|
|
|
Судья - это совесть народа
Б. Омарова, судья Северо-Казахстанского областного суда, председатель комиссии по судейской этике
Именно на такой высокий уровень требований ориентировал судебную систему Глава государства Н. Назарбаев на V Съезде судей РК. О многом задуматься призывает состоявшийся судейский форум, в первую очередь - о культурных и нравственных началах правосудия. Ведь правосудие - это не только профессионализм, компетентность, но и высокая духовность и культура судей - носителей судебной власти. Сегодня тема культуры и нравственности в обществе, в том числе в судебной системе, является одной из самых актуальных. Культурные и духовные ценности, включающие нравственные эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, национальные традиции и обычаи, произведения культуры и искусства, уникальные в историко-культурном отношении объекты, территории и т.д., определяются нами, нашим восприятием и отношением к этим ценностям. Далеко не всегда образованный и высокопрофессиональный человек может отвечать критериям культурного человека. Тип внешне культурных людей является самым распространенным. Как правило, ни общество к ним, ни они к себе самим особых претензий не предъявляют. Особенно сегодня, когда многие ориентируются не на духовность, а на достижение материальных благ любой ценой. Мне как воспитаннику социалистической системы по старинке присуще противопоставление проявлений во всех сферах общественной и политической жизни социалистической и капиталистической систем, сравнение «у нас» и «у них - на Западе»... С распадом СССР, с переходом на рыночные отношения пришлось перестраиваться на другие рельсы, поменялось многое, произошла переоценка ценностей, внесены изменения в законы. Один примечательный пример: в Уголовном кодексе Казахской ССР статья 168 предусматривала строгую ответственность за спекуляцию (скупка и перепродажа с целью наживы). В настоящем УК РК эта статья исключена, а скупка и перепродажа с целью наживы теперь представляется ничем иным, как предпринимательством и предприимчивостью. Ни в коей мере не умаляя современных достижений в политике, экономике, научно-техническом прогрессе, высоких технологиях Западной Европы, нельзя не сказать о том, что их понятия о культуре кардинально отличаются от наших традиций и зачастую оказывают пагубное влияние на наше подрастающее поколение. И это влияние не так безобидно, как может показаться на первый взгляд, поскольку предполагается, что всегда есть выбор ориентиров и правил поведения. Принято считать, что каждая эпоха считает свою мораль лучшей. Глядя на то, что происходит, я бы не стала утверждать, что наша мораль лучше предыдущей. То, что вокруг происходит, не может не волновать нормального человека. Мы стали безучастно относиться к бытовому бескультурью, хамству в любых проявлениях, в общественных местах. При жестком напоре бездуховности становятся необходимыми передачи о культуре по телевидению и открытие специальных рубрик во всех газетах с пропагандой высокой морали, душевного богатства, знаний. Основы культуры закладываются в семье - когда на основе повседневных примеров бытия формируется личность, ее характер, жизненные ориентиры, предопределяющие в будущем ее поступки. Как в народе говорится, «посеешь привычку - пожнешь характер». Ведь культура семейных отношений есть начало начал. Истоки культуры мы черпаем в сложившихся лучших традициях народов всех наций и народностей, в народной мудрости, в традициях семьи, берем из книг, сказок, наставлений родителей - матери, бабушки, учителей, в далеком детстве, отрочестве, зрелости в настоящем, находим в повседневности, в общении с природой. В унисон моему душевному настрою звучали на съезде слова академика Салыка Зиманова о том, что судебная система Казахстана уходит корнями в древнее степное правосудие, когда с младых ногтей ребенка готовили к высокой миссии - быть бием, а значит, быть символом честности, неподкупности, быть знатоком законов и традиций кочевого общества. Преемником таких высоких идеалов должен быть современный судья. В судье должны сочетаться общечеловеческая культура, правовая культура и профессионализм. Поведение судьи на работе и вне ее должно являть собой пример высокой культуры и порядочности. Судья должен строго следовать букве закона, соблюдать задачи и принципы отправления правосудия. Основные принципы поведения судей переосмыслены в новом Кодексе судейской этики, принятом на V судейском форуме. В числе общих требований к личности и поведению судьи установлено, что судья должен стремиться к соблюдению высоких этических стандартов поведения и следовать им в целях укрепления независимости суда и уважения к нему. Один из главных критериев профессионализма и культуры судьи - соблюдение культуры ведения судебного разбирательства, так как именно в судебном заседании в полной мере проявляется сущность судебной власти по разрешению правовых конфликтов. Это прежде всего соблюдение порядка в судебном заседании, обеспечение и реализация принципов судопроизводства, в том числе состязательности процесса, связанного с характером и содержанием задаваемых сторонам вопросов, которые должны быть направлены лишь на выяснение именно тех обстоятельств, которые подлежат выяснению. Судья должен воздерживаться от высказываний любого другого характера, проявлять словами или действиями какие-либо предубеждения или недостаточную объективность, выказывать свои эмоции и нетерпение. Своевременное начало назначенного судебного разбирательства - это проявление уважения к участникам процесса, которые явились в суд, отложив свои дела в ожидании правосудия. К сожалению, бывает, что суд не только начинает судебное заседание позже назначенного времени, но и не утруждает себя извинениями или какими-либо объяснениями причин такого опоздания. Хотя такое объяснение, несомненно, успокоило и сняло бы нервное напряжение ожидающих, внушило бы доверие граждан к тому, что их спор будет разрешен с вниманием и тщательностью. Другим критерием профессионализма и культуры судьи является уровень оформления судебных актов. Судья должен быть грамотным не только с точки зрения знания и применения материального и процессуального закона, принятия законного решения по делу, но и с позиции знания орфографии, грамматики, стилистики того языка, на котором излагается текст судебного акта. Судебный акт - это письменное воплощение законного и справедливого решения, на которое имеет право каждый, прибегнувший к помощи правосудия. Однако до сих пор в устной и письменной речи широко распространены характерные ошибки: «согласно договора» вместо «согласно договору», протокола (протоколы), договора (договоры), приговора (приговоры). Трудно требовать содержательной стороны судебного решения при отсутствии надлежащей формы. Говоря о правовой культуре, следует сказать и о культуре работников суда. Если театр начинается с вешалки, то работа суда начинается с работы курьера, канцелярии, пристава, секретарей судебных заседаний. Общее представление о работе суда складывается и на этом уровне. Немало работников суда пополняют в последующем ряды судей, и пример, который почерпнут ими ранее в суде, они привносят в профессиональную судейскую деятельность. Поэтому культуру взаимоотношений надо выстраивать именно на этом этапе, где должно быть понимание того, что суды служат народу, что в суд идут за защитой нарушенных прав, что недопустимы действия, унижающие честь или умаляющие достоинство лиц, обратившихся в суд. Поэтому в процессе прохождения конкурса на занятие должности госслужащего предъявляются строгие критерии отбора конкурсантов, в каждом суде систематически проводятся оперативные совещания, деятельность сотрудников постоянно контролируется председателем суда, судьями, администратором судов. В связи с этим уместно отметить, что в соответствии с совместным планом областного суда и Администратора судов Северо-Казахстанской области 23 апреля 2009 года региональным учебным центром проведен семинар по вопросу соблюдения этики госслужащими - работниками судов, порядку оформления протоколов судебных заседаний по уголовным и гражданским делам. С приглашенными работниками всех гор(рай)судов области состоялся конструктивный и полезный разговор, приведены примеры работы судов по оформлению дел, соблюдению сроков и качества изготовления протоколов. Особо было сказано о культуре поведения, подчеркнута задача неукоснительного соблюдения Кодекса чести государственных служащих. Воспитательное значение и профилактическая задача суда проявляется в его воздействии на поведение участников процесса. Правовая культура охватывает и культуру поведения участников процесса, возлагает на них требования о соблюдении порядка в судебном заседании, об уважительном отношении к суду и к своим оппонентам. Закон требует от участников процесса уважения к суду как институту судебной государственной власти. Так, законом установлено, что при входе судьи в зал судебного заседания все присутствующие встают. Решение суда, выносимое именем Республики Казахстан, все находящиеся в зале судебного заседания выслушивают стоя. Участники процесса обращаются к судье и дают свои показания стоя. Отступление от этого правила может быть допущено лишь с разрешения председательствующего. К нарушителям порядка в судебном заседании принимаются установленные меры: удаление из зала судебного заседания, применение административной ответственности в виде штрафа, ареста. На практике суды редко применяют указанные меры к нарушителям порядка в судебном заседании, чем отдельные участники процесса злоупотребляют. Нередки случаи, когда участники процесса любое замечание председательствующего воспринимают как проявление субъективности, пишут необоснованные заявления об отводе, тем самым неоправданно затягивают рассмотрение дела, одновременно пишут жалобы на судей. Не секрет, что отдельные граждане и их представители, недовольные принятым решением, пытаются посредством жалоб воздействовать на судей, на принятие решения в свою пользу. Зачастую одновременно с апелляционной жалобой идут жалобы председателю областного суда, в комиссию по рассмотрению жалоб, в комиссию по судейской этике. При этом заявители жалоб приводят нормы закона, которые, по их мнению, нарушил суд (о состязательности, беспристрастности и т.п.), пытаются навязать собственное толкование закона. Здесь опять сказывается нехватка правовой культуры: в правовом споре каждый имеет право на свое мнение, однако поставить точку вправе только суд. В попытках воздействовать на суд стороны иногда прибегают к силе общественного мнения. И здесь нельзя не сказать о необходимости правовой культуры представителей СМИ. Через видение конкретных журналистов формируется общественное мнение. Именно поэтому так важно объективное и компетентное освещение и доведение до населения информации, в которой не должно быть нацеленности на создание отрицательного резонанса, возбуждение и поддержание нездорового интереса у читателей, передергивания фактов, цитирования из контекста отдельных слов и мыслей с комментариями, искажающими действительное их содержание. Безусловно, имеется немало справедливых и критических статей по проблемам судебной деятельности. Факты нарушения закона важно подвергать огласке, в т.ч. через СМИ, чтобы формировать в общественном сознании нетерпимость к таким проявлениям. В то же время мимо внимания журналистов часто проходит позитив судебной работы, 97-98 процентов законных и справедливых решений. Ведь довольная судебным решением сторона редко обращается к прессе, чтобы сделать достоянием гласности свою признательность и удовлетворение состоявшимся правосудием. Недовольные же решением суда, «проигравшие» стороны чаще обращаются к СМИ, чтобы излить свое негодование. Таким образом, население получает одностороннее негативное представление о правосудии как необъективном и репрессивном институте. Поэтому при освещении юридических тем в СМИ необходимо, чтобы журналисты были объективны, глубже вникали в суть проблемы, представляли мнение обоих оппонентов, а не только обиженной стороны. В связи с этим уместно сказать о том, что в последнее время как суды, так и СМИ, стремятся вести конструктивный диалог, преодолевать разобщенность действий, повышать уровень правосознания и правовой культуры населения, обеспечивать осведомленность населения о правосудии, формировать правильные предпосылки для утверждения истинного знания о праве и понимания действия законов. Поскольку правовая культура не может формироваться только на позитивных началах и примерах, в судебной системе действуют собственные контрольные механизмы, надзирающие за нарушениями этики, культуры поведения, закона. В каждом областном суде создана Дисциплинарно-квалификационная коллегия судей. Кроме того, в каждом областном суде работают две комиссии: - комиссия по рассмотрению жалоб и обращений граждан и юридических лиц, которые подлежат рассмотрению в соответствии с Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», и - комиссия по судейской этике при областных филиалах Союза судей Республики Казахстан, которые рассматривают вопросы соблюдения этики. Изучение и анализ обращений показывает, что одной из основных причин возникновения жалоб является недостаток культуры организации и проведения процессов, неумение организовать работу, отсутствие должной подготовки к рассмотрению дела, несобранность, а порой, и недисциплинированность судьи. В таких жалобах указывается на нетактичное и необъективное поведение судей, высказывающих заранее свое мнение по рассматриваемому делу, не сдерживающих свои эмоции. К примеру: «Да вы не о том говорите, помолчите!», допускающих негативную оценку действий сторон («Ты что, такой белый и пушистый?»). Все обоснованные жалобы становятся предметом обсуждения и осуждения в судейском корпусе - на заседаниях комиссии, на совещаниях судей, пленарных и межпленарных заседаниях областного суда, а также посредством вынесения частных определений, принятия мер дисциплинарного воздействия в отношении судей, допустивших такие нарушения. Все дисциплинарные и общественные взыскания заносятся в личное дело и учитываются при характеристике судьи, оценке качества его работы, а также при карьерном продвижении. Безусловно, в условиях построения правового государства формирование правовой культуры в обществе является одной из основных задач поступательного развития общества. Судебная система немало делает в этом направлении. Так, открытие на сайте Верховного Суда единой информационной базы способствует повышению правовой грамотности населения. Аналогичные веб-сайты в областных судах, содержащие вступившие в законную силу судебные акты и иные интересные сведения, призваны максимально широко информировать население о результатах рассмотрения судебных дел, повысить правовую культуру граждан. Во всех областных судах созданы пресс-службы, благодаря деятельности которых судьи неоднократно встречаются с журналистами на пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах», нарабатывая положительный опыт взаимодействия и конструктивного диалога. Радует, что при этом есть понимание - мы делаем общее дело, совместными усилиями повышать правовую культуру и сознание населения, укрепляем правовую систему страны. «Мы вправе ожидать от судейского корпуса такой работы, при которой суд всегда будет надежным оплотом закона и справедливости», - подчеркнул Президент страны. Не случайно, в этих словах объединены понятия юридическое - Закон и нравственно-этическое - Справедливость. Только в единстве обоих начал - залог нашего успеха.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |