|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
16.02.2010 С прицелом на перспективу. Комитет транспортного контроля МТиК, анализируя проблемы минувшей навигации, готовится к завтрашнему Дню речного флота страны
Зимой отдыхают лишь реки, скованные ледяным панцирем. А у речников продолжаются напряженные будни. С осени надо правильно расставить суда на зимних стоянках и следить, чтобы их не раздавило льдом. Готовить плавсредства и экипажи к новой навигации, суммируя выводы из итогов прошедшей. Это, в частности, было сделано на совещании Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций, которое в конце минувшего года прошло в Павлодаре. Но прежде чем рассказать об этом мероприятии и бедах речников, следует дать характеристику всему казахстанскому флоту, который, вопреки суждениям скептиков, жив и даже прирастает плавучими средствами. Всего в государственных судовых реестрах Казахстана ныне зарегистрированы 246 морских (прибавка к данным последних лет на 41 судно), 856 речных (плюс 27) и 25 299 маломерных судов (увеличение на 1 802 единицы). То есть флот всех назначений пусть медленно, но растет. И в нем не последняя роль отводится речному. Достаточно сказать, что общая протяженность водных путей, обслуживаемых региональными государственными казенными предприятиями водных путей, по республике составляет 3 982 км. Из них на долю Иртыша приходится 796 км Усть-Каменогорского предприятия, 289 - Семейского и 634 км - Павлодарского. Итого - более 1 700 км. - Я могу сказать одно: водный транспорт - самый дешевый вид транспорта, и он будет в республике развиваться, - говорит начальник управления контроля на водном транспорте Комитета транспортного контроля Минтранскома Ерлан Джумашев. - Сейчас мы поднимаем вопрос о кадровом составе флота, подготовке на перспективу специалистов для него. С этой же целью принята республиканская программа развития судоходства. Растет число судов, особенно в морском флоте. Да и повышающееся благосостояние казахстанцев привело к тому, что за последние 15 лет у нас вдвое увеличилось число (ныне их более 25 000) маломерных судов - различных катеров, яхт, скутеров, моторных лодок. К тому же есть соглашение с россиянами по водному транспорту, которое предусматривает увеличение товарооборота между нашими странами посредством водного транспорта. Так что все наши сегодняшние проверки плавсредств, судоходных путей, причалов и затонов, переправ, рейдов и мостов, навигационных знаков как на берегу, так и на воде преследуют одну цель - не расслабляться, быть всегда готовым к тому, чтобы казахстанские судоходные водоемы и сами суда отвечали всем отраслевым требованиям. …Но для этого, как доложили начальник межрегиональной инспекции транспортного контроля «Ертис» Бауыржан Шайдолла, главный эксперт комитета Нурлан Кабидаш и начальник отдела контроля на водном транспорте Павлодарской области Ардак Кайргельдин, необходимо в экстренном порядке приять ряд мер. В первую очередь это относится к владельцам судов, чьи плавсредства имеют длительный срок эксплуатации. К примеру, в Павлодарской области на учете стоят 88 речных и 2 086 маломерных судов. Так вот, если малый весельно-моторный флот региона имеет, скажем так, терпимую степень износа, то у немалого числа речных судов он исчисляется десятками лет. В частности, пять единиц - постройки 50-х годов прошлого века, восемь - 60-х, 32 - 70-х, 36 - 80-х годов и остальные - последующих. Такая же, практически, ситуация в целом и по всему речному флоту страны. То есть те, кто имеет плавсредства для бизнеса, уже сегодня должны думать об обновлении флота. Так как уже сегодня есть суда, эксплуатация которых из-за ветхости запрещена. Не менее острой оказалась и проблема судоходства. Как выяснилось, необходимо обновление лоцманских карт реки Иртыш. К примеру, на участке Майск - Павлодар - Клин (граница России) на Иртыше (более 600 км) лоцманские карты сверялись последний раз в 1991 году. За это время своенравная река-землерой отдалилась от прежнего русла на десятки и даже сотни метров, намыв отмели, где их не было, и принеся на фарватер подмытые деревья, росшие по берегам. Изменилась и глубина судоходной части реки. На участке Майск - Павлодар она на десять и более сантиметров ниже требуемой, что не позволяет использовать баржи большой грузоподъемности, создает опасность судоходству. Такая же проблема в Восточно-Казахстанской области. Здесь на отрезке более 60 км глубина не дает возможности нормально работать судам, имеющим осадку с грузом до 240 см. На реке Урал от границ с Российской Федерацией до поселка Рубежка (188 км) Западно-Казахстанской области участок не обслуживается. К слову, такая же ситуация вниз по Иртышу, за пределами границы Павлодарской и Омской областей, где россияне ссылаются на отсутствие их судоходства в Казахстан. На озере Балхаш на опасном участке Арал-Тобе - Тарлык требуется установка светящихся буев. Их, надо сказать, нет и на Иртыше. То есть, обобщая тему, следует подчеркнуть, что Комитету транспортного контроля и его областным инспекциям предстоит напряженная работа по подготовке флота страны к обновлению и плодотворной работе. Сергей Горбунов, Павлодар
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |