|
|
|
02.03.2010 Выступление Председателя НЭПК «Союз Атамекен» А. Перуашева
Глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!
Прежде всего, разрешите поблагодарить Вас за данную встречу. Это мероприятие для всех нас очень важно, поскольку и государство, и бизнес сегодня стоят на пороге новой эпохи. И многое будет зависеть от того, насколько динамичным и эффективным будем взаимодействие госорганов и предпринимателей. Принятое Вами решение об объединении Совета предпринимателей и Совета национальных инвесторов безусловно правильное. Вообще, существование второго совета создавало тенденции раскола в бизнес-сообществе, в то время, как стране как воздух необходимы консолидация и мобилизация усилий во всех сферах, включая предпринимательство. Координация этого процесса из единого органа однозначно повысит эффективность в этом направлении. С первых дней независимости казахстанские бизнесмены находятся под защитой и опекой своего Президента - начиная с закона о поддержке и защите частного предпринимательства, принятого 4 июля 1992 г. до беспрецедентных мера по легализации имущества, мораторию на проверки МСБ, выделению масштабной финансовой помощи предпринимателям в период мирового финансового кризиса, переориентации системы госзакупок на продукцию казахстанского производства, и т.д.. Только в рамках антикризисных мер на поддержку различных секторов бизнеса (включая банковский сектор, строительную отрасль, МСБ и т.д.) направлено около 19 млрд. долл., в ходе предшествовавшей акции по легализации граждане Казахстана смогли ввести в законный оборот имущества на сумму более 5 млрд. долларов США, а в результате принятия нового Налогового кодекса бизнес экономит до 500 млрд. тенге ежегодно. Я даже не берусь оценить суммарный экономический эффект всех этих мероприятий для предпринимателей. Следует особо подчеркнуть, что все эти меры инициировались Президентом страны не ради сиюминутного эффекта, но в целях формирования передовых, лучших условий ведения бизнеса. И созданная по Вашей инициативе Национальная экономическая палата Казахстана “Союз Атамекен”, стремится максимально содействовать этим усилиям. Так, 8 декабря 2009 г. Вами, глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич, был подписан закон по вопросам лжепредпринимательства. Этим законом был преодолен правовой тупик, в котором оказались добросовестные предприниматели, имевшие сделки с недобросовестными коллегами. В 2007-2009 г.г. лжепредприятиями было признано лишь 486 субъектов, однако за их действия привлекаются к ответственности более 14 тысяч добросовестных компаний. Союз “Атамекен” совместно с Налоговым комитетом проработал этот вопрос в Парламенте и мы нашли решение, при котором наказываются настоящие виновники нарушений, а законная деловая активность получила надёжную правовую защиту. Пользуясь случаем, уважаемый Нурсултан Абишевич, я хотел бы выразить Вам признательность от тысяч предпринимателей за принятие этого Закона. Есть и другие примеры. В целом, в результате комплекса предпринятых решений, произошли определенные позитивные сдвиги. В то же время, нужно отметить, что существует ряд нерешенных вопросов. Одним из важнейших направлений работы Союза “Атамекен” является экспертиза проектов законов и НПА. Если в 2006 г. Союзом “Атамекен” было подготовлено 198 экспертиз проектов законов и других актов центральных госорганов, то в 2009 г. - уже 771 заключение, т.е. рост в 4 раза. Однако в ходе работы выяснилось, что существуют “неприкасаемые” документы, которые не подлежат экспертизе предпринимателей, а именно - СНИПы, СанПИНы и правила пожарной безопасности. Как показывает опыт, предприниматели страдают от абсурдных требований именно в этих документах. Например, в Талдыкоргане санэпидемнадзор оштрафовал предпринимателя за то, что у того жидкое мыло было прикреплено к стене (а положено, чтобы кусок мыла лежал на раковине). СНИПы стимулируют строительные компании на использование импортных материалов и не защищают казахстанских производителей. В результате, значительные средства, выделенные Вами из Нацфонда уходят за рубеж, тогда как современные отечественные предприятия стройиндустрии простаивают без заказов (SBS-Group, ТОО “Базальт”, ТОО “Титум” и др.) “Атамекен” поднимал этот вопрос, и руководство Агентства по строительству и республиканской СЭС недавно согласилось направлять свои требования к нам на рассмотрение. Но считаем более правильным приравнять все эти СНИПы, СанПИНы и противопожарные нормы к техническим регламентам и тем самым поставить под экспертизу в обязательном порядке. Не менее, а возможно, и более важны вопросы вовлечения бизнеса в государственные программы развития. Наиболее актуальными для бизнеса сегодня являются программа форсированной индустриализации, и выдвинутая в нынешнем Послании инициатива Дорожной карты бизнеса-2020. Глубокоуважаемый господин Президент, разрешите доложить, что Союзом “Атамекен” проведены конгрессы предпринимателей по всем регионам и на республиканском уровне. В ходе конгрессов, представителями “Атамекена” были отобраны и рекомендованы для включения в Карту индустриализации до 100 проектов. Мы уверены в актуальности этой программы, поскольку сегодня всё очевиднее становится правота Ваших слов, уважаемый Нурсултан Абишевич, о дефективном валютно-финансовом устройстве мира. Казахстанской экономике нужна более твёрдая опора, чем прежние спекулятивные инструменты, и этой опорой может служить только промышленное производство. Поэтому так важно перенести акценты в экономической политике с поддержки торгово-финансового сектора на поддержку производственных отраслей, создающих реальную продукцию и реальную добавленную стоимость. В то же время, нужно признать, что малый и средний бизнес потеряли общественную привлекательность, молодежь чаще мечтает стать менеджером в нацкомпании или вице-министром в правительстве. В этих условиях, частному предпринимательству грозит стать уделом неудачников, не сумевших пробиться в госкорпорации или пристроиться к бюджетному пирогу. Не случайно “гуру” модернизации, президент Сингапура Ли Кван Ю, отметил недавно, что наряду с успешным развитием госкорпораций, экономика этой страны, при наличии исполнителей, внезапно утеряла “entrepreneurship” - то что называется даром и способностью менеджеров к инициативе и нестандартным решениям. Эту потерю г-н Ли Куан Ю расценивает как серьезнейшую угрозу экономики. Именно поэтому “Дорожная карта бизнеса” как мощный стимул занятия бизнесом вызвала живой отклик у тысяч предпринимателей на местах. Могу сообщить, что после одной из презентаций проекта Дорожной карты в регионах, ко мне обратились местные бизнесмены, которые хотели немедленно дать телеграмму благодарности за понимание их проблем. Пользуясь случаем, я передаю Вам эти слова признательности и заверения, что казахстанский бизнес оправдает Ваше доверие с максимальной отдачей - и на благо своих компаний, и на благо всей страны. Центральным моментом в Дорожной карте, мы считаем создание условий для появления новой волны (свежей крови) в предпринимательстве, поскольку только так можно будет говорить о формировании нового баланса в экономике. В то же время, лучшим аргументом для занятия бизнесом может служить только успешный пример твоих предшественников. Поэтому производства, которые формируют новые отрасли в экономике, реально экспорто-ориентированы, выпускают уникальную продукцию и встретили временные трудности - также должны получить поддержку со стороны государства. Тем более, что нередко такие трудности образовались по независящим от предприятий причинам: например, когда банк в одностороннем порядке поднял процентную ставку (АО “Вита”, АО “Уркер-косметик” и т.д.), или потребовал досрочного погашения кредита (АО “Азия-Авто”, ТОО “Первомайский механический завод” ВКО), либо просто перестал выдавать деньги по оформленному и работающему кредиту (ТОО “Мебель-комплект-деталь”). Есть вопиющий пример, когда в Карагандинской области налоговые органы задним числом доначислили налоги на социальные субсидии для городских пассажирских предприятий. Имеются заключения Министерства финансов, Минэкономики, и Генеральной прокуратуры о неправомерности этих доначислений и невиновности предпринимателей, однако 5 предприятий отрасли (автопарк№3, №5, ТОО “ТТС” и др.) оказались на грани банкротства, простаивают без работы более тысячи работников, а на руководителей предприятий возбуждаются уголовные дела. Считаем такое положение ненормальным и просим поддержать бизнес в этих случаях, с тем, чтобы добросовестные и успешные предприятия могли продолжить своё дело. Сопоставляя программу индустриализации и Дорожную карту нельзя не отметить их злободневности в связи с созданием Таможенного союза. Пользуясь случаем, хотел бы доложить Вам, господин Президент, что Союз “Атамекен” активно налаживает сотрудничество с объединениями бизнеса внутри единого таможенного пространства. На прошлой неделе достигнуты договоренности с РСПП о координации работы по разработке и гармонизации технических регламентов, готовится к подписанию соглашение о создании Координационного совета промышленников и работодателей ТС. С объективной точки зрения, у Казахстана есть все условия для успешного развития в рамках ТС. За годы независимости, нам удалось создать целый ряд нестандартных экономических решений, формирующих наши конкурентные преимущества перед соседями. И мы считаем, что Союз должен использовать лучшую практику, а не отбрасывать бизнес на годы назад. Однако мы обеспокоены тем, что не все ожидания сбываются. Так, на днях в Союз “Атамекен” обратился ряд предприятий с сообщением о том, что готовится отмена режима свободного склада, в связи с отсутствием такой практики в России и Белоруссии. Между тем, именно этот таможенный режим сыграл важнейшую роль в формировании технологичных секторов, именно здесь появились ведущие казахстанские предприятия в электротехнической, машиностроительной, автомобилестроительной отраслях. Отмена режима свободного склада означает удорожание их продукции на сумму НДС, тогда как конкуренты будут заходить на казахстанский рынок без НДС. Мы видим, что наши соседи двигаются максимально предметно, оказывая полномасштабную правительственную поддержку стратегическим проектам, включающую и компенсацию тарифа на электроэнергию, и субсидии на сырье и материалы и т.д. С учётом конкуренции за рынок Таможенного союза, полагали бы целесообразным создать перечень предприятий - из числа 2-3 проектов имеющих приоритетное значение по каждой отрасли, включенной в ПФИИР. Этот список из 20-30 компаний должен формироваться не из соображений их стоимости (100 млн. долларов или выше), а исходя из значения в секторах экономики. Тем самым мы создадим базовую платформу для формирования стратегических отраслей, которую впоследствии можно будет наращивать новыми производствами. По мнению наших коллег, перечень этих предприятий должен проходить тщательный отбор и одобряться Главой государства. Предлагаю назвать его “Список Назарбаева”. Уже сегодня есть десятки обрабатывающих предприятий, способных в него войти. Принципиальное отличие в том, что реализация этих проектов не должна ставиться в зависимость от позиции банков. Если в рамках этого перечня государство предложит вошедшим предприятиям полномасштабную поддержку, то не бизнес будет бегать за банками, а сами банки будут конкурировать за такие проекты. Уважаемый Нурсултан Абишевич! В своей статье “Пятый путь”, Вы говорите такие слова: “Кризис даёт каждому народу и каждой стране редкий шанс выбрать своё собственное будущее”. Должен сказать, что благодаря Вашим усилиям бизнес-сообщество Казахстана выходит из кризиса более динамичным и более прагматичным. В то же время, поставленные Вами и эпохой задачи настолько масштабны и судьбоносны для будущего, что их будет невозможно решить без мобилизации всего Казахстана. Мы практически стоим на пороге нового этапа развития экономики и государственности Казахстана, опирающихся на частное предпринимательство, как инициативное и консолидирующее начало общества. И вопрос здесь не только в создании самого выгодного бизнес-климата, хотя это безусловно важно. Вопрос в максимальной мобилизации организационных, финансовых и кадровых ресурсов страны, направленных на достижение поставленных целей. Выполняя поручения своего основателя - Нурсултана Назарбаева, Национальная экономическая палата “Союз Атамекен” со всей ответственностью воспринимает возложенные на нас задачи и приложит все усилия для консолидации бизнес-сообщества для их успешного решения. Глубокоуважаемый г-н Президент! Уважаемые коллеги. Я бы хотел затронуть ещё одну тему, которая напрямую касается казахстанского бизнеса, да и всего общества. Это вызвано обращением небезызвестного Аблязова к отечественному бизнесу, и той ситуацией, которая складывается в обществе вокруг фигуры и действий самого Аблязова. Правда, его обращение носит политический характер. Национальная экономическая палата Казахстана “Союз Атамекен” не политическая партия, мы не можем и не будем выступать с политическими заявлениями. Наверно было бы правильно, если бы на политические мессаджи Аблязова отреагировала партия “Нур Отан”, и я как член Бюро совета партии, наверное, буду инициировать такое рассмотрение. Но поскольку Аблязов сам обратился к казахстанскому бизнесу, 90% которого через свои отраслевые ассоциации входит в Союз “Атамекен”, то позволю себе отреагировать на сложившуюся ситуацию и в качестве председателя национальной экономической палаты. Тем более, что сегодня утром состоялся совет директоров, где мы обсудили этот вопрос. Все наши коллеги здесь и они при необходимости подтвердят нашу общую позицию. Прежде всего относительно смысла обращения Аблязова к бизнесу: “Давайте мне факты, в т.ч. анонимные, я передам их в независимые суды…”. Нурсултан Абишевич, могу Вам доложить, что Союз “Атамекен” ведёт постоянную работу по защите законных прав предпринимателей. Здесь в зале есть бизнесмены, защищая которых мы обращались в Генпрокуратуру, доходили до Верховного суда. Например, буквально на прошлой неделе я вместе с П.Бекелемишевым побывал у зам.генпрокурора, после чего было возвращено на дополнительное расследование возбужденное против бизнесмена уголовное дело. По обращениям “Атамекена” только в прошлом году получили взыскания директор департамента Минэкономики и руководитель комитета техрегулирования Акмолинской области, освобождены от должностей председатель санэпиднадзора г.Талдыкоргана и председатель налогового департамента г.Алматы. Всего за 2009 г. национальная экономическая палата оказала содействие предпринимателям по 75 подобным делам, так что мы не нуждаемся в анонимных обращениях в иностранные суды. Вместе с тем, чтобы прекратить на будущее спекуляции на проблемах предпринимателей хочу напомнить, что проблемы сегодня у бизнеса по всему миру. И наша задача - решать их своими силами, в том числе и через развитие отрасли предпринимательского права, через формирование более объективного отношения судов и всей правовой системы к проблемам предпринимателей. Теперь о том, что осталось за рамками обращения Аблязова. Все мы прекрасно знаем: кто такой, откуда взялся, кем, а главное - КАК стал г-н Аблязов. Это человек, который благодаря Вашей, Нурсултан Абишевич, политике состоялся как предприниматель, благодаря Вашей поддержке и доверию в 30 лет стал министром, возглавил крупную национальную компанию, сколотил состояние. Вы проявили к нему человечность и тогда, когда он оступился, помиловав и освободив из заключения, и дали шанс работать на благо страны. Но несмотря на всё это, сегодня он в силу своих личных обид и амбиций, из-за кордона обливает грязью родину, которая дала ему возможность реализоваться, и сам теперь попирает честь того самого Казахстана, которым он так дорожил будучи на высоких должностях. Ситуация настолько абсурдна, что становится похожа на театр или игру в шпионов. Но это уже не игра, игры закончились. И нынешние выпады Аблязова, а особенно - действия его банка в последние годы в Казахстане (о которых становится постепенно известно) были направлены не только на словесную перепалку, но и на сознательную и целенаправленную дестабилизацию социально-экономического положения Казахстана. Судя по всему, конечной целью этой многоходовой комбинации было вовлечение на базе агрессивной рекламной политики в банк БТА максимального числа вкладчиков, затем - разорение банка и поверивших в его возможности тысяч граждан по всей стране, формирование и стимулирование широкой волны социального недовольства и провоцирование политического кризиса в стране. В этой связи, мне немного непонятно, почему мы замалчиваем этот вопрос. Почему нет реакции и действий правоохранительных органов? Вообще, ведётся ли следствие по деятельности Аблязова в БТА? Сегодня из прессы мы узнаем, что банк был фактически был превращен в инструмент выкачивания колоссальных сумм денег из страны, по принципу финансовой пирамиды. Речь идёт о миллиардах и миллиардах долларов, заимствованных на Западе под имидж и страновой рейтинг нашего государства, под его экономическую и политическую стабильность. Надеюсь, никто из западных инвесторов не давал кредитов Аблязову просто из симпатии или за красивые глаза. Под привлеченные кредиты раздувался имидж банка, там открывались депозиты крупнейших компаний и простого населения. И параллельно все эти средства - от иностранных займов до личных сбережений пенсионеров - выводились под предлогом псевдо-кредитования в Россию, Турцию, Грузию, Лондон через оффшоры. Нурсултан Абишевич, я много езжу по регионам, общаюсь с коллегами. Предприниматели знают цену каждой заработанной копейке, когда в каком-нибудь райцентре предприниматель получает доход в полтора миллиона тенге - он уже гордится, что создал своё дело. И справедливо гордится. Но сегодня тысячи из них чувствуют себя обманутыми и разочарованными. Потому что в то самое время, как они зарабатывают каждый тенге через труд и нервы, платят налоги, спорят с проверяющими - один аферист кидает всю страну, швыряется миллиардами безо всяких последствий, обитает в лондонских апартаментах и имеет только наличными в банке больше 700 миллионов фунтов стерлингов - почти полтора миллиарда долларов. А его долги, включая апартаменты и банковский счёт, теперь будут закрываться казахстанским бизнесом. Кто за это ответит? Если это не интересует британское правосудие, то интересует нас - рядовых граждан Казахстана. Ведь такие махинации не делаются в одиночку. Все, кто отвечал в этот период за контроль банков, за перемещения валюты на зарубежные счета, за привлечение внешних займов - должны быть проверены на причастность к этой “афере века”. В Интернете называются высокопоставленные персоны, которые ходатайствовали перед Вами, ручались за Аблязова в период заключения. А выйдя на свободу у него непонятно откуда берутся рычаги и за несколько лет он планомерно готовит и проводит эту чудовищную акцию - месть своей родной стране за неудавшиеся амбиции. Почему нет спроса с тех, кто содействовал Аблязову в реализации этого преступного замысла? Кто закрывал глаза на его неуемные аппетиты и миллиардные переводы в оффшорные зоны? Ведь даже со стороны было бы понятно, что идёт целенаправленный вывод капитала из страны? Ведь выводились деньги, занятые под Казахстан. И наверное, глаза на эти проводки закрывались не сами собой, что-то там оседало возможно, давило на веки? Кто теперь будет расплачиваться за эти кредиты? Добросовестные бизнесмены? Или все вместе, включая наших стариков и детей? Мы не согласны отвечать по долгам Аблязова. Должен отвечать он сам и его сподвижники. Я говорю это, возможно, чересчур эмоционально, но эта тема действительно возмущает бизнес, Нурсултан Абишевич. Не хотелось бы из-за одного афериста и нескольких его подельников всю страну записывать в неудачники, в “лузеры”. Мы видим, с каким трудом и самоотдачей Вы создаёте современное и прогрессивное государство, доверяете людям, подбираете и воспитываете новое поколение лидеров. Поэтому считаю, что казахстанскому бизнесу, выращенному Вами из вчерашних студентов и молодых специалистов, на обращение Аблязова есть что ответить. Если нужно - поедем в Лондон, в Москву, в Стамбул - везде, где наследил Аблязов нужно поставить вопрос о его истинном лице. Нужно принять меры, чтобы любому бизнесмену, который продолжает работать с Аблязовым - хоть нашему, хоть зарубежному - был заказан путь к деловым контактам и контрактам в Казахстане. Госорганам, отвечающим за финансовый контроль, нужно внести поправки в законодательство, реально препятствующее повторению подобных масштабных “кидальных” схем, а не изображать радение за государство, контролируя расходы малого бизнеса. Действия Аблязова продолжают наносить ущерб экономике, они отрицательно влияют на репутацию страны, снижают доверие инвесторов, провоцируют сомнения у наших деловых партнёров. Его действия могут привести к дальнейшим потерям инвестиционных рейтингов Казахстана. Это значит, произойдёт дополнительное удорожание займов для наших банков и в конечном счете для предприятий, скажется на себестоимости и ценах их продукции, что ляжет дополнительным грузом на рядовых граждан. Поэтому не нужно делать вид, будто ничего не происходит. Происходит очень серьёзная и ожесточённая борьба за наши с вами жизненные интересы и ценности, которая касается и чести, и кармана каждого из нас. Здесь присутствуют представители бизнеса, в “Атамекене” только по линии отраслевых союзов представлены более 2 млн.казахстанцев, занятых на частных предприятиях страны, не говоря о членах их семей. И хотя говорю я один, это общая позиция и мысли наших коллег. Преступление должно быть наказано. Вор должен сидеть в тюрьме. Вор, который украл у собственного народа - должен сидеть тем более.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |