водителей. Такого в цивилизованных странах нет, поэтому мы совместно с руководством ДВД разработали мероприятия и решили больше применять технические средства против нарушителей. Кстати, мы неплохо оснастили нашу полицию. В прошлом году их службы получили 93 машины, в этом - президент вручил 103 машины. Кстати, замечу, что у нас в Алматы движение регулируют более 800 гаишников и всего 17 автоматических скоростомеров. Так вот, автоматы принесли в бюджет больше денег от штрафов, чем живые полицейские. Если у вас будут жалобы на работу дорожных полицейских, сообщайте по телефону доверия 271-65-79, указав номер жетона инспектора. Телезритель задал вопрос о проблемах кредитования банками второго уровня. - Действительно, по сравнению с прошлым годом кредитование банками второго уровня в этом году сократилось на 23 процента. Если сравнивать с 2007 годом, то произошло сокращение в два раза. Причина - мировой финансовый кризис. Тем не менее для поддержки банков государством по поручению президента было выделено 480 миллиардов тенге. Согласитесь, достаточно солидная сумма. Именно благодаря этому у нас ни один банк не обанкротился, а значит, вкладчики не потеряли свои деньги. Было принято своевременное решение о гарантировании суммы вкладчиков в размере до 5 миллионов тенге. Это позволило предотвратить отток денег населения из банков. Сегодня у нас депозиты выросли более чем на 20 процентов. Это достаточно хороший показатель. И естественно, банки сейчас имеют возможность кредитования. Но подходят к делу с большей осторожностью, чем это было раньше. Хотел бы сказать и другое. В жизни нашего города банки играют исключительно важную роль. На них приходится пятая часть экономики мегаполиса. В целом в финансовом секторе, куда входят и страховые компании, и другие финансовые институты, трудятся около 50 тысяч сотрудников. Банки Алматы дают 17 процентов налогов. Поэтому этот сектор очень важен и с точки зрения крупного, среднего и малого бизнеса. Банковскому сектору в рамках своих полномочий мы уделяем большое внимание. Должен сказать, что из всех средств, которые были выделены фондом "Самрук-Казына" для поддержки малого и среднего бизнеса через банки второго уровня, 40 процентов приходится на долю Алматы. Это очень хороший показатель. Телезритель: - Вы недавно встречались с банкирами, призывали их принимать участие в жизни города, идти навстречу потребителю. Насколько активно они откликнулись? - Как сказал глава Ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов, страницу с беглыми банкирами мы уже перелистнули. Думаю, самые трудные времена для финансистов миновали. В этой связи мы предложили встретиться и поговорить о совместной работе. С одной стороны, можно понять, что агентство по финансовому надзору ужесточает свои требования к банкам, вследствие чего они стали намного осторожнее. С другой стороны, поскольку банки находятся в Алматы и все их сотрудники, включая руководство, живут здесь, они должны участвовать в городских программах. Телезрительница: - Можно ли нам приватизировать свои квартиры, которые мы получили два с половиной года назад? - В течение всего года мы вели переписку с нашими центральными органами, для того чтобы разрешить этот вопрос. Поскольку есть квартиры, которые не выгодно вводить в государственный жилой фонд, нам лучше отдать их в приватизацию. Мы посчитали, что благодаря этому в бюджет уже поступило около 2,5 миллиарда тенге. Согласитесь, в кризисное время это существенная поддержка для местного бюджета. Около месяца назад мы получили все необходимые документы, по которым теперь имеем право эти квартиры отдавать на приватизацию. Однако есть у нас категория людей, которая может воспользоваться безвозмездной приватизацией - это участники войны и лица, приравненные к ним, которые не имели собственного жилья или не воспользовались правом приватизации. Остальные граждане могут приватизировать свои квартиры на общих основаниях. Телезрительница: - У алматинцев много нареканий по поводу качества обслуживания общественного транспорта. Что акимат планирует делать для наведения порядка? - Это очень больной вопрос. Если в развитых странах Европы доли общественного и личного транспорта делятся примерно поровну: 50 на 50, то у нас преобладает частный транспорт: 70 к 30 процентам. Надо признать, состояние общественного транспорта справедливо критикуется, потому что находится не на должном уровне. Автобусные парки у нас все частные, потому что в свое время они были приватизированы. И мы решили для создания конкурентоспособности организовать свой муниципальный автобусный парк. Соответствующее решение уже принято. Автобусный парк будет состоять из 200 автобусов, работающих только на газе. Когда мы передаем автобусные маршруты частным автопаркам, то ставим условие, чтобы транспорт был в исправном техническом состоянии. Чтобы водители ежедневно перед выездом на маршруты проходили медицинский осмотр. Кроме того, парки, которые внедрят автобусы, работающие на газе, будут обладать преимущественным правом при разыгрывании тендерных маршрутов. Это действительно большая работа, и мы хотим навести порядок. Кроме того, если мы запустим метро в конце следующего или в начале 2011 года, то свыше 200 тысяч пассажиров ежедневно будут пользоваться этим экологически чистым видом транспорта. Сейчас идет работа по проекту создания легкого рельсового транспорта, что тоже, естественно, положительно отразится на экологии. Задумайтесь, 80 процентов вредных выбросов составляют выхлопные газы автомашин. Всего в Алматы 230 тысяч тонн выбросов вредных веществ в атмосферу, из них 180 тысяч - от автотранспорта. Недавно впервые в истории Казахстана, коммунальное предприятие напрямую подписало договор с Европейским банком реконструкции и развития на получение кредита в 10 миллионов долларов с трехлетними каникулами на льготных условиях для реконструкции тяговых подстанций. Это в свою очередь дает нам возможность развивать базу легкого рельсового транспорта. В этом отношении у нас есть много интересных подходов. Например, в центре Стамбула ездят так называемые метробусы. На их пути нет ни светофоров, ни перекрестков. Они нигде ни с кем не пересекаются, потому что пешеходные переходы и остановки проходят поверху автодорог. Этот принцип мы хотели бы применить и в развитии нашего легкорельсового транспорта. У нас в городе есть некоторые магистральные улицы, где мы могли бы реализовать эту идею. Телезрительница: - Здравствуйте, уважаемый Ахметжан Смагулович! Меня зовут Наталья Павловна. Спасибо за то, что наш любимый город возрождается. Высаживают много молодых деревьев, но остается вопрос загазованности города, и он стоит очень остро, учитывая, какие клубы дыма тянутся за автобусами. Скажите, пожалуйста, когда транспорт будет переводиться на газ? А также расскажите, какие перспективы ожидают наши будущие поколения в плане спасения экологии мегаполиса? - Я уже выше говорил о том, какое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу мегаполиса - 230 тысяч тонн в год. И 180 тысяч из них дает автотранспорт. Безусловно, муниципальный транспорт будет работать на газе. Частных перевозчиков мы тоже призываем переходить на этот вид топлива, в этом случае они будут иметь преимущества. Ввод в действие метрополитена тоже разгрузит наши улицы, и это скажется на оздоровлении городской среды. Недавно в городе принята комплексная программа снижения загрязнения окружающей среды. В ней многое касается именно транспорта. Например, ужесточен контроль за нормами токсичности автомобилей. Как вы знаете, с прошлого года начата реализация биотоплива, которое значительно снижает токсичность выбросов. Мы взялись и за контроль качества традиционного топлива на заправках. На втором месте по выбросам стоят ТЭЦ-1, которая выделяет 8 тысяч тонн вредных веществ. На ТЭЦ-2 и индивидуальные жилые дома приходится по 16 тысяч тонн. Из ста тысяч жилых домов около восьмидесяти уже переведены на газ, и эта работа будет продолжаться.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |