|
|
|
Источник: Агентство «Хабар» (www.khabar.kz), Сетевое, интернет-издание, ИА, портал ZAKON.KZ (www.zakon.kz)
13.01.2010 МТК РК: Итоги развития транспортно-коммуникационного комплекса страны за 2009 г. и задачи на 2010 г.
По сообщению пресс-службы МТК РК, 13 января 2010 года в Астане с участием Премьер-Министра Республики Казахстан Карима Масимова состоялось расширенное заседание коллегии министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, на котором были рассмотрены итоги развития транспортно-коммуникационного комплекса страны за 2009 год и задачи на 2010 год. В работе коллегии приняли участие представители администрации Президента РК, депутаты Сената и Мажилиса Парламента РК, Канцелярии Премьер-Министра РК, НДП «Нұр Отан», других государственных органов, а также предприятий транспортно-коммуникационного комплекса. Открывая заседание коллегии, министр транспорта и коммуникаций РК Абельгази Кусаинов отметил, что по поручению Главы государства Правительством Республики Казахстан приняты антикризисные меры, позволившие переломить тенденцию экономического спада и сократить уровень безработицы. Только в рамках реализации «Дорожной карты» на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог местного значения, городов и населенных пунктов было выделено 52 миллиарда тенге, что на 20% выше финансирования местной сети автодорог за период с 2001 по 2006 годы вместе взятые. За счет выделенных средств было отремонтировано 2874 км автодорог и создано более 55 тысяч рабочих мест. За истекший год по местной сети охвачено ремонтными работами 4,9 тысяч км, что составляет 7% от общей сети автодорог. В истории автодорожной отрасли страны таких объемов и темпов ремонта автодорог, особенно в сельской местности, ранее не было. По оперативным данным общий объем перевозки грузов снизился на 2,8%, а количество перевезенных пассажиров возросло на 4,2%. Объем транзита грузов составил 15,2 млн. тонн. От транзитных грузоперевозок получен доход в размере 96,6 млрд. тенге. Для сравнения, по итогам 2008 года доход от транзита составил 84,2 млрд. тенге. Знаковым для транспортной отрасли 2009-й год стал и по количеству начатых к реализации масштабных проектов. Это начало строительства международного автомобильного коридора «Западная Европа - Западный Китай», старт которому дал сам Глава государства в сентябре прошедшего года, назвав его «всенародной стройкой». Казахстанская часть данного коридора, протяженность которого составляют 2787 км, проходит по территории 5 областей. Таким образом, реализация данного проекта не только позволит Казахстану создать транзитный коридор между Европой и Азией, но и даст мощный импульс развитию его регионов. Справочно: Стоимость проекта - 825,2 млрд. тенге. Финансирование из трех источников: республиканский бюджет, привлечение средств внешнего займа и частного капитала (на концессионной основе). За счет средств внешнего займа будут финансироваться 33 участка общей протяженностью 1644 км, из них по 18 участкам конкурсные процедуры по выбору подрядных компаний проведены в 2009 году. С текущего месяца полномасштабные строительные работы начнутся по 4 участкам в Жамбылской области и по 14 участкам в Кызылординской области. В период с февраля по май 2010 года планируется завершить конкурсные процедуры и подвести итоги по выбору подрядных компаний для остальных участков в Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областях (15 участков). На сегодня в целях финансового обеспечения проекта подписаны и ратифицированы Законом Республики Казахстан Соглашении о Займах со следующими международными финансовыми институтами на общую сумму 3 002 млн. долл.США: Европейский банк реконструкции и развития - 180 млн. долл.США, Международный банк реконструкции и развития - 2 125 млн. долл. США, Азиатский банк развития (2 транша) - 527 млн. долл. США, Исламский банк реконструкции - 170 млн. долл.США. В 2010 году планируется подписание Соглашений о займах с Азиатским банком развития на сумму 150 млн. долл.США и Исламским банком развития на сумму 228 млн. долл.США. В проекте бюджета на 2010-2012 годы на реализацию проекта предусмотрено 480,9 млрд. тг. В 2009 году в бюджете на реализацию проекта выделено 31,3 млрд. тг. и выполнены работы по реконструкции участка Карабутак - Иргиз - граница Кызылординской области, выкупу земель, попадающих под полосы отвода проектных дорог в Кызылординской, Южно-Казахстанской и Жамбылской областях. Кроме того, проводятся конкурсные процедуры по определению подрядных и консультационных компаний на реализацию проекта по правилам закупок международных финансовых институтов. Данный проект позволит сократить транспортировку грузов из Китая в Европу с 40 дней до 10-и, а также развить смежные отрасли экономики, так как планируется, что при строительстве транзитного коридора 90 % сырья и материалов будут отечественного производства. Благодаря реализации этого проекта и развития смежных отраслей валовый региональный продукт (ВРП) пяти областей увеличится согласно ТЭО на 33 млрд. тенге в год. Мультипликативный эффект на всю экономику от реализации данного проекта чувствуется уже сегодня. В 2009 году были запущены заводы по производству барьерных ограждений, выпуску опор освещения, производству лакокрасочных изделий и отечественных геосинтетических материалов. Завершается строительство битумных заводов в городах Кызылорда и Актобе с проектной мощностью 20 тысяч тонн в год. В 2011 году планируется запуск битумного завода в г.Актау проектной мощностью 420 тысяч тонн в год. Благодаря этому автодорожные проекты будут полностью обеспечены казахстанским битумом. Не менее важным стало введение открытие первого автобана Астана - Бурабай, построенного в короткий срок с применением новых материалов и технологий. Справочно: Общая стоимость проекта составляет 114,4 млрд. тенге. на реализации проекта было задействовано 1,4 тыс.ед. техники и более 3,5 тыс. человек, из них 500 иностранных специалистов. Мобилизовано 5 бетонных, 11 асфальтобетонных заводов и 20 дробильных установок. С начала реконструкции на автодороге устроено 104 водопропускных труб, переустроено 102 высоковольтных линий, уложено 6,5 млн.тонн инертного материала, 1,6 млн.тонн цементобетона и 2 млн.тонн черной смеси, а также велись работы по строительству искусственных сооружений (строительство мостов, путепроводов и транспортных развязок). Важным прошедший год стал и для железнодорожной отрасли. По новому участку «Шар - Усть-Каменогорск» в 2009 году перевезено 5 млн. тонн грузов, а в 2010 году планируется выйти на проектную мощность в 7,5 млн. тонн. Начато строительство двух новых железных дорог Жетыген - Коргас и Узень - государственная граница с Туркменистаном, старт которым также был дан Главой государства. Строительство линии Жетыген - Коргас позволит путем открытия второго пограничного перехода с КНР сократить расстояние от Китая до южных регионов Казахстана и стран Центральной Азии на 550 км. Это дает возможность нам значительно увеличить дополнительные объемы транзитных перевозок. При реализации проекта Узень - госграница с Туркменистаном достигается сокращение расстояния транспортировки более чем на 600 км и обеспечивается выход на Персидский залив. В Астане запущен локомотивосборочный завод и 7 декабря 2009 года выпущен первый казахстанский локомотив. Помимо улучшения транспортного обслуживания населения, реализация проектов позволит решить социальный вопрос, связанный с обеспечением местного населения рабочими местами. Всего в 2010 году на трех проектах будет задействовано свыше 58 тысяч человек. Кроме того, реализация данных проектов также благоприятно воздействует и на смежные отрасли экономики. В среднем ожидается, что при строительстве казахстанское содержание товаров, работ и услуг достигнет 85 %. Разработаны основные направления развития железнодорожного транспорта до 2020 года, которые нацелены на комплексное решение проблем отрасли как в части оздоровления тягового и подвижного парка, так и совершенствование тарифной политики и повышения сервиса. В сфере гражданской авиации в прошлом году открыто 10 новых авиамаршрутов, приобретено 4 современных самолета. Парк воздушных судов составляет 27 единиц. В Актау и Актобе введены новые пассажирские терминалы. Ведется реконструкция аэродрома города Кызылорда с завершением в текущем году. Запланировано начало реконструкции аэропорта города Кокшетау, реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Актау. Разработан и внесен на рассмотрение Парламент Закон «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». В рамках развития малой авиации прорабатываются вопросы по восстановлению местных аэродромов, обновлению судов малой авиации, созданию производства по сборке шестиместного легкого самолета Як-58. В сфере водного транспорта ранее была начата реализация проекта расширения порта Актау в северном направлении. На сегодня введен в эксплуатацию мол, продолжаются работы по строительству волнолома. По проекту освоено 9,5 млрд. тенге. Отечественный торговый флот динамично занимает доминирующее положение на рынке морских перевозок на Каспийском море. Сегодня казахстанскими танкерами перевезено больше половины переваленного через порт Актау объема нефти. В сентябре 2009 года торговый флот пополнился одним танкером грузоподъемностью 13 тысяч тонн. В текущем году предполагается завершение строительства еще двух танкеров. Значительные изменения в прошлом году претерпела и система транспортного контроля. Путем слияния 16 инспекций были создано 7 межрегиональных инспекций. Проведенная реформа повлияла на улучшение состояния аварийности на всех видах транспорта. Так, например, на автомобильном транспорте этот показатель снижен на 8 %, водном - на 20% и железнодорожном - на 25 %. С 15 июля 2009 года введены ограничения по ввозу и производству на территории страны автомобилей, не соответствующих экологическим стандартам Евро-2. Всего в стране существует 69 учебных центров, готовящих специалистов для отраслей транспортно-коммуникационного комплекса. Все вышеперечисленные результаты стали основой для определения наиболее приоритетных задач этого года. В соответствии с государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы планируется реализовать 56 проектов общей стоимостью 2,4 трлн. тенге. Бюджет транспортно-коммуникационного комплекса в 2010 году составит 266,2 млрд. тенге. Кроме того, выделено 29,1 млрд. тенге на реализацию Дорожной карты. С первых дней текущего года по всем крупным проектам будет развернута организаторская работа. С этой целью на автокоридоре «Западная Европа - Западный Китай», железнодорожных участках Жетыген - Коргас, Узень - госграница с Туркменистаном в шести областях созданы штабы с участием акиматов и всех заинтересованных органов для осуществления контроля и координации по выполнению плана на местах. В автодорожной отрасли в 2010 году планируется: - задействовать на строительных работах более 128 тыс. человек; - на международном коридоре «Западная Европа - Западный Китай» освоить 104 млрд. тенге с применением новых материалов и технологий; - по «Дорожной карте» обеспечить ремонт и восстановление более 2 тыс. км местной сети автодорог и улиц населенных пунктов (681 км); - завершить конкурсные процедуры и приступить к работам на трех концессионных проектах (Алматы - Хоргос, Алматы - Капшагай, Астана - Караганда). В железнодорожной отрасли особое внимание будет уделено следующим направлениям: - проведение реконструкции, капитального ремонта и модернизации 1081 км железнодорожных путей ; - приобретение грузового подвижного состава (1 400 ед.); - введение в эксплуатацию заводов по производству электровозов в г. Атбасар, грузовых вагонов в г. Екибастуз и пассажирских вагонов в г. Алматы; - внесение изменений и дополнений в действующие Правила субсидирования пассажирских перевозок. В отрасли гражданской авиации: - завершение реконструкции аэродрома г. Кызылорда; - начало реконструкции аэропорта г. Кокшетау; - дальнейшее обновление авиапарка; - дальнейшая работа по выведению из «черного списка» Евросоюза казахстанских авиакомпаний. На водном транспорте: - принятие мер по дальнейшей реализации инфраструктурных проектов; - доведение доли отечественной судоходной компании при перевозке казахстанских грузов до 65 %; - реализация проекта создания системы подготовки морских специалистов. Автомобильный транспорт: - совершенствование нормативно-правовой базы; - внедрение системы цифровых тахогрофов на территории РК по международным автоперевозкам. В рамках развития транзитного потенциала будет проводиться работа по: - достижению договоренностей с Россией и Китаем о переориентации грузопотоков через территорию Казахстана; - дальнейшему развитию 6 автотранспортных международных транзитных коридоров, строительство новых железнодорожных линий в направлении Запад-Восток; - развитию транспортно-логистических центров (Актау, Достык, Хоргос и.т.д.); - совершенствованию тарифной политики (применение гибких тарифов) и снижение административных барьеров для бизнеса, ускорение и упрощение прохождения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Выполнение вышеизложенных задач будет способствовать дальнейшему развитию отрасли и позволит в посткризисный период обеспечить потребность экономики и населения в надежных и безопасных транспортных услугах.
Источник: Агентство «Хабар» (https://www.khabar.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |