|
|
|
Источник: Газеты «Новое поколение» (www.np.kz)
01.03.2010 Вне закона
Соглашения о разделе продукции поставлены вне закона. До 1 апреля Минфин представит в правительство свои предложения по механизмам перевода действующих соглашений о разделе продукции (СРП) на текущий налоговый режим. Правительство предлагает инвесторам переговоры, однако логика развития событий не исключает и силовой вариант Механизм СРП не является чисто казахстанским изобретением, по этому пути шли все добывающие страны, испытывающие дефицит финансовых ресурсов для развития нефтегазовой отрасли. Иностранные инвесторы, готовые предоставить такие ресурсы, настаивали на том, чтобы частично разделить риски с правительствами добывающих стран. Механизм СРП как раз и защищал их интересы: после начала коммерческой добычи на месторождении все доходы в первую очередь шли на возмещение понесенных инвестором затрат, а государство должно начать получать свою долю лишь когда эти затраты будут полностью компенсированы. В этом механизме и прятались подводные камни: в интересах инвестора было “раздувать” бюджет освоения месторождения за счет закупа технологий и оборудования, расходов на оплату труда и командировочных расходов, других затрат, без которых вполне возможно было бы обойтись. В этом, кстати, правительство Казахстана неоднократно обвиняло партнеров по Кашагану, были вопросы и к консорциуму по Карачаганакскому проекту. Однако заключение соглашений о разделе продукции в начале 90-х годов прошлого века, на заре казахстанской независимости, было жизненно необходимым. “Тогда государство шло на определенные уступки, - говорит в интервью “Эксперт-Казахстан” Жумагельды Елюбаев, президент Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли. - Где-то и во вред экономическим интересам страны. Я на сто процентов уверен, что если бы тогда эти контракты не были заключены, то страна намного дольше переживала бы внутренний кризис. Но сейчас ситуация изменилась - от этих проектов поступает хорошая прибыль”. Похоже, подобной точки зрения придерживается и высшее казахстанское руководство. Заслушав в конце января 2010 года отчет правительства, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал: “Все наши контракты работают по налоговому законодательству на момент их подписания. Нам надо проработать вопрос о том, чтобы выходить из зоны неприкосновенности, чтобы все работали по тем же изменениям в налоговом законодательстве, которые произойдут в будущем”. Одновременно он подверг острой критике деятельность инвесторов, работающих в режиме СРП: “Ничего за десять лет там не сделано. Сидят, как собака на сене, и ждут, когда по большой цене продадут. Нужно, если не делали ничего, вернуть государству. Или заставить взять кредиты”. После президентского поручения Минфин в течение нескольких недель активно анализировал действующие контракты по СРП. Результаты проверки председатель налогового комитета Минфина Даулет Ергожин огласил в середине февраля: “Есть определенные вопросы к самому оформлению договоров, есть правовые вопросы к законности заключения отдельных контрактов”. Господин Ергожин отказался назвать соглашения, которые вызывают сомнения. Однако, выступая в парламенте на обсуждении нового законопроекта “О недрах и недропользовании”, министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев заявил, что из числа старых крупных контрактов не соответствуют нормам текущего Налогового кодекса только договоры по Кашагану, Карачаганаку и Тенгизу. “Остальные недропользователи облагаются налогами уже в соответствии с новым законодательством”, - сообщил министр. Опыт переговоров по изменению условий СРП у нашей республики уже имеется. В 2007 году, после того как партнеры по Кашаганскому проекту в очередной раз отодвинули срок начала коммерческой добычи, Казахстан потребовал усиления роли в проекте и добился своего, увеличив долю до статуса крупного акционера - с 8,33 до 16,81 процента. Тогда же в казахстанском законодательстве о недропользовании появилась норма о возможности одностороннего разрыва правительством договора о недропользовании в случае, если оно усмотрит угрозу национальной экономической безопасности Республике Казахстан. Нынешние угрозы в адрес инвесторов - похоже, второй шаг Астаны по пути установления новых правил игры. По словам главы Налогового комитета, правительство рассчитывает решить разногласия по налоговому режиму с большинством недропользователей мирным путем: “С точки зрения международных правовых отношений, так как данные соглашения подписывались от имени Республики Казахстан, основная часть их перевода на текущий режим будет заключаться в переговорном процессе”. Более того, он уверен, что недропользователям, работающим в рамках СРП, такой переход будет даже выгоден: “Мы провели математический анализ: по отдельным контрактам недропользования, которые работают именно в рамках СРП, выгодно работать на текущем законодательстве. К примеру, по таможенным платежам. Если раньше таможенное законодательство предусматривало двухпроцентный сбор от стоимости ввозимого оборудования, то сегодня это 50 евро за декларацию. Если они (недропользователи. - “НП”) рассчитают и примут соответствующее правильное решение, то, думаю, они сами придут и встанут на текущий налоговый режим”. Как считают эксперты, возможности для переговорного компромисса есть. К примеру, был заключен СРП сроком на 40 лет, с тех пор прошло только 15, проект успешно развивается, проводится доразведка запасов. Новые данные дают основания полагать, что запасов хватит не на 40 лет, а, допустим, на 50. Государство предлагает продлить контракт с этим недропользователем еще на 10 лет, но взамен требует перейти на текущий налоговый режим. Если недропользователь сочтет, что прибыль, которую он получает и получит в будущем, достаточно весомая, он согласится отдать часть ее в виде дополнительных налогов и отчислений в бюджет. Однако правительство не скрывает, что готово пойти и на радикальные меры. “Есть различные механизмы и подходы к выработке решения, - говорит Даулет Ергожин, - и расторжение контракта является одним из последних этапов принятия решения”. Ему вторит министр энергетики: “Если отказываться от налоговой стабильности по этим трем-четырем контрактам, реальный путь - это только разрыв контракта”. Тем более, по мнению Сауата Мынбаева, пресловутой стабильности и неприкосновенности контрактов по СРП, на которую ссылаются инвесторы, уже давно нет: за два последних года внесены изменения примерно в 500 контрактов с недропользователями. Олег Червинский
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |