|
|
|
26.02.2010 Не забыть спросить и у народа…
Дмитрий Бурминский
Аннотация В интернет форумах широко развернулась дискуссия о «Концепции национальной политики Республики Казахстан. Задачи до 2015 г.», презентованной обществу как альтернативный проект «Доктрине национального единства».
Вступление Последние полтора месяца на многих интернет форумах, особенно на портале «Зона.кз», идут информационные баталии вокруг представленной национал-патриотами «Концепции национальной политики». Обсуждение документа, более походящее на локальную разборку двух торговцев тыквами за торговое место на шымкентском рынке, ни к каким практическим результатам не привело. Под практическими результатами я понимаю, какое-либо действие, которое приведет либо к утверждению и конституциированию данной концепции в правовом поле РК, либо ее неприятию. Однако, «воз и поныне там». Ничего кроме «сотрясания воздуха», к сожалению, не видно.
Хронология событий, первая часть, пред-голодовочная. Все началось с выступления Президента Казахстана Н.А. Назарбаева 26 октября 2009 года в Астане на XV Ассамблее народа Казахстана. В своем выступлении г-н Назарбаев предложил документ под названием «Доктрина национального единства», в этом документе президент дал свое видение дальнейшего развития страны. Сразу после его выступления данный текст был опубликован в газете «Казахстанская правда» и каждый желающий мог с ним ознакомиться. Через некоторое время Мухтар Шаханов, поэт, общественный деятель, не согласный с «Доктриной…» предложенной президентом, заявил: “Если власть до 17 декабря 2009 года не прекратит и не приостановит обсуждение сомнительной доктрины “Национального единства (“казахстанской нации”)”, выдвинутой нелегитимной Ассамблеей народа Казахстана, которой как таковой нет ни в одном государстве, и выступает в роли второго парламента, если не согласится решить наши 10 требований, принятых 20 сентября во Дворце республики при поддержке 4 тысяч человек, особенно о принятии Закона о государственном языке и об открытии телеканала на государственном языке, работающего 24 часа в сутки, я и граждане не согласные с уничтожением нации и языка, объявляем голодовку”. Безусловно, голодать он собирался не в одиночку и сразу обзавелся союзниками, или соголодающими. Поэта поддержали некоторые политики и, так сказать, «общественные деятели». Итак, ультиматум Нурсултану Назарбаеву был выдвинут.
Может ли Н.А. Назарбаев принять ультиматум? У меня есть подозрения, что господин Шаханов знает господина Назарбаева очень хорошо. Причем знает его лично дольше, чем многие представители современной казахстанской оппозиции. Я даже читал, что, как-то на съезде Народных депутатов СССР в Москве, товарищ Назарбаев объяснил «по рабоче-крестьянски» (в рамках «социалистической демократии») товарищу поэту, как глубоко заблуждается последний по некоторым вопросам строительства «коммунистического будущего» . Я так же думаю, что политический характер Нурсултана Абишевича господин Шаханов также прекрасно знает. Так что, выдвинуть господину Назарбаеву требования, за неисполнение которых к нему можно было бы предъявить санкции в форме голодовки национал-патриотов, было бы глупо, архиглупо. Да никогда Нурсултан Назарбаев не пойдет на принятие чьих-либо условий, потому что в отличие от национал-патриотов и «общественных деятелей», он является ПОЛИТИКОМ, а для любого политика смерти подобно принимать ультиматумы. Так как, приняв ультиматум, он покажет свою слабость и вслед за одним ультиматумом последуют сразу множество других ультиматумов и все, прощай карьера. Тем более Нурсултан Назарбаев никогда не удовлетворил бы требование участников (несостоявшейся) голодовки, так как она была направлена против «Доктрины…», инициатором которой он являлся сам. Отказаться от своих слов, уже произнесенных принародно, это - политическое самоубийство. Также не стоит забывать, что господин Назарбаев как политик был «выкован» в партноменклатурной «кузнице кадров» ЦК ВЛКСМ, а там действовал жесткий принцип: сказал - сделал, дал обещание - выполни. Иначе, навсегда клеймо «балабола» - и никаких ответственных постов и должностей, а в последующей перспективе (для «балабола») как максимум лишь должность парторга на заводе по производству подставок для торшеров в Петропавловске-Камчатском. Понимал ли это все господин Шаханов и национал-патриоты? Понимали ли они, что Президент просто физически, морально и политически не сможет принять их ультиматум именно потому, что он Президент страны, а не поэт или «общественный деятель»? Если господин Шаханов и национал-патриоты это понимали, и все же объявили о своем намерении провести подобную акцию, то: 1.Они готовили массовое самоубийство посредством голодания. 2.Никакой голодовки изначально не планировалось, информационное сообщение о ней было сделано лишь для общественного резонанса и привлечения внимания к своим персонам. Если верен второй вариант, то национал-патриоты допустили политическую ошибку, не проведя даже самой малюсенькой, самой «захудалой», хотя бы однодневной голодовки. Они не выполнили того, что обещали. Их слабость проявилась в недержании своего слова, эту слабость увидела власть, эту слабость увидели все те, кто был в курсе происходящих событий (не говорю, что народ увидел, так как у меня есть подозрение, что большинство народа даже не было в курсе происходящих событий).
Хронология событий, вторая часть, пост-голодовочная. Голодовка господина Шаханова так и не состоялась, а вместо нее на свет появился документ под названием «Концепция национальной политики Республики Казахстан. Задачи до 2015 г.». Появление данного документа вызвало бурное обсуждение на интернет форумах, и идет до сих пор. Однако обсуждение «Концепции…» идет в традициях пресловутого шымкентского рынка. Складывается впечатление, что данной проблемой озабочены лишь интернет пользователи и часть интеллигенции города Алматы, так как в других регионах Казахстана каких-либо открытых обсуждений данной концепции «на круглых столах», инициированных национал-патриотами, что - то неслышно. Из этого можно сделать следующие предположения: 1. Национал-патриотов в регионах Казахстана нет. 2. В регионах Казахстана есть национал-патриоты, но они настолько малочисленны и безынициативны, что организовать «круглый стол» или конференцию по обсуждению «Концепции…» просто не в состоянии. Например, после презентации «Концепции…» я лично ждал, что в Шымкенте, какие-либо НПО, газета или инициативная группа граждан, симпатизирующая или являющаяся национал-патриотами, все же проведет хоть что-либо, напоминающее «круглый стол». Тем более, что Шымкент является родиной самого Шаханова и логично предположить, что в данном регионе Казахстана у него есть множество последователей и сторонников. Однако их невидно. Хотя некоторые шымкентские газеты, выходящие на казахском языке, опубликовали «Концепцию…». В провинции обсуждение «Концепции…» по большому счету свелось к «кухонным разговорам». Общественное обсуждение данного документа снова стало чисто алматинским явлением. Из этого явления так же можно сделать следующие предположения: 1. Национал-патриоты ориентируются только на Алматы и ее жителей, считая, что только в Алматы «творится история». 2. «Концепция…» настолько идеологически слабая, что может иметь лишь «поклонников» из числа интеллигентов и то, преимущественно, Алматы. Если верен первый вариант, то «Концепции…» суждено разделить судьбу множества подобных ей проектов, возникавших в Алматы, вызывавших в определенное время общественный резонанс, обсуждаемых с «криками и воплями» и кипением страстей на интерент-форумах и по прошествии некоторого времени забываемой и «приказывающей долго жить». По второму варианту можно сказать, что данная «Концепция…» и как и сама идея национал-патриотизма просто, что называется «не цепляет» людей за их души, не превращает в своих сторонников, которым она просто нравится, в активистов, которые ее пропагандируют и распространяют. По моему мнению, «Концепция» написана интеллигентами и для интеллигентов, где «народу» отводится лишь пассивная роль «защищаемых» от «произвола антинационального режима» доблестными национал - патриотами. Другого мнения просто не складывается, так как напрочь отсутствует внятная, активная, реальная РАБОТА самих национал-патриотов по претворению их идеи в жизнь.
Демократическая процедура. Сторонники концепции национальной политики предлагают, насколько я понимаю, внести изменения в Конституцию страны и в иные правообразующие документы. Я думаю, что закрепление основных положений концепции национальной политики в Конституции страны, должно пройти через их утверждение на референдуме. «Де юре» (хотя насчет «де факто» у меня сомнения) источником власти у нас является народ, граждане, данной страны, и решать только им. Ситуация при которой Конституция страны может измениться, изменяется волевым решением одного человека или 100 депутатами или 5000 интеллигентами, которым данный вопрос спать ночью не дает, это путь в никуда. Решить такой вопрос может и должен только народ. Тогда и всем тем, кому как - то претит внесение данных поправок в Конституцию страны, «крыть» будет уже нечем, так как это будет воля народа, и это будет означать, что противники данных изменений в Конституции страны, не нашли ни аргументов ни фактов, чтобы доказать свою точку зрения. Точно так же и наоборот, если данное положение «провалится» на референдуме, мы можем констатировать что народу это не нужно, что его волнуют совершенно иные вещи. Если мы считаем или хотим себя считать демократическим государством, то пора прекращать эту практику «писем в ЦК КПСС», а принимать подобные решения через демократические процедуры. Благо в нормативно - правовых документах такой принцип заложен что называется «де юре» и сделать его «де факто», это сделать еще один шаг в сторону от авторитаризма. Тут уместен вопрос уже к национал-патриотам, видят ли они Казахстан, за будущее которого они так беспокоятся, демократическим государством? Нужен ли национал-патриотам демократический Казахстан? Мне могут возразить, что даже если национал-патриоты и пойдут на инициирование референдума, то зная реалии наших выборов им не дадут ни агитировать за свою концепцию, ни инициировать референдум, ни правильно подсчитать голоса. Такой подход, вернее такое изначальное мнение, что авторитарный режим сделает все чтобы «не дать» возможность нормально агитировать или что он «украдет победу» при подсчете голосов, это уже полная и безоговорочная капитуляция перед ним, это признание собственной слабости и беспомощности.
Перспективы национал - патриотов и «Концепци…». Итак, для претворения своих идей в жизнь у национал-патриотов есть всего лишь два варианта и соответственно две перспективы. Первый вариант, это бесконечно обсуждать свою идею на «круглых столах» в Алматы, принимать многочисленные и многословные резолюции, слать письма «наверх», ругаться в интернет форумах с оппонентами, жаловаться на «тяжелую судьбу казахского народа» и ограничиться только этим. Спустя немного времени накал страстей, безусловно, спадет и о «Концепции…» потихоньку забудут. В качестве осадка в памяти останется, что «Шаханов хотел голодать, но не голодал», что писался какой-то документ, но о чем он был и чем закончился, помнить будут слабо. Умами национал-патриотов завладеет, какое-либо новое событие. У участников обсуждения «Концепции…» останется чувство собственной значимости и причастности к истории. Второй вариант предполагает активные действия со стороны национал - патриотов, то есть инициирование референдума. Для этого национал-патриотам нужна организация единомышленников, готовых осуществить всю подготовительную работу к референдуму, провести активную агитацию и осуществить контроль непосредственно на участках для голосования при подсчете голосов. По косвенному признаку, как - отсутствие общественного открытого обсуждения «Концепции…» в регионах страны, у национал-патриотов структур на данный момент нет. Значит, им будет очень тяжело. Возможно, они и не захотят с такой работой связываться.
Главное. Господа национал - патриоты, не забудьте спросить у народа, нужны ли ему ваши идеи. Это, я думаю, будет и честно и справедливо, по отношению к самому народу.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |