|
|
|
Источник: ИА ZAKON.KZ (www.zakon.kz)
18.03.2010 Доклад Вице-министра экономического развития и торговли Т.М. Сулейменова к Круглому столу
17 июля 2009 года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства». Он разрабатывался и принимался по прямому поручению Главы государства с целью упорядочения и оптимизации проверок госорганов. Впервые в едином Законе прописан общий почти для всех государственных органов (за исключением АФН, НБ, АЗК, Счетного Комитета и силовых органов) порядок проведения проверок (слайд 1). Раньше порядок проведения был прописан в большом количестве отраслевых законов, а иногда даже и подзаконных актов, несмотря на требование Закона РК «О частном предпринимательстве». В Законе обновлены принципы, задачи госконтроля за субъектами частного предпринимательства, определены цели, предмет, формы проверок, устанавливается единый порядок их проведения, систематизированы виды проверок и основания их назначения. Существенно сокращен и конкретизирован перечень освобожденных от регистрации в органах правовой статистики проверок. Бизнесу предоставлены дополнительные возможности для самозащиты своих прав при проверках. С 2011 года все требования к проверяемым субъектам года будут устанавливаться только законами, указами Главы государства и постановлениями Правительства. Внедрение системы оценки рисков (слайд 2) Оптимизация и упорядочение проверок, проводимых государственными органами, достигается за счет внедрения систем оценки рисков, утверждения форм проверочных листов, ведомственной статистической отчетности. В настоящее время Министерством подписаны 84 из 100 совместных приказов с 31 контролирующими органами по утверждению систем оценки рисков, форм проверочных листов и ведомственной отчетности. Из них зарегистрированы в Министерстве юстиции - 39. Размещение на сайтах Генпрокуратуры и госорганов планов проверок, СОР, проверочных листов позволяет предпринимателю определить к какой группе риска он относится, с учетом каких критериев, время проведения проверок и круг проверяемых вопросов. Кроме того, государственные органы обязаны ежемесячно размещать на своих сайтах статистические данные о проведенных проверках и их результатах. Какой это даст эффект для бизнеса? Происходит сокращение плановой частоты проверок для законопослушных предпринимателей и ее увеличение для нарушителей. На первоначальном этапе ввиду более полной регистрации количество проверок по статистике возрастет, но этого не следует бояться, т.к. они просто выйдут из «тени». По целому ряду сфер сокращается установленная продолжительность проверок: по лини СЭС - в 2 раза, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынков - в 6 раз, а это в сумме не менее половины всех проводимых проверок.
Теперь о планах на 2010 - 2011 годы. (слайд 3) •В настоящее время разработан проект Закона, предусматривающий дальнейшую систематизацию государственного контроля с учетом внесенных новых поправок в Законы «О частном предпринимательстве» и «Об административных процедурах». Им предусматривается: 1) исключение компетенции государственных органов и наделение Правительства полномочиями на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам частного предпринимательства; 2) исключение ограничений по перечню актов, которыми могут устанавливаться требования к субъектам частного предпринимательства (перечень дополняется указами Главы государства); 3) урегулирование существующих противоречий в сфере рекламной деятельности: конкретизация понятия «наружная реклама»; 4) уточнение объектов ветеринарного и фитосанитарного контроля; 5) уведомление органов прокуратуры о проведении внеплановых и встречных проверок. Последняя, очень важная поправка была предложена Генеральной прокуратурой уже на завершающей стадии.
Дальнейшая работа по снижению административных барьеров будет проводиться по следующим направлениям (слайд 4) В сфере нормативно-правового регулирования: •Государственным органам необходимо пересмотреть до конца 2010 г. все (более - 10 тыс.) нормативно-правовые и нормативно-технические, нормативно-технологические акты, устанавливающие общие требования для бизнеса (внесение поправок в Закон «О НПА»); •создание градуированной системы штрафов (2010-2011гг); •обеспечение всеобщего бесплатного доступа к базе НПА (2011г) В контрольно-надзорной деятельности госорганов: •урегулирование проверок правоохранительных органов, практическая реализация систем управления рисками (СУР), разграничение полномочий государственных органов по горизонтали (2010-2011гг); •развитие системы контроля за бизнесом без участия госорганов (техрегулирование) (2010-2012гг); •создание Комитета по защите прав предпринимателей (2010г.)
По вопросу создания Комитета хотелось бы остановиться подробнее. (слайд 5) В соответствии со статьей 15 Закона «О частном предпринимательстве» уполномоченный орган по предпринимательству вправе: осуществлять контроль за соблюдением государственными органами, наделенными регулятивными, реализационными и контрольными функциями, законных прав предпринимателей; информировать Президента и Правительство Республики Казахстан о нарушениях местными и центральными органами власти законодательства РК, регламентирующего деятельность субъектов частного предпринимательства. Однако указанная компетенция уполномоченного органа в настоящее время не может быть реализована ввиду отсутствия в структуре уполномоченного органа соответствующего ведомства, наделенного контрольными (надзорными) функциями. Поэтому реализация заложенных в Законе «О частном предпринимательстве» новых принципов «справедливого и разумного государственного контроля» происходила в последние 6 месяцев путем заключения Соглашений с государственными органами, т.е, по сути, на добровольной основе. Сложившаяся практика государственного регулирования предпринимательской деятельности не способствует реальному улучшению бизнес-среды. Так, например, Кодекс «Об административных правонарушениях» содержит 4 статьи, предусматривающих ответственность чиновников за нарушение законных прав предпринимателей при государственном контроле, лицензировании, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность и только одну - в отношении субъектов частного предпринимательства (за воспрепятствование государственному инспектору при госконтроле). При этом, по трем административным составам, направленным на защиту предпринимательства, (статьи 151, 153, 357-3 КоАП) установлено нарушений со стороны госорганов: за 2007 год - 79, за 2008 год - 32, за 10 месяцев 2009 года- 44. По единственному административному составу, действующему в защиту чиновников, (статья 356 КоАП) нарушений установлено: за 2007 год - 516, за 2008 год - 561, за 10 месяцев 2009 года - 481 (справка прилагается). Данные факты свидетельствуют, что, несмотря на наличие законодательных возможностей, реальная защита законных прав предпринимателей осуществляется неэффективно. При этом приоритетным направлением работы Комитета будет выявление наиболее существенных и массовых нарушений прав предпринимателей, их обобщение и систематизация. Помимо прямого эффекта в виде улучшения бизнес-климата в стране создание Комитета по защите прав предпринимателей позволит приступить также к непосредственному мониторингу эффективности исполнения государственными органами своих полномочий, и на этой основе - к дальнейшему продолжению административной реформы. На данном этапе мониторинг будет организован в отношении государственных контрольно-надзорных, лицензионно-разрешительных функций.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |