|
|
|
Источник: Мусабаева А.
01.03.2010 Право на семью
Алина Мусабаева
Принятый в первом чтении проект Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» вызвал к жизни ряд принципиально важных вопросов. В Кодексе «О браке (супружестве) и семье», уже приняты в первом чтении, не учтены предложения Ассоциации благотворительных фондов. Об этом заявили представители АБФ, которые еще в 2008 году разработали и направили в Парламент РК эти предложения для внесения в новый Кодекс «О браке и семье» в первой декаде текущего месяца на «круглом столе» «Об актуальных вопросах проекта Кодекса «О браке (супружестве) и семье». Мероприятие, состоявшееся в актовом зале детского дома № 2 г. Алматы, в котором участвовали представители рабочей группы по разработке кодекса, общественных организаций и средств массовой информации, вновь подняли «недетские» вопросы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае рассмотрения и принятия этих вопросов общество могло «существенно уменьшить количество детей, воспитывающихся в детских домах и домах ребенка, благодаря усыновлению». По сути, представители НПО, в частности общественного фонда «ДОМ», пытаются решить важнейшую государственную проблему - право каждого ребенка воспитываться в семье. Честно говоря, радует уже то, что в данном случае вместе - депутаты Парламента, представители государственных и неправительственных организаций - озвучивают варианты улучшения возможностей для усыновления детей казахстанцами. Ведь от этого, как справедливо замечено, зависят судьбы десятков, а в будущем и сотен тысяч детей - граждан Казахстана. Напомним, что до этапа рассмотрения нижней палатой Парламента кодекс был внесен в Мажилис Парламента РК 4 января 2008 года. В ряду «актуальных» нововведений, в частности, была статья, узаконивающая в нашей стране суррогатное материнство. Но, к примеру, в США, Германии, Франции, Бельгии оно запрещено законом. У нас, как в свое время заявляли представители Министерства юстиции, «на него есть спрос». В Минюст даже приглашалась председатель такой организации, института по суррогатному материнству, участвовала в работе одного заседания. В стране гораздо более реальным остается «спрос» не на суррогатное материнство, а на детей-сирот. Проект кодекса предусматривает создание специальных агентств, которые будут находиться в конкурентной среде, то есть в частных руках, и заниматься предоставлением услуг по иностранному усыновлению казахстанских детей. Но не случайно на «круглом столе» председатель социального совета фракции НДП «Hyp Отан», депутат Мажилиса Айткуль Самакова сказала, что «защита прав детей-сирот - очень серьезная и тонкая тема», и что «в проекте кодекса, к сожалению, некоторые важные моменты оказались упущены, постараемся учесть их». К сожалению, пока никто еще не создал готовых рецептов для восстановления семьи. Что касается усыновления казахстанских детей иностранцами, то, как сказала Самакова, «бояться этого не нужно, так как мы подписали соответствующую конвенцию и можем контролировать положение этих детей». Ведь в республике усыновляют далеко не всех детей, оставшихся без попечения, а особенно больных, с врожденными пороками. А иностранцы, наоборот, предпочитают усыновлять именно таких малышей. Но у них часто оказываются братья или сестры в детдомах, существующее же ныне законодательство запрещает усыновлять их порознь. И в результате такие дети остаются без семьи, которая могла бы обеспечить им высококвалифицированную медицинскую помощь. Депутат Мажилиса Парламента РК Дарья Клебанова отметила, что важно учесть в новом кодексе особенности менталитета наших граждан: ведь усыновители, как правило, не хотят, чтобы кто-то знал о том, что ребенок приемный. По данным Жанар Хамзиной, главного эксперта управления загса Министерства юстиции, всего за прошлый год граждане нашей республики усыновили 3067 детей, иностранцы - 715 казахстанских детей. Из них 282 ребенка - американцами, 158 - испанцами, 81 - бельгийцами, 55 - немцами. Вместе с тем 185 домов ребенка и детских домов в стране по-прежнему переполнены, сегодня в них живут 17 тысяч несовершеннолетних. Председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса, руководитель рабочей группы Динар Нукетаева отметила, что Правительство в ответ на ее депутатский запрос пообещало в 2011-2013 годах выделить 15 миллиардов тенге для пособий опекунам-попечителям. В целом же, по ее словам, в проект кодекса вошло много прогрессивных положений: кроме раздела о суррогатном материнстве, о праве на тайну личной жизни, о материальной поддержке опекунов и многие другие. НПО выразили свое несогласие с закрытостью информации о детях-сиротах. Опыт России показал, что после размещения информации о банке данных детей-сирот, которых можно усыновлять, брать под опеку или на патронатное воспитание, появилось много желающих проявить свою заботу. Такие данные об этих детях стали публиковать в СМИ - при сохранении необходимого объема конфиденциальной информации. В нашей стране эту информацию также можно сделать более доступной. Предложено также сократить срок, по истечении которого не требуется обязательного согласия биологических родителей на усыновление с шести до трех месяцев. Ведь часто новорожденных оставляют в роддомах без письменного отказа, некоторые горе-матери попросту сбегают или подбрасывают малышей. Нет смысла растягивать лишение прав таких матерей, а ребенка - обретение долгожданного семейного тепла на целых полгода. Будем надеяться, что предложения Ассоциации благотворительных фондов и многие другие важные детали, судьбоносные для наших маленьких граждан, будут учтены при утверждении кодекса во втором чтении.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |