|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
11.03.2010 В аэропорту Алматы ремонтируют санузлы и обещают снизить цены на кофе
24 февраля в «Литере» вышла статья под заголовком «Летают. Но очень низко», ее автор Петр Караваев рассказал о том, как самолет авиакомпании «Эйр Астана» вылетел в Астану из Алматы с шестичасовым опозданием. Пассажиры рейса КС951 столкнулись со всеми прелестями длительной задержки, но так и не поняли, по чьей вине они просидели в аэропорту. Материал вызвал большую реакцию. В нашу редакцию обратились десятки читателей, которые жаловались на плохой сервис в аэропортах, завышенные цены, постоянные задержки рейсов. Мы обратились к руководству алматинского аэропорта за разъяснениями - как же так получается, что воздушные ворота крупнейшего города страны работают со скрипом? «Вы можете посмотреть изнутри, как функционирует аэропорт», - предложил президент управляющей компании Айбол Бекмухамбетов. Мы решили не отказываться. в тему Справка АО «Международный аэропорт Алматы» За период с 01.01.10 по 28.02.10 авиакомпания «Эйр Астана» совершила 1256 рейсов в аэропорту Алматы. Из них были задержаны 354 рейса. Задержки происходили по нескольким причинам: - 182 рейса - в связи с поздним прибытием самолета, - 23 - из-за неисправности ВС, - 53 - в связи с неблагоприятными метеоусловиями, - 90 - по вине авиакомпании, - 6 - из-за неполадок в работе ОПК.
Досье
Айбол Бекмухамбетов, президент АО «Международный аэропорт Алматы». Действующий инженер-пилот 1-го класса. Заслуженный работник авиации Республики Казахстан. Кандидат технических наук. Полковник ВВС Министерства обороны РК. Кавалер орденов «Курмет» и «Достык». Руководил аэропортами Актобе и Атырау, возглавлял авиакомпанию «Евразия». Предыдущее место работы - президент АО «Международный аэропорт Астаны». - Проблемы есть, скрывать никто не будет, - говорит новый руководитель алматинского аэропорта. - Я приступил к работе 15 декабря 2009 года, до меня работали другие люди. Но не ждите, что я буду сейчас ругать старое руководство и валить все беды на них. Да, у нас разные взгляды на управление таким огромным механизмом, как аэропорт. Сейчас не отношения надо выяснять, а работать. - Когда я возглавил коллектив алматинского аэропорта, то сразу понял, что люди недовольны условиями труда, - говорит Айбол Бекмухамбетов. - Вот, например, совсем недавно с посланием народу Казахстана выступил глава государства Нурсултан Назарбаев. В очередной раз у нас повышают заработную плату бюджетникам. А в аэропорту Алматы в прошлом году оклады урезали на 20 процентов. Конечно, люди будут недовольны. Поэтому мы приняли решение, что необходимо повышать оплату труда, мотивировать своих сотрудников. Чем они лучше будут работать, тем комфортней будет нашим пассажирам, нашим партнерам. Вообще я считаю, что в авиации при начислении зарплаты необходимо в обязательном порядке учитывать стаж работы. Не может опытный работник получать на равных с начинающим сотрудником. Это несправедливо, и я обещаю, что мы эту ситуацию изменим. Изменения в аэропорту уже начались. Причем начались в неожиданном месте. Новое руководство решило в течение ближайшего времени отремонтировать все 30 санузлов пассажирского терминала, в трех из них работы уже закончены. Будут и другие нововведения. Но сейчас главное - разобраться, из-за чего самолеты из Алматы вылетают с огромным опозданием. Неужели во всем виновата только погода и наши фирменные туманы? - Я сам летчик, поэтому знаю, при какой видимости можно садиться, при какой видимости можно взлетать. Не буду утомлять вас техническими подробностями. Когда задержки происходят из-за ошибок наших служб, мы это признаем. Рейс, о котором было написано в вашей газете, задержался по вине авиакомпании «Эйр Астана». Это наш партнер, наш близкий друг. Но мы хотим, чтобы наши отношения были честными. Если виновата авиакомпания - неважно, «Эйр Астана» или какая-то другая, - то будьте добры, признавайте свои ошибки, - просит Айбол Бекмухамбетов. В графу «неблагоприятные метеоусловия» входит причина, из-за которой задержался тот самый злополучный рейс КС951 - «Ожидание противообледенительной обработки». Каждый самолет должен быть в обязательном порядке обработан специальной жидкостью. Все без исключения авиакомпании прибегают к услугам аэропорта, чьи специалисты обрабатывают самолет на собственной технике. И лишь «Эйр Астана» задействует в этой операции свою технику, свою жидкость и своих сотрудников. - Задержка этого рейса произошла по вине авиакомпании «Эйр Астана», - подключается к разговору первый вице-президент АО «Международный аэропорт Алматы» Кобланды Тумышев. - Самолет должен был вылететь из Алматы в 6 часов 10 минут. Деайсинг-машина «Эйр Астаны» начала заранее обрабатывать самолет жидкостью Killfrost. Однако на весь самолет жидкости не хватило, поэтому техника ушла на дозаправку. А это довольно долгий процесс, занимает он порядка двух часов, этот тип жидкости необходимо разбавить, подогреть, и только потом заправить машину. Чтобы не держать пассажиров в самолете, их было решено вновь отправить в терминал. Несколько человек приняли решение не лететь в Астану, поскольку уже опоздали на важные встречи и мероприятия. Они сдали билеты. Чтобы найти сумки и чемоданы отказавших от полета пассажиров, мы были вынуждены выгрузить весь багаж. Это тоже заняло определенное время. В итоге обливальная машина «Эйр Астаны» обработала самолет, и в 12.10 он вылетел в Астану с опозданием на шесть часов. И я бы хотел отметить, что в распоряжении аэропорта в тот момент находились несколько свободных машин, но нашими услугами «Эйр Астана» не пользуется. Когда их техника выходит из строя, нам звонят и просят о помощи. В этот раз решили обойтись своими силами, поэтому возникла задержка. Безусловно, обработка самолета стоит недешево. Возможно, именно в целях экономии средств национальный авиаперевозчик использует собственную технику и жидкость. досье Кобланды Тумышев, первый вице-президент АО «Международный аэропорт Алматы». Кандидат технических наук, действительный член Международной академии транспорта. Работал заместителем генерального директора аэропорта Атырау, первым вице-президентом международного аэропорта Астаны. - Конечно, Killfrost - дорогая штука, но отказаться от нее нельзя, - уверен Кобланды Тумышев. - Можно заменить ее более дешевыми аналогами, что мы и собираемся сделать следующей зимой. Сейчас литр жидкости стоит 8 долларов. Из-за низкой температуры и осадков повышается расход. Например, этой зимой в Алматы прилетал патриарх Русской православной церкви Кирилл. Его самолет сильно промерз. Образовался лед толщиной 3 см, а сверху - 40 см снега. Чтобы отчистить лайнер, пришлось вылить на него 8 тонн Killfrost. Нетрудно посчитать, что это стоит 64 тысячи долларов. Безусловно, такие деньги никто не платил - нас попросили сделать скидку, мы убрали минимальную наценку и оплату наших услуг. Раз возникла такая трудная ситуация, надо ее решать общими усилиями. То же самое, я считаю, стоило сделать руководству «Эйр Астаны» в тот день, когда их рейс задержался на шесть часов в нашем аэропорту. Если бы оперативно попросили о помощи, то самолет смог бы улететь по расписанию. досье Айдос Бекмухамбетов. 16 лет работы в авиации. Вячеслав Билецкий, 7 лет работы на комбинате питания. - Пассажиры рейса КС951 летели в Астану голодными - их не кормили из-за истечения срока годности еды. С чем это связано? - Вы можете узнать это в цехе питания, где готовят еду для всех рейсов, вылетающих из Алматы, - улыбается Айбол Бекмухамбетов, - там директор - мой однофамилец. Можете не проверять, не родственник. Айдос Бекмухамбетов, руководитель ТОО «Almaty Catering Services», той самой компании, которая отвечает за питание пассажиров, сначала удивляется - как это показать весь процесс приготовления еды журналистам? Такие «экскурсии» положено проводить только для проверяющих специалистов. В итоге нас облачают в белые халаты, волосы закрывают шапочками, ботинки - бахилами. Даже просят снять часы, потому что от них может отлететь металлическая деталь и попасть в еду. А это - ЧП. Раньше бывали случаи, когда уже на борту самолета находили в салатах или горячих блюдах чьи-то волосы. В этом случае авиакомпания могла не платить за всю партию… - Это саботаж. Увы, такое действительно бывало, - признается Вячеслав Билецкий, заместитель директора ТОО по производству, - но сейчас вы видите, что у всех наших сотрудников волосы, руки закрыты. Повсюду камеры. Поэтому в случае такого происшествия мы можем отследить, наша это вина или нет. Чтобы попасть внутрь, мало надеть халат. Всем в обязательном порядке необходимо вымыть руки. Нас проводят по разным помещениям - множество холодильных камер, в каждой - свой тип продуктов, своя температура. В кухне еду готовят - на разных сковородках тушат и жарят мясо, рыбу, курицу. В соседней комнате режут овощи и фрукты. Затем все фасуется и запаковывается. После этого готовую еду принимает представитель авиакомпании, а затем она попадает в специальные тележки, которые закрывают и пломбируют. Фотограф Сергей Ходанов без остановки щелкает камерой - никогда ранее авиационную кухню никто не снимал. - Сегодня с нами работают все авиакомпании, которые совершают рейсы из Алматы, - объясняет Айдос Бекмухамбетов. - Мы гордимся, что наше качество устраивает такие авиакомпании, как British Airways, KLM, Lufthansa, Turkish Airlines, Трансаэро, Etihad Airways и многие другие. - А кто с вами не работает, Айдос? - Частные самолеты бизнес-класса, которые предпочитают заказывать еду в дорогих отелях. Но и они потихоньку переходят к нам. За нами - репутация. Все иностранные компании регулярно нас проверяют. Кто-то дважды в год, кто-то чаще, кто-то реже. Да, бывают претензии. Но мы устраняем недочеты. - Меня всегда интересовало, что кладут в сэндвич, которым кормят по дороге из Алматы в Астану. - Давайте начнем с того, что все решения о том, чем кормить пассажиров, принимает авиакомпания, - вступает в разговор Вячеслав Билецкий. - Мы можем предложить какие-то варианты блюд, но меню определяет заказчик. Вы думаете, этот сэндвич мы сами придумали и успешно продаем? Нет, его принимало руководство компании. Насколько я знаю, сначала его попробовали члены совета директоров «Эйр Астаны». - Виталий, почему же он портится так быстро? Рейс КС951 опоздал с вылетом на 6 часов. И пассажиров не кормили из-за просроченной еды. - Есть требования безопасности, которые гласят, что больше 6 часов еда не должна храниться в самолете. Есть ее, конечно, можно. Но таковы правила. Мы знали о задержке. Предложили приготовить свежую партию, но авиакомпания приняла решение не менять еду. Это ведь дополнительные расходы. К слову, 23 февраля, когда из-за задержки вылета пропала еда на самолете «Эйр Астаны», мы обслуживали еще три десятка других рейсов. И ни одной жалобы нам не поступало. - И последний вопрос. Почему в пассажирском терминале такой дорогой кофе? - Потому что кофе продают частные компании, арендующие площади, - признается Айдос Бекмухамбетов. - Но у нас есть мысли, как изменить эту ситуацию. Мы хотим установить свои точки по продаже горячих напитков, булочек, бутербродов. По приемлемым ценам. Как только нам найдут место, мы начнем реализацию. А пассажир уже сам решит, за какую сумму покупать кофе - 700 тенге или в 10 раз меньше. А о других изменениях в работе пассажирского терминала мы решили узнать на месте. Нас встретил Болат Ержанов, директор по организации перевозок, 13 лет работающий в алматинском аэропорту. Он проводит свою «экскурсию» - показывает, что планируется поменять в работе терминала в самое ближайшее время. - Несмотря на то, что терминал принадлежит акимату города Алматы, а наша компания его арендует, мы решили пойти на дополнительные расходы и сделать небольшой ремонт, - рассказывает Болат Ержанов. - Во-первых, по решению нового руководства мы убрали первую линию досмотра при входе. Досмотр проводится и при отлете, никакого смысла в дополнительной проверке нет. И авиационная безопасность не пострадала. Благодаря этому заметно увеличилась площадь залов, и пассажирам стало удобней. Также мы решили за свой счет отремонтировать все туалеты. Это тоже очень важно, на мой взгляд. И еще один момент. Нам часто предъявляли претензии, что улетающие и прилетающие пассажиры сталкивались лицом к лицу уже за линией досмотра. Больше такого не будет. Болат Калиевич показывает, как после небольшой реконструкции будет осуществляться прилет и отлет пассажиров, какие помещения сейчас освобождаются, как будет устроен зал бизнес-класса. Потребуется не только ремонт, но и небольшая пристройка, чтобы из одного помещения аэропорта пассажиры переходили в основной терминал. На ходу Болат Ержанов объясняет, какие есть нормативы подачи багажа (не более 15 минут после открытия багажного люка), с гордостью признается, что число сотрудников, занимающихся погрузкой и загрузкой, было решено увеличить, чтобы работать быстрее. Услышаны и претензии по работе пограничного контроля, который особенно по ночам невыносимо долго впускает пассажиров в Казахстан. Все недочеты обещают исправить в самый короткий срок. - Дайте нам немного времени, и я готов провести для вас повторную экскурсию, - говорит президент АО «Международный аэропорт Алматы» Айбол Бекмухамбетов. - Проблемы есть, я это уже говорил. Чтобы их решить, нужно время…
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |