|
|
|
Источник: *Министерства юстиции РК (www.adilet.gov.kz)
16.01.2010 Итоги деятельности Министерства юстиции в 2009 году и предстоящие задачи на 2010 год
Сегодня в Астане состоялось расширенное заседание коллегии Министерства юстиции Республики Казахстан об итогах работы в 2009 году и приоритетных направлениях на 2010 год с участием Премьер - Министра Республики Казахстан Карима Масимова. В своем выступлении Министр юстиции Рашид Тусупбеков отметил, что органами юстиции все поручения Главы государства, Правительства выполнены. В 2009 году было зарегистрировано порядка 3000 нормативных правовых актов. Оформлено свыше 740 тысяч актов гражданского состояния, изготовлено более 1 млн. удостоверений личности и 300 тысяч паспортов. За отчетный период прошли регистрацию порядка 20 тысяч юридических лиц, из них свыше 12 тысяч субъектов малого предпринимательства. Одной из важнейших задач, возложенных на Министерство, является правовое обеспечение и координация законопроектной деятельности. В целях повышения качества научной проработки законодательных инициатив и прогнозно-аналитической деятельности Институт законодательства с товарищества с ограниченной ответственностью преобразован на госучреждение с особым статусом. Для обеспечения стабильности законодательных актов, оценки их эффективности, а также выявления пробелов и противоречий в законодательстве Министерством прорабатывается предложение о проведении правового мониторинга законов. Каждый орган-разработчик законопроекта на постоянной основе будет анализировать последствия разработанных законов, уровень достижения целей, ради которых они принимались. В текущем году Центры обслуживания населения были переданы в ведение местных исполнительных органов. За органами юстиции сохранена функция методологического обеспечения и оказания правовой помощи по вопросам деятельности ЦОН. В настоящее время Министерством изучается возможность работы ЦОНов по принципу одного заявления. Суть данного предложения заключается в том, что гражданам для получения государственной услуги не нужно будет подавать в ЦОН копии множества различных документов (например, домовой книги, листка убытия, РНН, СИК и т.д.). Все эти сведения имеются в базах данных. Государственная услуга будет оказываться лишь на основании заявления и копии документа, удостоверяющего личность. Работа ЦОНов по принципу одного заявления значительно облегчит для казахстанцев порядок получения госуслуги, избавит их от лишних затрат. Основным направлением в деятельности органов юстиции является организация правовой помощи и оказание услуг населению. Министерством юстиции предложено пересмотреть процедуру лицензирования нотариальной и адвокатской деятельности в соответствии с международными стандартами. Уже в первом квартале 2010 года в Мажилис Парламента Республики Казахстан будет внесен законопроект, предусматривающий изменения в деятельности нотариусов и адвокатов. В перспективах развития оценочной деятельности планируется создание информационной базы о сделках купли-продажи. По мнению Министерства юстиции это позволит обеспечить прозрачность в вопросах определения стоимости недвижимости, а так же установить единые государственные стандарты оценки. Министерством юстиции прорабатывается вопрос полного перехода процесса регистрации прав на недвижимость в электронный формат с использованием системы «Электронный нотариат», а также по сокращению сроков регистрации прав на недвижимость с 15 до 5 рабочих дней. В конце прошлого года Парламентом был принят Закон по вопросам упрощения государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств. В результате, максимально снижены действовавшие требования к процедуре открытия бизнеса в Казахстане. Между тем, на сегодня зарегистрировать незначительные изменения в учредительные документы для предпринимателя сложнее, чем создать новое юридическое лицо. Для этого он должен представить большой перечень различных документов, а также ожидать их рассмотрения до 10 дней. В этой связи Министерством юстиции прорабатывается механизм, по которому изменения в учредительные документы будут вноситься лишь на основании уведомления, а также при ликвидации юридического лица все его филиалы и представительства будут централизованно сниматься с учетной регистрации. Одной из основных функций Министерства юстиции является межведомственная координация правовой пропаганды и участие в разъяснении законодательства. Министерством установлены «точки» доступа и пользования электронной базой в центрах обслуживания населения, библиотеках, ВУЗах и судах, где каждый желающий может бесплатно ознакомиться с интересующим его нормативным правовым актом. К тому же, на сайте Министерства функционирует интернет-версия базы законодательства, через эту программу населению предоставлен доступ ко всем законам и кодексам. В текущем году планируется расширить компетенцию Колл-центра, который предоставляет консультации о характере услуг, оказываемых ЦОНами и состоянии исполнения документов, образовав на его базе единую справочную службу. Колл-центр будет предоставлять правовую консультацию по всем сферам жизнедеятельности человека. При этом, звонки в Колл-центр осуществляется бесплатно из любого областного центра по единому номеру 58-00-58. Эта идея, по мнению Министерства юстиции, сократит письменные обращения в госорганы о разъяснении законодательства и будет способствовать повышению правовой грамотности населения. По словам Рашида Тусупбекова, в последние годы наблюдается тенденция неуклонного роста спецконтингента. По состоянию на 1 января 2010 года в учреждениях республики содержалось 63 445 осужденных и следственно-арестованных, что на 5 тысяч больше, чем в прошлом году (2008 г. - 58692). В связи с этим Министерством планируется выработать предложения, направленные на снижение тюремного населения страны и создание условий для более широкого применения уголовно-правовых мер, не связанных с лишением человека свободы. Продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам интеллектуальной собственности. В настоящее время, Министерством разрабатывается проект Закона, направленный на конкретизацию сроков и устранение административных барьеров в этой сфере. По итогам работы коллегии было отмечено, что кадровый потенциал органов юстиции Республики Казахстан укомплектован на хорошем профессиональном уровне. Работники органов юстиции готовы консолидировать все свои силы для достижения поставленных целей.
Пресс- служба Министерства юстиции РК, тел: 74 06 01
В настоящее время все мы являемся свидетелями существенных изменений, происходящих в системе документирования населения. С прошлого года Комитет регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции начал выдавать электронные паспорта и удостоверения личности, содержащие микросхемы (чипы). По итогам 2009 года в Республике Казахстан число граждан получивших электронные паспорта уже составляет 327620 человек, а электронных удостоверений личности 405812 человек. Напоминаем, что их получение не носит обязательный характер, обмен документов, удостоверяющих личность старого образца на электронные, производится по мере обращения гражданина.
Комитетом регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан проанализирована работа отделов ЗАГСа республики за 2009 год. За указанный период в республике зарегистрировано свыше 139 тысячи браков, что более чем на 6 тысяч браков больше, чем за аналогичный период 2008 года. Больше всего браков зарегистрировано органами ЗАГСа Южно-Казахстанской области, где за указанный период зарегистрировано более 21 тысячи браков, что на 1137 браков больше, чем за такой же период 2008 года. Наименьшее количество браков зарегистрировано в Северо-Казахстанской области - 4, 3 тысяч. Наибольшее количество родившихся детей среди областей Республики Казахстан зарегистрировано в Южно-Казахстанской области - 74,2 тысяч записей актов о рождении. В соответствии с Законами Республики Казахстан «Об органах юстиции» и «О нормативных правовых актах» Министерством юстиции Республики Казахстан и его территориальными органами осуществляется государственная регистрация нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, постановлений центральных государственных органов, нормативные постановления Центральной избирательной комиссии, решений маслихатов, постановлений акиматов и решений акимов (далее-НПА центральных и местных государственных органов), имеющих общеобязательное значение, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, за исключением нормативных постановлений Конституционного Совета, Верховного Суда Республики Казахстан. Такая регистрация является необходимым условием их вступления в силу. В государственной регистрации нормативных правовых актов может быть отказано, если такой акт: ущемляет установленные законодательством права и свободы граждан; противоречит нормативным правовым актам вышестоящего уровня; выходит за пределы компетенции органа, его издавшего; не согласован с заинтересованными органами, если согласование необходимо; затрагивает интересы субъектов частного предпринимательства и не имеет приложений в виде экспертных заключений, представленных аккредитованными объединениями субъектов частного предпринимательства. Об отказе письменно сообщается органу, представившему нормативный правовой акт на государственную регистрацию, с указанием оснований отказа. Всего в 2009 году органами юстиции проведена юридическая экспертиза по 6 345 актам центральных и местных государственных органов, представленных на государственную регистрацию. Из них, придана законность 5 025 нормативным правовым актам (далее-НПА), 924 НПА в государственной регистрации было отказано из-за их несоответствия нормам действующего законодательства, а 275 актов возращено, как не подлежащие таковой. В целом в сравнении с прошлым годом прослеживается снижение на 5,1% количества НПА, в государственной регистрации которым было отказано в связи с имеющимися в актах противоречиями. В ходе проведенных органами юстиции проверок в центральных и местных государственных органов предотвращено неправомерное применение 900 НПА, что на 32,7% больше чем в 2008 году. За издание и применение незаконных нормативных правовых актов, а также за нарушение правил государственной регистрации нормативных правовых актов к административной ответственности судами республики привлечено 28 должностных лиц. К дисциплинарной ответственности по результатам внесенных органами юстиции представлениям об устранении нарушений закона привлечено 94 лица.
Департамент регистрации нормативных правовых актов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |