|
|
|
Источник: Прочие
25.03.2010 Административные барьеры при получении налоговых услуг
Г. Жармухамбетова, главный специалист Управления качества налоговых услуг НД, г. Астана
Административный барьер - это встречающееся препятствие в получении услуги, что ограничивает ее доступность и, следовательно, вызывает отрицательное отношение ко всему органу, ее предоставляющему. С 2007 г. Исследовательским центром «Сандж» по заказу Ассоциации налогоплательщиков Казахстана при поддержке НК МФ РК проводится опрос мнений субъектов предпринимательства и населения для определения их отношения к работе налоговиков. Наиболее часто встречающимися административными барьерами, по мнению бизнесменов, являются: - слабое компьютерное и серверное оборудование - 38,7%; - большие очереди - 33,2%; - отправляют от одного к другому - 27,4%; - отсутствие удобного места ожидания - 27%; - отсутствие справочного окна - 25,3%. Налоговым департаментом по городу Астане проводится работа по устранению административных барьеров и повышению качества оказываемых государственных услуг. Начиная с 2008 г. в городе Астане созданы и функционируют центры приема и обработки информации, основным предназначением которых является обеспечение максимально удобных условий для исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств в налоговых органах. Созданы оптимальные условия для налогоплательщиков, во всех «окнах» центра производится прием всех видов документов без разделения на категории налогоплательщика. Во всех центрах есть справочное «окно», где налогоплательщик может получить консультационную помощь и бланки налоговых заявлений на бесплатной основе, есть удобные столы для заполнения документов. В центрах приема и обработки информации размещены информационные стенды для каждой категории налогоплательщиков: стенды для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. На стендах размещена информация о сроках представления налоговой отчетности, сроках уплаты налогов, сроках исполнения документов. Вся информация на двух языках. Согласно типовому Стандарту оказания государственной услуги оптимальное время ожидания потребителей в очереди во всех государственных органах составляет не более 40 минут. При этом налоговая служба с 2007 г. определила для себя оптимальное время ожидания в очереди - 20 минут, и по итогам 2008 г. мы уже добились сокращения такого времени до 18 минут по субъектам бизнеса. Создание центров не только значительно сокращает время контакта налогоплательщиков с налоговыми органами, но и устраняет бюрократические проволочки и коррупционные правонарушения со стороны работников налоговых органов. Для представления налоговой отчетности до настоящего времени существовали отдельные клиентские приложения ИС НДС, ИС ЭФНО, ИС ИСИД. С 1 января 2009 г. введена в эксплуатацию новая информационная система ИС СОНО. СОНО является альтернативным решением - одно клиентское приложение для всех форм налоговой отчетности. Система СОНО предлагает решение, при котором не нужно скачивать все формы налоговой отчетности, а достаточно скачать только необходимые формы. Для удобства отправки налоговой отчетности в интернет-кафе города открыты пункты отправки налоговой отчетности, где налогоплательщики могут отправить налоговую отчетность и получить консультационную помощь. Одним из рычагов снижения административных барьеров является представление налоговой отчетности в электронном виде. Представление отчетности в электронном виде имеет ряд преимуществ: - налоговую отчетность можно представлять в любое время суток при наличии Интернета (дома, в кафе, в любой точке мира); - отсутствует прямой контакт с работниками налогового органа; - гарантия защиты информации от несанкционированного доступа; - доступ налогоплательщика к своим данным и лицевым счетам с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет; - отсутствие необходимости простаивания в очередях и прочее. Материально-техническая база налоговых органов города Астаны, ввиду внедрения более совершенных и улучшенных программных обеспечений, была улучшена. Так, в 2009 г. была произведена замена устаревшего компьютерного оборудования на новое, позволяющее по своим техническим характеристикам ускорить процессы качественного оказания государственных услуг. Кроме того, в случае если жители или гости столицы столкнулись с действиями или бездействиями сотрудников налоговых органов, повлекшими нарушения его прав как налогоплательщика, то он вправе обжаловать их. Процедура обжалования достаточно простая, для этого необходимо: - позвонить по телефону доверия столичного департамента +7 (7172) 77-31-90 либо НК МФ РК; - заполнить бланк жалобы на действия (бездействие) работников центра и оставить его в ящике жалоб и предложений; - осуществить запись в книге жалоб и предложений. Ни одна жалоба и (или) предложение налогоплательщиков не остается без внимания, по ним проводится анализ для улучшения деятельности работы налоговых органов, для повышения качества налоговых услуг, для создания оптимальных условий для налогоплательщиков. В целом хотелось бы отметить, что Налоговым департаментом по городу Астане на постоянной основе проводятся мероприятия по устранению административных барьеров, улучшению качества оказываемых государственных услуг, повышению удовлетворенности населения оказываемыми государственными услугами.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |