|
|
|
Источник: Журнала «Эксперт-Казахстан» (expertonline.kz)
09.02.2010 Извилистый путь к компромиссу Казахстан может пересмотреть условия контрактов по стратегическим проектам в нефтянке, не боясь ухудшения инвестиционного климата. В минувшем месяце президент РК Нурсултан Назарбаев предложил перевести всех иностранных недропользователей, работающих на принципах соглашения о разделе продукции (СРП), на обычный налоговый режим. Теперь логичным развитием ситуации станет либо согласие недропользователей на условия государства, либо пересмотр СРП Астаной в одностороннем порядке. В случае действия второго сценария крупные нефтяные компании оставляют за собой возможность оспорить подобное решение властей Казахстана в международном арбитраже. Причем шансы Казахстана в этих процессах видятся экспертам вовсе не радужными. Скандал не пойдет на пользу инвестиционному климату страны, но Казахстану западные инвесторы в нефтянке больше и не нужны. За ними Кашаган и КарачаганакСРП предусматривает в первую очередь соблюдение интересов подрядчика, инвестирующего в разработку того или иного месторождения. Государство же получает первую прибыль лишь тогда, когда инвестор «отбивает» все вложенные деньги. Само собой, в интересах подрядчика раздувать бюджет проекта, что мы и наблюдали в последние годы на примере Кашагана: иностранные участники предлагали увеличить бюджет, а власти РК и госкомпания «КазМунайГаз» (КМГ) — уменьшить. Нынешнее недовольство власти действующими условиями СРП — последствие ее же экономической политики на заре независимости, в 1990−х. «Тогда государство шло на определенные уступки. Несмотря на это, В 2007 году Казахстан уже пробовал пересмотреть СРП по разработке месторождения Кашаган (геологические запасы — до 4,8 млрд тонн нефти), намереваясь вернуть в число разработчиков КМГ, что ему и удалось. Ныне нацкомпания обладает 16,81% проекта. В том же году в законе о недропользовании появился пункт, по которому в случае угрозы национальной экономической безопасности Республика Казахстан может в одностороннем порядке разорвать договор с недропользователем. По всей вероятности, и сейчас Астана уверена в своих силах, потому и увеличивает давление на иностранных нефтяников. Не по добру, так по законуК идее применения одинаковых налоговых режимов для всех недропользователей вернулся глава государства. 22 января, заслушав отчет правительства, он заявил: «Все наши контракты работают по налоговому законодательству на момент их подписания, нам надо проработать вопрос о том, чтобы выходить из зоны неприкосновенности, чтобы все работали по тем же изменениям в налоговом законодательстве, которые произойдут в будущем». Впрочем, он тут же подчеркнул: «Здесь тоже надо находить компромисс… Времена идут, жизнь меняется во всем мире, интересы государства нас к этому подталкивают». В данном случае сам Нурсултан Назарбаев как бы подтолкнул деятельность законодателей, которые уже несколько лет готовили новый закон «О недрах и недропользовании»: рабочая группа мажилисменов провела в общей сложности 41 заседание и один круглый стол. Но недели не прошло после президентских слов, как парламентский комитет по вопросам экологии и природопользованию собрался в очередной раз. В итоге в законопроект было включено 654 поправки, и теперь он готов для вынесения на голосование в парламент. По официальной информации, общая суть законопроекта — систематизация правовых норм, регулирующих проведение нефтяных операций от механизма обретения права недропользования до его отторжения государством. Руководство комитета и рабочей группы отказалось прокомментировать «Эксперту Казахстан» положения, касающиеся возможности пересмотра СРП, сославшись на свою чрезвычайную занятость. Хотя в тот же день некоторые подробности осветил министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев, присутствовавший на заседании комитета по вопросам экологии и природопользованию. По его словам, из числа старых больших контрактов не соответствуют нормам текущего Налогового кодекса только договоры по Кашагану, Карачаганаку и Тенгизу. «Остальные недропользователи облагаются налогами уже в соответствии с новым законодательством», — пояснил Не делая резких движенийПока МЭМР ломает голову, как воплотить президентскую инициативу, недропользователи (например, Agip Karachaganak B.V, Shell Kazakhstan Development B.V, Сhevron Munaigas Inc.) не спешат делать заявления, никак не комментируя ситуацию. Как и два года назад, вероятнее всего, стороны начнут долгий процесс переговоров и согласования условий. При этом Однако Аналитик инвестиционной компании «Финам» Александр Еремин уверен, что Казахстан больше не заинтересован в привлечении инвесторов в свою нефтянку, ведь она уже и так насыщена. «Вероятно, будут предложены привлекательные условия для инвесторов в другие сектора, обозначенные как приоритетные для развития национальной экономики. Таким образом, в Казахстан будут приходить, по большому счету, только стратегические инвесторы, заинтересованные в долгосрочном развитии бизнеса на территории страны и готовые работать на предложенных им условиях», — заключает он. «Общая политика казахстанского руководства в настоящий момент направлена, с одной стороны, на поддержку национальной экономики, и с другой — на ее диверсификацию и индустриализацию, — говорит
Сергей Домнин, автор «Эксперт Казахстан»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |