|
|
|
Источник: Прочие
30.12.2009 По декларированию доходов
М. Рахметкалиева, главный эксперт УНЗ НК МФ РК, г. Астана
В Казахстане планируется ввести систему всеобщего декларирования доходов населения. С 1 января 2011 г. должны начать декларироваться госслужащие, банкиры и работники нацкомпаний. Им придется приоткрыть завесу доходов 2010 г. Остальные казахстанцы представят отчет за 2012 г. в I квартале 2013-го. План поэтапного перехода к всеобщему декларированию вскоре будет представлен Президенту на рассмотрение. При разработке концепции перехода на всеобщее декларирование был учтен опыт декларирования доходов госслужащих.
В какие сроки введут всеобщее декларирование доходов? Ответ: Планируется поэтапный переход на всеобщее декларирование доходов граждан. Так, на первом этапе, предположительно в 2012 г., планируется, что продекларируют свои доходы государственные служащие, работники бюджетной сферы, работники национальных компаний и госпредприятий, работники АО, ТОО с участием государства в уставном капитале, работники государственных предприятий, работники банков, страховых и перестраховочных организаций и других финансовых организаций и их супруги. И только в следующем, 2013, году представление декларации о доходах и имуществе произведут все остальные физические лица.
Какой опыт лег в основу? Способствовало ли декларирование доходов государственными служащими продвижению этой идеи? Ответ: Рассмотрение возможности перехода на всеобщее декларирование доходов физических лиц было предусмотрено такими документами, как Указ Президента РК «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года», Среднесрочный план социально-экономического развития РК на 2007-2009 гг., Среднесрочная фискальная политика Правительства РК на 2007-2009 гг., план мероприятий по реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 гг., Программа основных направлений экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстан на 2005-2010 гг. При разработке концепции перехода на всеобщее декларирование доходов физических лиц мы, естественно, учитывали опыт декларирования доходов государственными служащими. Вместе с тем этого опыта недостаточно, учитывая, что государственные служащие декларируют не все свои доходы, например не отражают в декларации вклады в банках (депозиты), вознаграждения и дивиденды, а также доходы по паям паевых инвестиционных фондов, то есть не отражают доходы, которые освобождаются от обложения индивидуальным подоходным налогом. В настоящее время нам необходимо детально изучить международный опыт, то есть изучить практику всеобщего декларирования стран, которые уже имеют опыт такой работы.
Какие преимущества даст Казахстану введение всеобщего декларирования доходов и имущества граждан? Ответ: Прежде всего, позволит пополнить бюджет путем более полного охвата обложения налогами доходов физических лиц. В настоящее время, согласно данным Министерства экономики и бюджетного планирования РК, размер скрытых доходов населения, не охваченных налогообложением за 2008 г., составляет свыше 800 млрд. тенге. Также, учитывая, что при всеобщем декларировании физические лица будут вести не только учет доходов, но и расходов, соответственно, им будет необходимо обосновывать свои расходы, а, следовательно, достоверно указывать свои доходы, что позволит противостоять теневой экономике и коррупции. Хотелось бы отметить, что введение всеобщего декларирования позволит нам, наконец, решить такие проблемы, как подтверждение легальности вывозимой иностранной валюты, и другие подобные проблемные вопросы.
Есть мнение, что утаить собственный доход для особо желающего не составит труда. Верно ли это? Ответ: Например, ни для кого не секрет, что в последние годы в стране наблюдался бурный процесс сделок с недвижимостью, когда граждане активно занимались куплей-продажей квартир, земельных участков, транспортных средств. В тот период, когда цены на движимое и недвижимое имущество постоянно росли, физические лица получали имущественный доход от прироста стоимости, с которого необходимо уплатить индивидуальный подоходный налог. И даже если в свое время эти доходы не были продекларированы, налоговые органы все равно выявляют сделки, произведенные физическими лицами, и выставляют им уведомления. Поэтому хотя и возможно временно утаить какие-то доходы, впоследствии их придется заплатить с гораздо большими издержками для себя, такими как пеня и возможные штрафные санкции.
Расскажите, как будет происходить механизм отчета? Будет ли схема отчета юридических лиц отличаться от схемы отчета для физических лиц? Ответ: Если брать общую идеологию налоговой отчетности по доходам и расходам, то схема декларации по доходам и расходам для физических лиц будет примерно такой же, что и для юридических лиц - то есть декларация, безусловно, будет содержать разделы о доходах, разделы о расходах или вычетах. Но в деталях виды доходов и виды вычетов юридических лиц и физических лиц имеют существенные отличия, что, конечно же, и отразится в разных формах декларации для данных категорий налогоплательщиков.
Возможно ли введение новых технологий для ускорения процедуры декларирования? Введение новых технологий - это просто необходимость. Учитывая объем деклараций, которые необходимо помочь заполнить, принять, обработать и т.д., налоговым органам потребуются как материальные ресурсы, в виде техники, информационной системы, бланков декларации, так и потребуются новые кадры, специалисты, которые займутся этой работой.
Какая дополнительная нагрузка в связи с введением всеобщего декларирования доходов и имущества граждан ляжет на Налоговый комитет? Планируется ли увеличивать штат комитета? Ответ: Нагрузка, судя по всему, ляжет просто колоссальная, но вопрос увеличения штата пока не обсуждался.
Не будут ли люди стоять в очереди, чтобы сдать эту декларацию? У нас в настоящее время отсутствуют эффективные методики, программные продукты, которые позволили бы налогоплательщику максимально быстро и легко заполнить налоговую декларацию. В проекте Программы введения всеобщего декларирования мы предусматриваем проведение широкомасштабной массово-разъяснительной работы среди населения, а именно: 1) на каждом этапе введения всеобщего декларирования информировать о том, кто сдает декларацию, какие сведения отражает в декларации, как заполняет декларацию, куда ее представляет и т.д.; 2) создать весь спектр услуг, позволяющих добровольно исполнять обязанность по сдаче деклараций, таких как создание консультативных центров, центров по приему деклараций, разработать программные продукты по заполнению деклараций, в том числе и путем пошагового заполнения на основе вопросов и ответов. При этом считаем, что государство должно взять на себя расходы по указанным мероприятиям. Также необходимо будет согласовывать проводимые мероприятия с другими программами госорганов, например, с Программой снижения информационного неравенства в РК в части повышения компьютерной грамотности населения, обеспечения широкого доступа в Интернет; 3) как это мы ранее и практиковали, планируем организовать оперативные бригады налоговых специалистов, которые будут осуществлять работу по приему декларации, как в центрах обработки данных, так и путем выездов на крупные предприятия.
Какая подготовительная работа проводится в данном направлении? Ответ: В настоящее время Налоговым комитетом совместно с Министерством экономики и бюджетного планирования РК отрабатывается Концепция всеобщего декларирования. Отрабатываются сроки поэтапного введения всеобщего декларирования. Идет работа по определению сведений, которые должна будет содержать декларация, состава доходов и расходов и другая подобная работа методологического направления.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |