|
|
|
Источник: Журнала «Эксперт-Казахстан» (expertonline.kz), Калабин В.
09.02.2010 Новые рычаги для старой системы Роль главного банка страны будет усилена, именно ему преимущественно предстоит заниматься новаторскими системами регулирования в финансовом секторе. В конце прошлого года технический комитет Агентства финнадзора (АФН) принял ряд решений, меняющих подходы к контролю за финансовым сектором. В основу нового подхода должны лечь понятия «формирование динамических резервов банками второго уровня (БВУ)», «макропруденциальное регулирование». Техкомитет решил, что до 2012 года АФН будет осуществляться «ручное» регулирование достаточности капитала. Затем регуляция будет осуществляться на основе статистики по произошедшим дефолтам и убыткам банков. Регулятор сможет применить к капиталу модель корректировки минимальной достаточности капитала, установить индивидуальные значения достаточности собственного капитала банков. Наибольшие изменения коснутся деятельности Нацбанка. Его регулятивная роль повысится. Глава Фонда национального благосостояния Макропруденциальный подход должен дополнить и усилить существующую структуру регулирования и надзора, в которой основное внимание уделяется надежности отдельных институтов и рынков. Подобные нововведения укладываются в вышеупомянутую концепцию. Не случайно именно Нацбанк был одним из наиболее активных разработчиков концепции, и именно председатель банка Григорий Марченко представил ее в прошлом году руководству страны. Нашему центральному банку предстоит взяться за новую для себя работу. Речь идет не просто об ужесточении контроля, а о смене привычной системы регулирования финансового сектора. Бдят оба!Система макропруденциального регулирования Нацбанк вместе с АФН утвердит процедуры принятия решений и взаимодействия при выработке ключевых вопросов в рамках пруденциального регулирования банков. Так что, разумеется, АФН не уйдет в безвестность. «Макропруденциальное регулирование предполагает ограничение системных рисков, или ограничение рисков с точки зрения системы. Допустим, все банки разделяют риски, но все сосредоточены При этом глава АФН отмечает, что такое сотрудничество уже хорошо налажено. У регуляторов есть доступ к информационным ресурсам друг друга, существует технический комитет Нацбанка, в котором участвуют сотрудники АФН, а также технический комитет АФН, где участвуют сотрудники Нацбанка. Кроме того, органы управления АФН и Нацбанка — коллегиальные: и в тот, и в другой орган входят председатель Нацбанка и председатель АФН. Жесткий подходОдним из главных новых принципов регулирования, указанных в концепции, является введение принципа контрцикличности. Опыт экономических кризисов показал, что ослабление контроля в периоды экономического роста приводит к возникновению «пузырей», что потом становится причиной болезненных для экономики последствий. Другая важная задача нового формата регулирования — отслеживание опасных дисбалансов развития экономики и предотвращение их накапливания. Вместо локального управления процессами будет вводиться модель системного регулирования зонами риска. Использование подобной системы в прежние годы позволило бы регуляторам, например, препятствовать накоплению больших внешних заимствований банками. Именно разработка подобных новаций и их практическое применение будут теперь во многом возложены на Нацбанк. «Он имеет возможность видеть ситуацию в “макро” значительно шире, чем специализированный регулятор, поэтому действительно хорошо, если его роль усилится. Но как конкретно это организовать — большой вопрос, который решался в разных странах Усиление контроля за банковским сектором — сейчас одна из главных тем в правительстве Казахстана. В январе По мнению директора Группы рейтингов финансовых институтов парижского офиса Standard&Poor’s (S&P) Екатерины Трофимовой, ужесточение регулирования финсектора в Казахстане вполне оправданно. «Большинство регуляторов и банковских сообществ мира очень внимательно изучают причины и опыт текущего кризиса, выступая за ужесточение регулирования. Как раз недостаточное регулирование или его отставание по сравнению с развитием банковского сектора считается одной из основных причин образования того “пузыря”, взрыв которого во многом спровоцировал текущий кризис», — говорит она. В то же время масштабная господдержка, которая оказывается во многих странах мира, может снизить понимание необходимости глубочайших реформ. При этом эксперт предостерегает, что ужесточение регулирования и ограничение аппетита банкиров по росту может ограничить доступность ресурсов для экономики.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |