|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
24.12.2009 В Казахстане остаются проблемы в деле реабилитации жертв репрессий
В жизни любого народа, любого государства много памятных дней, как героических, так и трагических. День памяти жертв массовых политических репрессий в Казахстане, являясь одновременно днем скорби и памяти, объединяет, вбирает в себя как героические страницы нашего народа, так и многочисленные массовые трагедии. Есть трагедии как результат природных и других сил, не зависящих от воли человека и государства, а есть трагедии рукотворные.Политические репрессии относятся к рукотворным трагедиям, организованным и проводимым людьми, оказавшимися у власти, которые преследуют разные цели. Но закономерно и другое: массовые репрессии рано или поздно кончаются. После чего наступает другое время - время оценок. И человеческий, и гражданский долг живущих - осуществить его подобающим, достойным образом. Для Казахстана таким Рубиконом стало объявление независимости. На наш взгляд, процесс реабилитации жертв политических репрессий в Казахстане можно разделить на два условных периода. Первый - «пророссийский» период. Он начался с 1989-1990-х годов и продолжался примерно до конца 1994 года. В этот период наша государственная машина, большинство ученых-обществоведов, правозащитников в основном копировали параметры, критерии оценок, круг и категории жертв, указанных в союзных, а затем и российских законах, указах и постановлениях. Второй - казахстанский период, который, скорее всего, можно охарактеризовать как «выборочно-бюрократический», начался с 1995 года и продолжается по настоящее время. Это время, когда для реабилитации какой-либо категории жертв необходимо позволение сверху. В начальный период были приняты законодательные акты Верховного совета, президента Казахстана по реабилитации жертв массовых сталинских репрессий, оправданы невинно расстрелянные и осужденные. Комиссия президиума Верховного совета дала правовую оценку декабрьскому восстанию (1986 года) в Казахстане. Но сегодня полезнее говорить о проблемах, которые длительное время не решаются. Основной проблемой является то, что во всех наших законодательных актах присутствует односторонний подход, не анализируется и не выявляется, какие категории жертв репрессий были присущи Казахстану. Изучались политические репрессии только 30-х годов, поверхностно затрагивались 20-е годы. А досоветский период вообще не исследовался, как будто тогда на территории Казахстана не было карательных акций, как будто не было борьбы казахского народа за свою свободу, как будто не истреблялись лучшие сыны народа. Мы, казахстанцы, не имеем права зацикливаться на 1937 году. Да, это была трагедия! Но таких трагедий - чудовищных репрессий - в отношении казахов было десятки, если не сотни. У нас имели место такие случаи, которых в России вообще не было и не могло быть. Анализ последствий политических репрессий показывает, что в Казахстане государственный механизм репрессий был в основном направлен именно на борцов за свободу и независимость Казахстана. В отличие от Казахстана, в бывших республиках Советского Союза после обретения ими государственной независимости исходя из своих реалий вырабатывались своя политика, свои подходы. 29 высших государственных актов - 10 законов и 19 постановлений правительства - было принято маленькой Литовской Республикой по восстановлению прав лиц, подвергнутых репрессиям за 1940-1990 годы. Грузия в мае 1992 года приняла декрет о восстановлении справедливости в отношении лиц, подвергшихся репрессиям за участие в национально-освободительной борьбе. В самой России был принят закон «О реабилитации репрессированных народов» (26 апреля 1991 г.). Этим самым официально было признано, что на ее территории целые народы подвергались репрессиям. В Казахстане эта проблема загоняется вглубь. Как будто не было только в 20-х годах сотен народных восстаний, жестко подавленных, как будто не было массового изгнания казахов и не было борцов за свободу и независимость нашего Отечества! Мы реабилитировали всех чеченцев, ингушей, корейцев, немцев и других, кто был выселен в Казахстан. И правильно сделали. Но в отношении реабилитации казахов до сих пор не принято ни одного специального государственного акта. Более двадцати лет против джунгарского нашествия вел борьбу, воевал Кожаберген батыр. Но государство, независимый Казахстан пока ничего не делает, чтобы отдать дань, увековечить его имя как великого сына, патриота своего народа. В России знают имена и подвиги Минина и Пожарского, Кутузова, Суворова и других сынов русского народа. Кто же нам мешает это сделать в отношении славных сынов нашего народа? Разве не заслуживают реабилитации тысячи рядовых членов партии и солдат правительства «Алаш-Орды»? Ведь вплоть до 70-80-х годов их потомки находились под негласным наблюдением органов КГБ. Назову только имена безвинно репрессированных и расстрелянных за попытку организации в Северном Казахстане филиалов партии «Алаш» и Казахских комитетов, боровшихся за создание национального государства: Темирбеков Абжан, Темирбеков Хусаин, Ахметов Байгазы, Маликов Кайролла, Букетов Аристан, Сагындыков Малгаждар, Сабиров Исемсеит, Джандосов Садвакас, Бегишев Сейткасым, Ибраев Мален, Бельгибаев Кожахмет, Валиханов Махмет, Коспанов Кошан, Омаров Жармантай, Бимурзин Абылкарим (умер в тюрме), Махметов Сакен, Жандосов Мажен, Айбасов Кафез, Шокаев Габдолла и многие другие. Их убили дважды: один раз руками сталинских палачей, второй раз сегодня - уничтожая память о них. И самое тревожное и удручающее - потомки этих людей официально не поднимают эти вопросы. Истинные патриоты в нашем народе были всегда. Даже в тоталитарные сталинские времена борьба за свободу Казахстана не прекращалась. В 1940-1941 годах в Уральской области была создана и действовала молодежная организация «Союз защитников казахского народа», члены которой призывали патриотов к национально-освободительной борьбе против советского режима. 13 января 1943 года приговором Особого совещания НКВД 14 активистов союза были приговорены к длительным срокам лишения свободы, а его организатор, 19-летний Анесов Губайдолла, - расстрелян. А сколько подобных фактов в наших областях по вине прежних режимов загнаны в историческое подполье! На чьих примерах мы должны воспитывать патриотов Казахстана? Бесконечные речи непопулярных политических деятелей, олигархов и проворовавшихся чиновников разного уровня с телеэкранов о патриотизме, любви к Родине развращают молодежь и отторгают ее от этих святых понятий. Для восполнения этого пробела по моей настойчивой инициативе и при поддержке коллег - депутатов 8 декабря 1997 года сенат парламента создал специальную комиссию по этому вопросу. Меня, как депутата и инициатора, утвердили председателем, а членами и экспертами комиссии были известные историки, юристы, ученые и специалисты по отдельным узловым предметам исследования. В тексте постановления сената было сказано, что комиссия создается для изучения и восстановления исторической справедливости в отношении участников борьбы за независимость и суверенитет Казахстана, а также в отношении соотечественников (их потомков), вынужденно покинувших территорию республики, других категорий жертв политических репрессий для последующей разработки соответствующих проектов законодательных актов. Мы не собирались описывать или оценивать всю колониальную историю, вникать во все нюансы и сложные переплетения, в чем пытались обвинить нас некоторые наши оппоненты. Тогда бы мы ушли в другую сферу. После многочисленных консультаций с членами комиссии и экспертами решили за точку отсчета для комплексного и всестороннего анализа взять период утери государственности. Это 1822 год, когда уставом «О сибирских киргизах» силовым методом были ликвидированы казахские ханства, их государственные структуры на местах и вместо них были созданы новые колониальные институты власти. Исключение составило лишь изучение и экспертиза членами и экспертами комиссии «договоров», якобы добровольно подписанных в 1738, 1740 и 1742 годах некоторыми султанами и ханом Абулхаиром, о вступлении в подданство Российской империи казахов Младшего жуза. Однако ни о какой добровольности говорить нельзя. Наоборот, имели место подкуп, обман, угрозы, в результате чего только часть султанов и старшин подписали обязательства. По этому вопросу комиссия готовила проект постановления парламента, в котором окончательно восстановилась бы как историческая, так и политико-правовая справедливость. Членами и экспертами комиссии были изучены основные указы и уложения царского правительства России по Казахстану, решения генерал-губернаторов, носящие явно карательно-репрессивный характер, и им дана политико-правовая оценка. Были подвергнуты анализу основные решения и распоряжения ВКП(б), ЦК КПСС, Политбюро ЦК КПСС, ВЦИК, Верховного совета СССР, КазКрайкома, КазЦИКа, ЦК КП Казахстана, НКВД - КГБ, а также решения других советских госорганов, носящие явно выраженный репрессивный характер. Комиссией дополнительно выявлялись жертвы и пострадавшие от насильственного установления советской власти в Казахстане, а также в ходе проведения различных политических и хозяйственных кампаний в республике в период с 1918 по 1933 год, как-то: - политика хлебозаготовок и изъятия скота, приведших к голоду в 1921-1923 годах; - подавление крестьянских восстаний, т. н. «бандформирований»; - ликвидация кулачества и байства, конфискации их имущества и принудительное выселение; - подавление сил, противодействующих коллективизации и другим мероприятиям советской власти на селе в 1920-1933 годах; - подавление духовенства; борьба с национализмом, панисламизмом и пантюркизмом. Комиссия собирала данные по исполнению постановления КазЦИКа «О конфискации байских хозяйств» в части репрессий в отношении лиц, не отнесенных к баям, когда были выселены потомки султанов, волостные управители, бии, аткамиеры, т.е. практически вся тогдашняя образованная часть казахского населения. Хотя в самом постановлении речь шла только о баях как эксплуататорах. Отдельно изучены и проанализированы материалы с 60-х и до середины 80-х годов, связанные с движением сопротивления и подавлением демократических, национально-освободительных идей в искусстве и науке. В частности, по «Жас тулпару», целиноградским, темиртауским и другим событиям. Материалы ЦК Компартии Казахстана в отношении отдельных представителей интеллигенции. Это репрессия идей! Они тоже подлежат реабилитации. Мы - нация, пережившая в результате преступной политики власти (как московской, так и местной) в ХХ веке страшную, небывалую в истории трагедию, когда заживо умерщвлена медленной, голодной смертью половина (от 2,5 до 3 миллионов) сынов и дочерей, стариков и младенцев. Ни один народ по вине власти, которая проводила свои антинародные политические эксперименты, не теряла половины своей численности. Поэтому если в нас, я имею в виду сегодняшнее поколение казахстанцев, есть хоть капля совести, благородства, гражданской и политической ответственности, мы обязаны дать политико-правовую оценку голодомору 20-30-х годов в Казахстане. Мы в долгу перед 2-3 миллионами наших предков, безвинно погибших мучительной голодной смертью. Это необходимо не для того, чтобы обвинять тогдашних московских или казахских руководителей. Так могут думать только бездушные, конъюнктурные холуи сегодняшней ситуации, которые живут по принципу «как бы чего не вышло»! По-настоящему нравственные, живущие по закону совести и человеческой морали русские и русскоязычные наши граждане обеими руками будут за это. Здесь нет никакой политики.
Сабыр КАСЫМОВ, политолог, заслуженный деятель РК, кандидат юридических наук
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |