|
|
|
13.02.2010 Конкуренция в кубе
Границы работы антимонопольных органов в условиях Таможенного союза расширяются - потребуется быстро реагировать на нарушения конкуренции на всем едином рынке. Не исключено, что под предлогом создания союза могут начать необоснованно взвинчивать цены на так называемые чувствительные товары. О предстоящих изменениях на едином рынке в интервью «&» рассказал зампредседателя Агентства РК по защите конкуренции Жанат Кожахметов. - Жанат Муратович, как будет координироваться работа антимонопольных органов на территории единого экономического пространства? - Поскольку полномочия антимонопольных органов стран Таможенного союза ограничиваются территорией своей страны, то, понятно, какие-то вопросы и взаимоотношения в рамках полномочий одного органа разрешить невозможно. Здесь нужны скоординированные действия, скоординированная политика и какое-то общее законодательство. И наши, и российские, и белорусские бизнесмены имеют активы не только внутри своей страны, но и за пределами, в том числе и в странах Таможенного союза. Перетоки товаров сегодня по многим видам не ограничиваются только границами Казахстана, они уже выходят за пределы республики. И как быть здесь, если нарушается конкуренция? В части антимонопольного законодательства разрабатывается соглашение о единых принципах и правилах конкуренции. В нем будут предусмотрены основные вопросы развития конкуренции на территории стран - участниц союза. Сейчас пресекать международные картели можно в рамках работы Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран - участниц СНГ, при совете действует штаб по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства, который должен раскрывать нарушения антимонопольного законодательства на межстрановых рынках. Однако часто требуется более оперативное реагирование, поэтому мы и предложили рассмотреть вопрос создания в рамках комиссии Таможенного союза отдельного органа в сфере конкурентной политики. Он ни в коем случае не подменял бы национальные органы и не вмешивался бы во внутренние взаимоотношения, он лишь следил бы за тем, чтобы соблюдалась межстрановая конкуренция. Этот орган должен обладать экстерриториальными полномочиями по расследованию нарушений антимонопольного законодательства, контролю за экономической концентрацией и обеспечению равного доступа к монопольной инфраструктуре. - Как будут регулироваться цены на товары на едином рынке? Что будет предпринимать АЗК? - Под предлогом унификации ставок таможенных пошлин некоторые продавцы могут начать необоснованно увеличивать цены, поэтому агентство усилит работу по пресечению создания искусственного дефицита товаров. Для этого мы разработали методику проведения анализа ситуации на рынках чувствительных товаров. Это продовольственный и плодоовощной рынки, рынок топливно-энергетического комплекса, цемента, лекарственных средств и др. Методика учитывает сезонность повышения цен, импортозависимость, наличие инфраструктуры, с ее помощью мы сможем выявлять и пресекать факты создания искусственного дефицита товаров, ажиотажа, необоснованного роста цен. - Что будет происходить с ценами на бензин в рамках союза? - Существует диспропорция по цене: в Казахстане нефтепродукты на 30% дешевле, чем в России, и в то же время мы импортируем у них 40% бензина. Мы обсуждаем этот вопрос совместно с соседями. В прошлом году мы проводили экспертный совет по нефтепродуктам, который создан при АЗК, с участием зампредседателя Федеральной антимонопольной службы России, крупных российских нефтяных компаний, где показали итоги сравнительного анализа по рынку ГСМ в наших странах. Понятно, что если российский бизнес видит, что цена в Казахстане ниже, чем в России, вряд ли он будет поставлять сюда свою продукцию и нести убытки. Ценовое влияние, конечно, будет, потому что мы импортируем помимо 40% бензина еще и 50% российской нефти. Павлодарский НПЗ у нас полностью перерабатывает российскую нефть. Рынок нефти - это мировой рынок, поэтому мы будем зависеть и от глобальной ситуации. И, понятно, что если цена на нефть будет расти, экспортерам будет выгоднее экспортировать свою нефть за пределы Казахстана, поскольку они там получат больше прибыли. Любой бизнесмен работает на получение дохода. Все эти вопросы решаются Минэнерго в рамках нового закона о государственном обороте нефтепродуктов, где предусматриваются эти моменты и учитывается влияние Таможенного союза. - Получится ли удержать фиксированную цену, которую правительство установило на АИ-92 и АИ-93, в условиях единого таможенного пространства? - Уже три месяца - декабрь, январь и февраль - эта цена держится. Вы сами ответили на свой вопрос. - Мелкие АЗС жалуются на то, что не могут купить бензин у завода, приходится брать дороже через посредников. Можно ли обеспечить равный доступ к бензину с НПЗ всем игрокам? - Сейчас в рамках законопроекта «Об обороте нефти и нефтепродуктов», который разрабатывает Минэнерго, предполагается прописать правила недискриминирующего доступа к инфраструктуре НПЗ оптовым поставщикам, и мы такие предложения разрабатываем. Вот вы говорите: мелкие АЗС или оптовые поставщики не могут зайти сегодня на завод, все это как-то кулуарно, непрозрачно решается. Поэтому важно, чтобы законопроект не ограничивался общей терминологией, а четко было прописано, кого можно считать оптовым поставщиком, чтобы были критерии, определяющие, кто имеет право прийти на завод и купить нефтепродукты. У нас многие так называемые оптовики на самом деле не имеют ничего, кроме арендованного офиса, а обороты у них - многомиллиардные. На самом деле это посредники, которые не увеличивают производительность, ничего не модернизируют, а только работают на монопольную прибыль. Чтобы устранить посредников, оптовых поставщиков будут аккредитовывать. На наш взгляд, оптовиком должен считаться тот, у кого есть соответствующая инфраструктура: не только АЗС, но и нефтехранилища и др. Не менее важно прописать и критерии, по которым завод может отказать в поставке нефтепродуктов оптовику, и если он отказывает незаконно, предусмотреть за это ответственность. И если завод или оптовый поставщик необоснованно отказал в поставках горючего, то мы уже в соответствии с законом будем иметь право применять к нему какого-то рода санкции. Со своей стороны агентство принимает необходимые меры, чтобы обеспечить добросовестность конкуренции на этом рынке. В прошлом году мы привлекли к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства ряд субъектов этого рынка, в том числе таких, как ТД «ПетроКазахстан», «Гелиос», ТД «КазМунайГаз», Sinooil, и другие региональные АЗС. Общая сумма административного штрафа за такие нарушения составляет порядка 2 млрд тенге. Сейчас материалы находятся в судах и правоохранительных органах. Но для нас многомиллиардные штрафы не являются основным критерием эффективности работы. Самое главное - снижение уровня монополизации рынков, развитие добросовестных конкурентных взаимоотношений и инвестиционная привлекательность рынков.
Гаухар Жолдубекова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |