Судебное администрирование: потенциалы решения
Сансызбек Раимбаев, судья Верховного Суда РК
Вопросы судебного администрирования для судейского корпуса были и остаются в числе самых злободневных. Любая государственная структура, тем более такая ветвь власти, как судебная, нуждается в администрировании. В судебной системе наряду с судьями работают тысячи государственных служащих, без которых невозможно отправление правосудия. Это секретари судебного заседания, специалисты канцелярии, судебные исполнители, архивариусы, специалисты различных отделов и управлений, работники обслуживающего и технического персонала и т. д. Судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону, по конкретным делам судьи не подотчетны. Однако за пределами отправления правосудия к судьям предъявляются такие же, если не выше, требования, как и к государственным служащим. Кроме рассмотрения конкретных дел судьи выполняют большой объем иной работы, который статистикой не охватывается (подготовка информации, справок, докладов, выступлений, участие в проверке работы аппарата суда, обобщения, анализы и т.д.). Невыполнение различного рода поручений, прямо не связанных с отправлением правосудия, может повлечь ответственность судьи, вплоть до освобождения от должности. От слаженной работы аппарата судов, профессиональной грамотности их работников, соблюдения ими этических норм поведения, государственной и трудовой дисциплины зависит в целом состояние отправления правосудия, положительный имидж судебных учреждений. Для судей не безразлично кто и как ими руководит, кем осуществляется материально-техническое обеспечение. Любое ущемление своих трудовых, жилищных, социальных прав, ограничение в материально-техническом обеспечении судьи воспринимают как покушение на независимость при отправлении правосудия.
Отработанная модель
В истории Казахстана, в том числе новейшей, вопросы судебного администрирования решались по-разному. В начале 90-х годов материально-техническое и кадровое обеспечение находилось в ведении Министерства юстиции. В 1999 году Верховный Суд РК впервые поставил вопрос об отделении судов от исполнительной ветви власти. На памятной коллегии Министерства юстиции позиция председателя Верховного Суда М. Нарикбаева была поддержана председателями областных и приравненных к ним судов, которых не устраивало вмешательство органов юстиции в судебную деятельность и неудовлетворительное материально-техническое обеспечение потребностей судов. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 150 тг
|