|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
15.01.2010 Прокатили
Работать на общественном транспорте становится невыгодно. Астанинских водителей автобусов разжаловали из индивидуальных предпринимателей в наемных работников с фиксированным окладом. Подобную систему планируют внедрить и в других городах республики. Первые признаки перебоев в движении общественного транспорта жители столицы связали с праздниками и морозами. Между тем причиной временных изменений в графике стало введение новой системы оплаты труда водителей и кондукторов. Начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Астаны Талгат Ардан считает, что в первую очередь они отстаивают интересы пассажиров. «Акимат поставил задачу радикально улучшить работу общественного транспорта. Это не только новая техника, но и изменение системы управления. Раньше водители были индивидуальными предпринимателями и работали по упрощенной форме налогообложения. Сейчас все они - в штате предприятия. Получают оклад, премиальные, имеют полный социальный пакет, пенсионные, возможность санаторно-курортного лечения, - рассказывает «&» г-н Ардан. - Благодаря тому что кондукторы стали сдавать выручку в кассу парка, а не оставлять себе, мы гораздо больше стали платить налогов. Да, имели место увольнения, но они не носили массового характера. Некоторые не хотят работать по-новому. Мы с ними расстаемся. Хотят этого отдельные водители и кондукторы или нет, но реформа будет доведена до конца». Работники общественного транспорта недовольны новыми условиями труда. «Зарплата не выгодна ни водителю, ни кондуктору, оба не будут заинтересованы в работе. Пришел и ушел домой, никакого интереса», - возмущается водитель автобуса Виктор Хремин. Перемены сказались на работе общественного транспорта. На маршрутах не хватает водителей и кондукторов. Но, как заверяют владельцы автобусных парков, длительное ожидание на остановках - временное явление. «Автобусы не простаивают. Просто работают в односменном режиме, - комментирует ситуацию «&» председатель правления автобусного парка № 1 Сергей Богатырев. - У нас все водители и кондукторы работали в дву¬сменном режиме. Сейчас мы из-за этого ежедневно не выпускаем около 10-12 машин. Но мы заранее прогнозировали такую ситуацию и уже начали прием новых сотрудников. Сейчас они проходят стажировку и к концу января приступят к работе». С коллегой согласен глава автопарка № 3 Игорь Войцицкий: «Некоторые кондукторы проявляют недовольство, но почему они не говорят о том, что 31 декабря 58 человек не сдали выручку?! И мы их за это не смогли наказать. А теперь можем». Сторонники новой системы перечисляют ее плюсы. Это лучшая социальная защищенность для водителей ввиду более высоких пенсионных отчислений. Вторая положительная сторона - возможность повлиять на качество работы кондукторов и водителей. За грубость в отношении пассажиров кондукторов будут наказывать вплоть до увольнения, ведь теперь они наемные работники. «Система повышает качество обслуживания пассажиров так как теперь водитель не будет в погоне за новыми пассажирами нарушать правила дорожного движения. Вы ведь знаете, какую ситуацию на дороге могут создать маршрутки, конкурируя между собой за пассажиров. А те бедные каждый раз со страхом заходят в автобус», - рассказывает в беседе с «&» председатель Общественного объединения индивидуальных предпринимателей автобусного парка № 3 Есенгельды Сыздыков. По данным дорожной полиции, в прошлом году по вине водителей общественного транспорта произошло 12 ДТП. Итог печальный: один погибший и 13 раненых. Эта статистика тоже повлияла на решение властей уменьшить риск аварий на дорогах Астаны. «Раньше, когда водители были индивидуальными предпринимателями, царил бардак. В погоне за прибылью «хозяева» работали по три дня без всякого отдыха. А какие гонки устраивались в городе! Сейчас водители одного маршрута не «подрезают» коллег другого. Водитель знает, что он получит свои 715 тенге за час. Плюс мы оплачиваем в двойном размере праздничные дни, выплачиваем премиальные. В месяц водитель будет получать более 100 тыс. тенге, кондукторы - 70-75 тыс. Это хорошие деньги. И сейчас к нам приходят люди из других регионов, которые готовы честно работать», - пояснил ситуацию «&» г-н Войцицкий. В Астане 11 предприятий занимаются перевозками пассажиров. Планируется, что в этом году все они будут работать по новой системе. Кроме того, в течение года обновится подвижной состав, появятся талоны предупреждения для работников транспорта, будут изменены некоторые маршруты и, возможно, возродится старая традиция объявления остановок водителями. В государственных кругах уже поговаривают о том, чтобы внедрить подобную систему и в других городах Казахстана.
Ботагоз Танатова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |