|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
09.02.2010 «Тепличные» условия
Для того чтобы предпринимательство пошло в рост, ему нужно просто не мешать. Более четверти ВВП страны обеспечивает малый бизнес. Однако эта доля с каждым годом неуклонно снижается. А это тревожный признак. Он означает, что предприниматели либо мельчают и их обороты падают, либо снижается их активность, несмотря на бравую статистику. В своем послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев дал поручение стимулировать развитие предпринимательства, что позволит увеличить количество рабочих мест и укрепить конкурентоспособность страны. Пока же показатели деловой активности в Казахстане минимум в четыре раза меньше аналогичного показателя в развитых странах с рыночной экономикой. Основной причиной спада в секторе малого и среднего предпринимательства эксперты называют административный фактор. В частности, налоговую политику, поддержавшую в период кризиса крупные предприятия, но «забывшую» о мелких. Посткризисное развитие нашей страны обозначено как среда, благоприятствующая развитию сектора малого и среднего бизнеса. Однако пока эксперты отмечают лишь действия, забивающие очередные гвозди в гроб предпринимательства. И рецепт его реанимации прост - дать возможность выжить самому. Многие эксперты говорят: правильнее увеличить налоговую нагрузку на крупные предприятия, чем собирать с бору по сосенке. Если посмотреть статистику, вроде бы ситуация в среде МСБ неплохая. По сравнению с 2008 годом в минувшем году количество активных субъектов малого предпринимательства выросло на 5,3 процента, на 3 процента увеличилось количество занятых в нем, также увеличились объемы выпускае-мой продукции на 4,5 процента. Что касается последнего, тут есть некоторые замечания. Поскольку объемы исчисляются в миллионах тенге, тут мы можем предположить спад производства, в соответствии с февральской девальвацией национальной валюты. Кроме того, малый бизнес в меньшей степени задействован в производстве. Его основная сфера - торговля. Отраслевая структура МСБ показывает, что почти половина функционирующих МСБ заняты в сфере торговли, 4 процента - в сфере строительства и всего 3 процента - в сфере промышленности, что в четыре раза меньше аналогичного показателя в развитых странах с рыночной экономикой, констатируется в проекте «Программа прямого финансирования малого и среднего бизнеса АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» «ДАМУ - Колдау» на 2008-2012 годы». По состоянию на 1 января 2008 года в Республике Казахстан количество действующих субъектов МСБ составляло 756 385 единиц, из них субъектами среднего бизнеса являются 11 756 предприятий, что составляет всего 1,5 процента от общего числа всех субъектов МСБ, а остальные 98,5 процента, или 744 629 единиц - это субъекты малого бизнеса. Из этих 744 629 субъектов малого бизнеса 454 959, или 61 процент осуществляют свою деятельность в форме индивидуальных предпринимателей, 169 314 или 22,7 процента - в форме крестьянских хозяйств и всего 120 356, или 16,2 процента - в форме юридических лиц или предприятий малого бизнеса. Отметим при этом, что к концу 2009 года активных субъектов малого бизнеса насчитали 741 088. То есть больше трех тысяч предпринимателей «заморожены». Между тем значение сектора трудно переоценить. В 2005 году доля сектора среднего и малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте составляла 40 процентов. Правда, к 2008 году она снизилась до 31,2 процента. При этом доля малого бизнеса состав-ляла 28 процентов, что довольно значительно. В России мы видим подобную ситуацию. Несколько месяцев назад вице-премьер РФ Борис Немцов сообщил, что малый бизнес дает 12 процентов внутреннего валового продукта России. По его словам, вклад малого бизнеса существенно больше, чем то, что дают «Газпром», РАО «Единая энергосис-тема России» и другие монополии. Однако сегодня многие заявляют, что МСБ (МСП) падает в пропасть. По оценкам Независимой ассоциации предпринимателей, кризис, ударивший по МСБ, уже привел к сокращению числа экономически активных предприятий. Так, только за последние несколько месяцев их количество уменьшилось на 25-50 процентов в зависимости от сектора экономики, на 25-35 процентов снизились и обороты компаний. По мнению экспертов, вероятно сокращение числа активных предприятий в секторе МСБ еще на 25 процентов, а по некоторым отраслям - даже до 50 процентов. Однако при этом мы видим, что вся помощь, которую направило государство в прошлом году в экономику, в основном ориентировалась на банки. Что касается сектора малого и среднего бизнеса, было охвачено меньше одного процента. Причин тут несколько. Генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов поясняет: «Понятно, что антикризисные меры имели под собой цель - спасать банки. А помощь МСБ - это более долгосрочная программа. Грубо говоря, если в БТА Банк закачать два миллиарда, платежи последуют незамедлительно. А если ту же сумму направить в малый бизнес, реакция будет больше растянута во времени. МСБ развивается дольше и эффект будет более медленный и не столь очевидный. Просто нужно было честно сказать: спасаем банки. На фоне этого сегодня, по моим наблюдениям, в Казахстане МСБ загибается по нескольким причинам. Первая - высокие налоги. Когда говорили о снижении налогов, в итоге в прошлом году освободили в большей мере недропользователей, поскольку, как правило, у субъектов МСБ КПН нет. А налог на добавленную стоимость - это неотвратимо, и его всегда нужно платить. Еще один момент - работа «классического» МСБ базируется на общечеловеческом спросе, а не на бюджетных деньгах. А он упал, и, соответственно, мы получили очень тяжелый год для этого сектора. И не думаю, что начавшийся год будет легче. Еще один момент. Акиматы и национальные компании в системе холдинга «Самрук-Казына» производственный бюджет утверждают, поскольку необходимо осуществлять бесперебойное обслуживание и работу, а административный бюджет урезают. Что такое административный бюджет? Это то, с чего классический малый бизнес кормится: реклама, консалтинг, расходы центрального аппарата, столовые и так далее. Более того, административные бюджеты дольше всего утверждаются, что тоже является негативным фактором. И, наконец, к сожалению, при всей декларации, что страна хочет поддерживать малый и средний бизнес, по факту все если не происходит с точностью до наоборот, то, по крайней мере ничего не делается. Я имею в виду и налоги, и регулирование, и так далее. В частности, такой факт, как кампания по смене адресов для НДС, которая должна была закончиться до 31 декабря. Что творилось в налоговых, можно себе представить». Действительно, с 1 января прошлого года мы начали экстренно поддерживать добывающие отрасли и крупные компании, приняв новый Налоговый кодекс. Была снижена ставка корпоративного подоходного налога. Также кодексом отменялось требование об уплате авансовых платежей по КПН для малого и среднего бизнеса. Однако, как отмечает Кусаинов, корпоративный налог мало касается малого предпринимателя. И реальной поддержкой для него было бы снижение ставки НДС: «Я часто повторяю: экономика Казахстана достаточно сконцентрирована. Есть «ТШО», ENRC, «Самрук». И должна по идее действовать классическая схема, где «цари» экономики кормят все остальные секторы. К сожалению, у нас эта «пищевая цепочка» не реализует схему распространения средств по населению. И в первую очередь я считаю, что причина - непродуманная политика. С точки зрения администрирования, проще нагрузить налогами крупные компании. В результате, грубо говоря, будут появляться не одна, а пять парикмахерских. Да, торговля - один из основных источников поступлений, но я не призываю полностью освободить субъектов предпринимательства от налогов. Понятно, что в Алматы нет предприятий, подобных тем, которые есть в Атырау или Караганде. Но бизнес бизнесу рознь. Есть такие компании, которые формально тоже относятся к среднему бизнесу, но с оборотом 150 миллионов. Я просто предлагаю более детально разбить малый и средний бизнес. Давайте четче расставим границы, чтобы сюда не впутывались крупные холдинги, которые считаются средними. Во всем мире считается, что малому бизнесу не надо помогать - лучше не мешать. Хочет человек создать дело, он должен прийти и сделать заявку, а затем работать. Примерно как с ИП. Кстати, с формой индивидуального предпринимательства тоже все неконкретно. Скажем, если индивидуальный предприниматель захочет платить зарплату «в белую», это как минимум 500 долларов в месяц одному сотруднику. Если в фирме два работника, фонд заработной платы 1000 долларов, плюс аренда и так далее. Вот уже минимум 2000 долларов в месяц. И все, он уже выходит из рамок ИП. А там уже другие формы, налоги и так далее. Отсюда - дробление ТОО на ИП - одна из схем ухода от налогов. Из элемента, который должен стимулировать развитие малого бизнеса, эта дырочка превратилась в дырку ухода от налогов. То есть нормальный бизнес с этой дыркой не разовьешь, но уйти от налогов можно». Действилеьно, относительно высокий НДС вынуждает предпринимателей работать в режиме двух измерений: белой и черной бухгалтерии. Так, в середине прошлого года по отчетам статистики выходило, что у нас резко возросло количество субъектов МСБ. Специалисты поясняли тенденцию, происходившую на фоне общей бизнес-апатии: это дробление фирм, создание нескольких ИП или ТОО для ухода от налогов. Кстати, по мнению экспертов, теневая экономика у нас составляет как минимум удвоенные объемы ВВП. Прав-да, оценки налоговиков значительно ниже: примерно в 250 млрд тенге, что составляет примерно 15-20 процентов доходов республиканского бюджета.
Арсен САИДОВ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |