|
|
|
Порядок изменения и расторжения договора о государственных закупках
Самое лучшее использование газеты - это печатать наибольшее количество практически важных истин.
Хорас Грили
16 июля 1997 года впервые был принят закон «О государственных закупках», положивший начало новой эпохе рыночных товарно-денежных отношений между предпринимателем и государством, и одновременно, явившийся попыткой определить для чиновничьего аппарата конкретные рамки при расходовании им бюджетных средств. Очевидно, что с тех пор государственные закупки стали сектором гражданско-правовых и административно-управленческих отношений, требующим постоянного внимания со стороны надзорных и контролирующих государственных органов. Именно через государственные закупки расходуется подавляющая часть бюджетных средств. Ни для кого не секрет, что именно на этой стадии исполнения госбюджета, наиболее высока вероятность всевозможных должностных корыстных злоупотреблений. В пользу такого вывода наглядно свидетельствуют результаты проверок, проводимых контролирующими и надзорными органами, в ходе которых выявляются нарушения законодательства о государственных закупках. Следует признать, что эти нарушения из года в год становятся системой. Обыватель все чаще сталкивается с такими фактами: либо на практике, либо узнает о таковых из прессы. Между тем, на современном этапе развития институт госзакупок не является новшеством для субъектов процесса госзакупок, к коим отнесены государственные учреждения и предприятия. Причем меры, принимаемые для исправления складывающейся ситуации в лучшую сторону, с каждым годом становятся масштабнее и конструктивнее. Так, в первоначальную редакцию закона «О государственных закупках» 1997 года дважды внесены изменения (в 1998 и 1999 гг.). Имевшиеся недостатки механизма госзакупок потребовали конкретизировать порядок их осуществления, и после долгих дебатов и обсуждений 16 мая 2002 года был принят новый закон «О государственных закупках». Однако установленная им процедура также не стала окончательной и совершенной: за неполные четыре года своего существования данный закон четырежды претерпел изменения и дополнения (2 - в 2004 и 2 - в 2005 годы), отразившиеся и на целом ряде подзаконных актов. В данное время действует Закон о государственных закупках введенный в действие с 01 января 2008 года, Закон Республики Казахстан от 16 мая 2002 года «О государственных закупках» признан утратившим силу. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие между субъектами системы государственных закупок в процессе осуществления ими деятельности в сфере государственных закупок.
Порядку изменения и расторжения договора о государственных закупках посвящена глава 7 настоящего Закона. Договор о государственных закупках вступает в силу после его подписания заказчиком и поставщиком либо полного внесения последним обеспечения исполнения договора, предусмотренного конкурсной документацией. Если договор о государственных закупках подлежит регистрации, то он вступает в силу после его регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Договор о государственных закупках, подлежащий регистрации в соответствии с законодательством Республики Казахстан, представляется заказчиком в уполномоченный орган по регистрации договоров о государственных закупках не позднее пяти рабочих дней после его заключения либо полного внесения поставщиком обеспечения исполнения договора, предусмотренного конкурсной документацией. Договор о государственных закупках должен содержать условие о его расторжении на любом этапе в случае выявления одного из следующих фактов: 1) нарушение ограничений, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона; 2) оказания организатором государственных закупок содействия потенциальному поставщику, не предусмотренного настоящим Законом. Статья 39 Закона регламентирует Основания внесения изменений в проект либо заключенный договор о государственных закупках 1. Внесение изменений в проект договора о государственных закупках допускается при соблюдении следующих взаимосвязанных условий: 1) внесение изменения в проект договора инициировано одной из сторон не позднее пяти рабочих дней со дня подписания протокола об итогах государственных закупок способом конкурса; 2) внесение изменения допускается в части уменьшения суммы проекта договора при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика; 3) решение о внесении изменения в части уменьшения суммы договора принято по взаимному согласию сторон. Не допускается внесение изменения в проект договора о государственных закупках без соблюдения условий, предусмотренных настоящим пунктом. 2. Внесение изменения в заключенный договор о государственных закупках при условии неизменности качества и других условий, явившихся основой для выбора поставщика, допускается: 1) по взаимному согласию сторон в части уменьшения цены на товары, работы, услуги и соответственно суммы договора, если в процессе исполнения договора о государственных закупках цены на аналогичные закупаемые товары, работы, услуги изменились в сторону уменьшения; 2) в части увеличения суммы договора, если в проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу, внесены изменения и принято решение о дополнительном выделении денег на сумму такого изменения, принятое в порядке, определенном бюджетным и иными законодательствами Республики Казахстан; 3) в части уменьшения либо увеличения суммы договора, связанной с уменьшением либо увеличением потребности в объеме приобретаемых товаров, работ, за исключением работ, указанных в подпункте 2) настоящего пункта, услуг, при условии неизменности цены за единицу товара, работы, услуги, указанных в заключенном договоре о государственных закупках данных товаров, работ, услуг. Такое изменение заключенного договора о государственных закупках товаров, работ, услуг допускается в пределах сумм, предусмотренных в годовом плане государственных закупок для приобретения данных товаров, работ, услуг; 4) в случае, если поставщик в процессе исполнения заключенного с ним договора о государственных закупках товара предложил при условии неизменности цены за единицу товара более лучшие качественные и (или) технические характеристики либо сроки и (или) условия поставки товара, являющегося предметом заключенного с ним договора о государственных закупках товара; 5) в части уменьшения или увеличения суммы договора на выполнение работ со сроком завершения в следующем (последующих) году (годах), вызванных изменением законодательства в налоговой, таможенной и других сферах либо стоимости труда и материальных ресурсов, а также в части соответствующего изменения сроков исполнения договора в случае изменения финансирования по годам, при условии внесения соответствующих изменений в проектно-сметную документацию, прошедшую государственную экспертизу. 3. Не допускается вносить в проект либо заключенный договор о государственных закупках изменения, которые могут изменить содержание условий проводимых (проведенных) государственных закупок и (или) предложения, явившегося основой для выбора поставщика, по иным основаниям, не предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи. Однако как показывает практика, несмотря на все старания сделать весь процесс государственных закупок максимально прозрачным, отступления от установленных законом требований, к сожалению, все же продолжают иметь место. Нарушение Закона допускают, как потенциальные поставщики услуг так и заказчики - являющиеся государственными служащими. Для наглядности рассмотрим следующий пример: Решением специализированного межрайонного экономического суда Павлодарской области отказано в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара» к ИП «Тулеубаев» о признании Индивидуального предпринимателя недобросовестным участником государственных закупок. ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара» в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июля 2007 года № 303-Ш «О государственных закупках» провел государственные закупки услуг «Ликвидация стихийных свалок». 25 апреля 2008 года Конкурсной комиссией были подведены итоги государственных закупок по ликвидации стихийных свалок и признаны выигрышными конкурсные заявки потенциальных поставщиков участников конкурса, согласно которому ИП «Тулебаев» был признан выигравшим по лотам № 1,2,3,5, 6,7,8. Согласно Протокола об итогах государственных закупок способом конкурса по закупке работ по ликвидации стихийных свалок за № 25 от 25 апреля 2008 года конкурсная комиссия поручила Заказчику ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара» в срок не ранее 13 мая 2008 года и не позднее 26 мая заключить договор о государственных закупках с ИП «Тулеубаев» по лотам №1,2,3,5, 6,8,9. В соответствии со статьей 37 Закона «О государственных закупках» Заказчик в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола об итогах государственных закупок подписывает и направляет потенциальному поставщику проект договора о государственных закупках, составленный в соответствии с типовым договором, определенным правилами осуществления государственных закупок. В случае подведения итогов государственных закупок способом конкурса заказчик направляет победителю конкурса один экземпляр протокола об их итогах и проект договора о государственных закупках, составленный в соответствии с конкурсной документацией. Договор о государственных закупках должен быть заключен в срок не ранее десяти рабочих дней, установленных для обжалования действий (бездействий заказчика, организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, предусмотренных в пункте 2 статьи 45 настоящего Закона и не позднее тридцати календарных дней со дня направления потенциальному поставщику проекта договора о государственных закупках, за исключением срока заключения договора о государственных закупках, предусмотренного пунктом 11 статьи 31 настоящего Закона. Таким образом, из указанных положений Закона следует, что обязанность подписать договор в месячный срок возникает у победителя конкурса после направления ему проекта договора. Однако требования Закона по своевременному направлению проекта договора были нарушены самим Заказчиком ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодара». В нарушение требований Закона, а также требований конкурсной комиссии от 25 апреля 2008 года подписанные протокол об итогах государственных закупок и проект договора о государственных закупках потенциальному поставщику ИП «Тулеубаев» не направлялись, о чем подтвердил в суде представитель истца. Представленные суду договоры за №№152,153,154,156, 157,159,160 датированы 14 мая 2008г., в то время как ИП Тулеубаев обратился в адрес Истца об отказе от заключения договора и возврате банковской гарантии 13 мая 2008 года, то есть до дня составления и направления ему проекта договора. При этом необходимо отметить, что ни протокол об итогах конкурса, ни подписанный Заказчиком проект договора ИП Тулеубаеву до 13 мая 2008 года вручены не были. Согласно требований ст.38 Закона «О государственных закупках» в случае если потенциальный поставщик в сроки установленные настоящим Законом, не представил заказчику подписанный договор о государственных закупках или, заключив договор о государственных закупках не внес обеспечение исполнение договора о государственных закупках, предусмотренных пунктом 4 статьи 37 настоящего Закона, то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора. В случае признания потенциального поставщика уклонившимся от заключения договора о государственных закупках заказчик, удерживает внесенное им обеспечение заявки на участие в конкурсе и представляет соответствующие сведения в уполномоченный орган и обращается в суд с иском о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок. ИП «Тулеубаев» нельзя признать потенциальным поставщиком, уклонившимся от заключения договора, поскольку последний отказался от заключения до момента исчисления срока, установленного Законом для исполнения обязанности по подписанию договора. Вместе с тем, хочется остановиться на том, что потенциальные поставщики услуг обращаясь в суд за защитой нарушенных прав не всегда правильно излагают свои требования. К примеру, ТОО «Ремстрой» обратилось с иском к ГУ «Департамент строительства Павлодарской области о продлении сроков строительства. Судом было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку гражданское законодательство РК не предусматривает указанного истцом способа защиты нарушенных прав - продления срока работ судом. Истцу необходимо было разрешить спор в рамках заключенного сторонами договора. В случае, если стороны не достигнут соглашения обратиться в суд.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |