|
|
|
Источник: Майлыбаева С.
27.01.2010 Другие обязательные платежи в бюджет с 1 января 2010 года
С. Майлыбаева, главный эксперт УНП НК МФ РК, г. Астана
В РК к налоговым поступлениям относятся также другие обязательные платежи в бюджет, которые включают сборы, платы, государственную пошлину (консульский сбор). Как известно, наряду с защитой интересов государственного бюджета, главной задачей налоговых органов является установление баланса интересов между плательщиками налогов, других обязательных платежей в бюджет и государством, совершенствование налогового законодательства, а также улучшение качества администрирования. В связи с этим хотелось бы сказать о следующих положительных изменениях и дополнениях, внесенных Законом РК от 16.11.2009 г. № 200-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» (далее - Закон) в части других обязательных платежей в бюджет, которые будут действовать с 2010 г. В целях установления порядка определения размера месячного расчетного показателя (далее - МРП) в случае его изменения в течение года с 1 января 2010 г. внесены поправки по установлению конкретного МРП. К примеру, при уплате регистрационных сборов устанавливается МРП, действующий на дату уплаты сборов. По плате за эмиссии в окружающую среду - действующий на первое число налогового периода. По плате за лесные пользования - действующий на первое число соответствующего финансового года, в котором возникнет право лесопользования. По плате за размещение наружной (визуальной) рекламы - действующего на первое число соответствующего календарного месяца, в котором осуществляется размещение наружной (визуальной) рекламы. В соответствии с положениями Экологического кодекса РК специальное природопользование осуществляется на основании экологического разрешения, выдаваемого уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды или местными исполнительными органами. Также, согласно п. 1 ст. 492 Налогового кодекса, плата за эмиссии в окружающую среду взимается за эмиссии в окружающую среду в порядке специального природопользования. Вместе с тем на практике разрешение на эмиссии в окружающую среду от передвижных источников природопользователю не выдается. В целях улучшения администрирования по плате за эмиссии в окружающую среду в ст. 12, 69 Экологического кодекса РК, соответственно, в п. 2 ст. 492 Налогового кодекса внесены поправки, согласно которым специальное природопользование осуществляется на основании разрешений, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников. В целях приведения в соответствие с законами РК «О лицензировании» (п.п. 28) ст. 11), «О товарных биржах» (ст. 5) в перечень лицензируемых видов деятельности, установленных Налоговым кодексом, включены дополнительные виды деятельности (деятельность в сфере товарных бирж: для товарной биржи; для биржевого брокера; для биржевого дилера), за которые взимается лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности. Норма по признанию самостоятельными плательщиками других обязательных платежей структурных подразделений юридического лица на основании их решений также внесена по плате за использование радиочастотного спектра (ст. 513) и за размещение наружной (визуальной) рекламы (ст. 529). При этом по плате за использование радиочастотного спектра: в случае принятия такого решения юридическое лицо обязано письменно уведомить об этом налоговый орган по месту регистрационного учета своего структурного подразделения не позднее 10 марта отчетного налогового периода, и одновременно предоставляет информацию о распределении годовой суммы платы отдельно по каждому структурному подразделению на основании извещения, полученного от уполномоченного органа в области связи. По плате за размещение наружной (визуальной) рекламе: в случае принятия такого решения юридическое лицо обязано письменно уведомить об этом налоговый орган по месту регистрационного учета структурного подразделения не позднее, чем за десять рабочих дней до наступления предстоящего срока уплаты платы и одновременно предоставляет информацию о распределении годовой суммы платы, указанной в разрешительном документе, отдельно по каждому структурному подразделению. В целях регламентации срока возврата налоговыми органами государственной пошлины аналогично сроку возврата налогов и отдельных плат, по которым представляется налоговая отчетность в соответствии со ст. 602 Налогового кодекса, внесена поправка в п. 5 ст. 548 Налогового кодекса, согласно которой возврат уплаченной в бюджет суммы государственной пошлины производится в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи налогового заявления на возврат. При этом возврат уплаченной в бюджет суммы государственной пошлины производится налоговыми органами по месту ее уплаты с соответствующего кода бюджетной классификации, на который была зачислена сумма государственной пошлины, в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи налогового заявления на возврат. В целях улучшения администрирования с 1 января 2010 г. консульские сборы, поступившие на иностранный банковский счет в валюте страны пребывания дипломатического представительства или консульского учреждения, конвертируются не только в доллары США, но и в евро, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, канадский доллар, японской иене. Также предусматривается освобождение от уплаты государственных служащих РК - владельцев дипломатического, служебного или национального паспортов РК, выезжающих по служебным делам, а также дипломатические визы. В главе 89 Налогового кодекса в перечне проверок налогоплательщиков, проводимых налоговыми органами, отсутствует контроль за деятельностью уполномоченных государственных органов. В целях единообразного применения норм Налогового кодекса внесена поправка в п. 1 ст. 656 Налогового кодекса, согласно которой контроль за деятельностью уполномоченных государственных органов осуществляется в виде проверки по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Одновременно в целях улучшения администрирования сбора других обязательных платежей Законом внесены поправки в отраслевые законодательные акты РК. 1. Так, в п. 3 ст. 18 Закона РК «О безопасности дорожного движения» внесены дополнения, согласно которым регистрация, перерегистрация транспортных средств физических лиц будет производиться уполномоченным государственным органом только после представления документов, подтверждающих уплату налога на транспортные средства, а для лиц, не являющихся плательщиками такого налога, - после подтверждения права на освобождение от уплаты налога. Также в ст. 19 указанного Закона внесены дополнения, согласно которым государственный технический осмотр механических транспортных средств и прицепов к ним будет производиться только после представления документов, подтверждающих уплату государственной пошлины за выдачу свидетельства о прохождении технического осмотра механических транспортных средств, а также представления документов, подтверждающих уплату физическими лицами налога на транспортные средства за текущий календарный год, или документов, подтверждающих право на освобождение от его уплаты. 2. В целях приведения в соответствие с параграфом 2 главы 79 Налогового кодекса внесено изменение в п. 4 ст. 30 Закона РК «О нотариате», согласно которому за совершение нотариальных действий взимается консульский сбор, установленный налоговым законодательством, а не сбор, определяемый тарифом консульских сборов. 3. В связи с тем, что п. 3 ст. 471 Налогового кодекса установлены ставки лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности за переоформление лицензии, в ст. 44 Закона РК «О лицензировании» внесена соответствующая поправка по взиманию сбора за переоформление лицензии.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |