|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
04.02.2010 Отечественный автомобильный рынок начинает развитие не в пользу казахстанских автолюбителей
Тот, кто в прошлом году приобрел автомобиль или старый сменил на более «свежий», может вполне считать себя счастливчиком. С нового года стальные «старушки», на которых, собственно, и разъезжает большая часть казахстанцев, позолотели. Еще в конце прошлого года было понятно: «буря» на отечественном автомобильном рынке - явление неизбежное. Причиной тому введение единого таможенного тарифа (ЕТТ) для юридических лиц в странах Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). Однако цены на подержанные машины стали подниматься до вступления ЕТТ. Уже в конце декабря прошлого года цены на популярные подержанные иномарки подскочили в среднем на 1000-1500 американских долларов. Что будет дальше? «ЛИТЕР-Неделя» с помощью специалистов в области автобизнеса попыталась спрогнозировать будущее отечественного автомобильного рынка. Станет автомобиль объектом роскоши или же наконец случится долгожданное обновление автопарка? На эти вопросы сложно дать четкий ответ. Эксперты лишь осторожно предполагают, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие авторынка. А «серые» продавцы уже ищут новые кривые пути доставки автомобилей в Казахстан. О некоторых из них нам стало известно в ходе конфиденциальной беседы с продавцами. Но об этом позже.
«Белые» тоже плачут
Как известно, Таможенный союз вступит в полную силу с 1 июля этого года. Однако кое-что из положений документа уже действует. Это касается и ввозных пошлин на автомобили. Если раньше плата за растаможку составляла 10 процентов от стоимости иномарки, то теперь эта цифра будет в три раза больше. Таким образом, таможенные тарифы подтянулись до уровня российских. Приведу простой пример. Возьмем одну из популярнейших среди казахстанских автолюбителей марок «Тойота-Камри» 2002-2003 годов выпуска с объемом 2,4. Такую машину еще в конце прошлого года в Алматы можно было приобрести за 12000-13000 американских долларов. С введением ЕТТ только лишь пошлина на данное авто будет составлять 13300 долларов. Какой же будет тогда конечная стоимость товара? Выходит, «стальные» старушки теперь дорогое удовольствие. Хотя и новые доступными тоже не стали. И не исключено, что автомобили «в масле» тоже прибавят в цене. Хотя сейчас некоторые официальные автодилеры открыто заявляют о сдерживании цен на реализуемый ими товар. К примеру, такой ценовой политики придерживается компания Nissan. В условиях ожидаемого повышения таможенных сборов в интересах клиентов ими было принято решение не повышать цены на автомобили с 1 января 2010 года, а сохранить их на нынешнем уровне, также оставить специальные ценовые предложения и действующие скидки. - Безусловно, введение новых пошлин отразится на всем автомобильном рынке, - отметила координатор по связям с общественностью компании Nissan Евгения Беспалова. - Цены на автомобили повысятся, и, как следствие, количество реализуемой на рынке продукции сократится. Официальные дилеры будут вынуждены поднять цены из-за увеличения себестоимости продукции. Что касается «серого» рынка, то мне сложно предсказать его развитие, но однозначно могу сказать, рост цен ожидается и там. Безусловно, на реализуемых нашей компанией автомобилях тоже в будущем отразится повышение таможенных тарифов, точные сроки указать не можем, это будет зависеть от сроков поставок новой продукции на наш рынок. В свою очередь глава консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов отмечает: «Ценовая конкуренция между авто, производимыми в Казахстане, и импортом заставит многих дилеров сократить свою часто завышенную прибыль. Более того, их уже вынудил сделать это кризис спроса. И это главная выгода, которая ждет покупателей». Только вот когда это выгодное время для покупки настанет? В настоящее же время в экс-доступном сегменте секонд-хенда ценовой ажиотаж. Поставщики подержанных авто воспользовались случаем, необоснованно завысив цены на товар. Однако, как утверждают эксперты, в скором времени задирание цен на вторичном рынке прекратится, так как спрос сместится в сегмент новых автомобилей. - Доля официальных дилеров радикально возрастет, - отмечает Алферов. - Желающих приобретать подержанный автомобиль сомнительного происхождения и без гарантии, к тому же по цене нового, почти не останется. Вероятно, произойдет появление новых имен среди официальных дилеров. Салоны, специализировавшиеся на поставках секонд-хенда, войдут в состав дилерских сетей. Разумеется, общий уровень сервиса на отечественном рынке в этой связи возрастет.
Северная выгода
Многие казахстанцы уверены: повышение пошлин на автомобили лишь усугубит ситуацию на нашем авторынке. Если раньше автолюбители старались хоть раз в три года освежать свои гаражи, то в нынешней ситуации можно смело утверждать: то, что сейчас ездит по нашим дорогам, проездит до полного износа. Другое недовольство, которое автомобилисты в последнее время активно высказывают на тематических интернет-форумах, касается нашего северного соседа - России. Далеко не все горят желанием своим кошельком защищать интересы российского автопрома. А ведь все к тому и идет. Машины дальнего производства нам становятся не по карману, зато российский рынок теперь всегда с распростертыми объятиями. Но эксперты успокаивают, утверждая, что Казахстан не способен сделать погоду автопрому России. - В прошлом, наиболее тяжелом, году в России было продано почти 1,5 млн новых автомобилей, - уточнил Алферов. - В Казахстане - менее 18 тысяч. Соотношение - 80 к 1! Чем мы можем помочь им?! И уж тем более отдельно взятому производителю. Открытие таможенных границ не дает никаких преференций АВТОВАЗу - на нашем рынке ему придется на равных конкурировать с беспошлинно ввозимыми иномарками российской сборки. Кроме того, «Лада» и без изменения таможенного тарифа всегда была маркой № 1 в Казахстане и в 2009 году ею осталась - каждая пятая проданная в Казахстане машина - это «Лада». И на российском рынке она лидирует с огромным отрывом от бренда № 2 - Chevrolet. Есть категория покупателей, которые предпочитают ее подержанным иномаркам. Но довести ее продажи в Казахстане до значений, чувствительных в масштабах российского рынка, никакие пошлины не в силах. Так что «руку Москвы» стоит искать на других рынках, Россия производит не только автомобили. Тем не менее список автомобилей, собираемых в России, говорит скорее об обратном. На сегодняшний день полное право войти в перечень «беспошлинных» авто имеют полтора десятка производимых иномарок в РФ: Chevrolet, Toyota, Nissan, Ford, Skoda, Renault, Kia, Ssang Young, Fiat, Chrysler, Hyundai, Peugeot, Citroen. В том, что всемирно известные машины российской сборки попадут на казахстанские дороги, сомнений нет. Сомневаться приходится в качестве собираемых соседним государством автомобилей. Только вот выбора у казахстанцев теперь практически нет: либо доступное российское авто, либо надежное, но за огромные деньги.
Ход «кривой»!
До 1 июля осталось меньше полугода. Однако на крупных автомобильных рынках Казахстана уже замечены российские покупатели. Пока они только присматриваются к четырехколесному товару, и это не праздное любопытство соседей. Дело в том, что в Казахстане по российским меркам весьма доступный транспорт. Даже недавнее подорожание автомобилей не пугает россиян. Ожидается, что с первого июля, когда границы окончательно освободятся от таможенных пошлин, поток легкового транспорта, осевшего в Казахстане, хлынет в Россию. А это значит, на казахстанском автомобильном рынке снова может возникнуть ажиотаж, и как следствие - подорожание автомобилей. Сегодня, пожалуй, разве что ленивый не рассуждает на автомобильную тему. Среди множества слухов самый популярный - обходные пути доставки авто в страну. «Серые» продавцы уже придумали массу «кривых». Некоторые перевозчики планируют завозить автомобили по запчастям, а уже здесь собирать и продавать их как полноценные средства передвижения. «Так гораздо выгоднее», - говорят они. Другие и вовсе намерены завозить машины в Киргизию, там растамаживать, в Алматы заезжать с киргизскими номерами, а затем посредством запроса в соседнее государство переоформлять авто. - Российская сторона приложит максимум усилий к тому, чтобы казахстанские органы ужесточили таможенный контроль, - предполагает директор консалтинговой компании Олег Алферов. - Поскольку внешняя граница с 1 июля станет общей. В целом же контрабандные и другие нелегальные схемы получат более широкое распространение. Но главным образом в отношении других товаров. В импорте автомобилей, даже с учетом коррупционной компоненты, «серые» и «черные» каналы не получат массового применения. Слишком хлопотно и затратно. Есть среди ухищрений и вполне официальные способы - завоз малолитражек из Америки и Японии. Машины с объемом до 1000 см3 будут доступны казахстанцам. Это вам, конечно, не «Лексус», зато недорого, экономично и, что немаловажно, экологично. Подготовила Оксана ЛЫСЕНКО, фото Александра КАНЦЕДАЛОВА,Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |