Источник: Сетевое издание, ИА, портал ZAKON.KZ (www.zakon.kz)
19.03.2010 Мажилис: «Государственный язык - фактор единства страны» - конференция
Астана, 19 марта, Дом Мажилиса. О расширении сферы влияния государственного языка и о состоянии развития государственного языка в системе образования Республики Казахстан. С докладами на эту тему выступили сегодня в Мажилисе на научно-практической конференции «Государственный язык - фактор единства страны» министр культуры Мухтар Кул-Мухаммеда и министр образования и науки Жансеит Туймебаев. «Развитие государственного языка - одно из основных направлений деятельности Ассамблеи народа Казахстана» - тема выступления депутата Мажилиса Валерия Вишниченко. На конференции выступили также заместитель Генерального прокурора Мухтар Жоргенбаев: о результатах исполнения и путях совершенствования контроля за применением Закона «О языках в Республике Казахстан. Перед собравшимися выступили сенатор Гарифулла Есим, депутат Мажилиса Елена Тарасенко, президент Международного общества «Қазақ тілі» Омирзак Айтбаев, а также аким Павлодарской области Бакытжана Сагинтаева и другие. После обсуждения на секционных заседаниях итоги конференции подвел спикер Мажилиса, руководитель фракции НДП «Нур Отан» Урал Мухамеджанов. В работе форума, впервые проведенного в высшем органе представительной власти, приняли участие государственные и общественные деятели, видные политики, ученые, известные языковеды и те, кому небезразлично дальнейшее развитие государственного языка.
ХХХ Тезисы выступлений некоторых участников конференции:
Заместитель Генерального Прокурора Республики Казахстан М.А. Жоргенбаев на тему «Практика осуществления надзора за применением Закона РК «О языках в Республике Казахстан» и пути его совершенствования» С момента принятия Закона «О языках в Республике Казахстан» прошло более 13 лет, несмотря на это уровень применяемости казахского языка в государственных органах и других организациях оставляет желать лучшего. Как Вам известно, в целях реализации положений указанного Закона Главой государства утверждена государственная программа развития языков, направленная на расширение сферы их применения. Кроме этого, Правительством, иными центральными и местными органами в этих целях проводятся определенные мероприятия. Для их реализации ежегодно из бюджета страны выделяются значительные средства. Так, если в 2001 году на развитие языков выделено 100 миллионов тенге, то уже в 2008 году 5 миллиардов тенге (Далее, я более подробно остановлюсь на вопросах неэффективного использования и хищения денежных средств, выделенных на эти цели, а также формального обучения государственному языку). В целом, несмотря на принимаемые государством меры по развитию государственного языка, нельзя говорить об активной тенденции по расширению сферы его применения. В частности, принимаемые государством меры по расширению сферы применения казахского языка ограничиваются лишь организацией краткосрочных курсов по его обучению и предоставлением отчета по освоению выделенных бюджетных средств. Проблема широкого распространения государственного языка заключается не в недостаточности выделяемых бюджетных средств, а в неэффективном их использовании. Конечным показателем проводимой работы должно быть количество наших граждан, свободно овладевших государственным языком и способных вести делопроизводство на нем. В целях обеспечения законности в вопросе применения языков прокурорами республики на постоянной основе планируются и проводятся проверки применения законодательства. Проверками прокуроров установлено, что: - в государственных органах и учреждениях на низком уровне находится организация работы по расширению сферы применения государственного языка; - отсутствует достаточное внимание со стороны руководства на степень овладения сотрудниками государственным языком и его применение в повседневной деятельности; - вследствии этого 75% делопроизводства и документооборота ведется на официальном языке. В целом, за последние четыре года по итогам прокурорских проверок выявлено около 1000 нарушений законности, в целях их предупреждения и пресечения внесено 819 представлений, 17 протестов, по результатам рассмотрения которых 368 лиц привлечено к административной и дисциплинарной ответственности. Кроме того, по вопросам применения языка прокурорами дано 253 разъяснений закона. В настоящее время, за злоупотребление должностными полномочиями органами финансовой полиции расследуется уголовное дело в отношении бывшего Председателя Комитета по языкам Министерства культуры и информации Ердена Кажыбека. Е. Кажыбек обвиняется в хищении денежных средств совместно с руководством компании «Санасофт», выделенных в 2007 году по бюджетной программе «Создание информационной системы по развитию государственного и других языков народа Казахстана», предназначенных для создания казахско-русско-английского онлайн-переводчика. В ходе прокурорских проверок ежегодно выявляются типичные нарушения законности. Например, в некоторых регионах государственные учреждения, оказывающие услуги населению в своей повседневной деятельности не применяют государственный язык, а ограничиваются только лишь установлением вывесок, табличек и красочной информации на казахском языке. Причиной этого является то, что отдельные руководители государственных учреждений не проводят работу по расширению сферы применения государственного языка, не предусматривают его в качестве приоритетной деятельности, а лишь занимаются формальным предоставлением отчета проверяющему уполномоченному органу. Так, многие учреждения еще 2-3 года назад «на бумаге» перевели делопроизводство на государственный язык, однако до настоящего времени продолжают использовать услуги переводчиков. Таким образом, необходимо отметить, что для проведения единой языковой политики необходимо повысить скоординированность усилий государственных органов и других организаций. Если, принимая во внимание тот факт, что Парламентом страны до настоящего времени принят всего 1 закон (Закон «О миграции населения»), разработанный на казахском языке, Правительство в будущем будет предоставлять законопроекты на государственном языке, то эти действия окажут позитивное влияние и будут способствовать дальнейшему развитию этой тенденции. Таким образом, органы власти путем направления депутатских запросов, разработки и обсуждения законопроектов на государственном языке придадут особую динамику расширению сферы применения казахского языка в обществе, а также создадут необходимые условия для качественного выполнения ответственной работы. Уже отмечалось, что государством выделяются достаточные денежные средства, направленные на расширение сферы применения языка, его обучению и дальнейшему развитию. Эти средства предназначены на приобретение типовых книг, лингафонных средств, словарей и обеспечения иными методическими пособиями. Однако, в ходе прокурорских проверок выяснилось, что в некоторых регионах денежные средства, выделенные на развитие государственного языка используются совсем не по целевому назначению. К примеру, Центром обучения языков при Управлении по языкам Жамбылской области для обучения граждан государственному языку в качестве методических пособий закуплены книги на русском языке под названиями: «Ночная бабочка», «Кто же виноват», «Мои друзья головорезы», а также «Я - вор в законе». Кроме этого, вышеуказанным Центром из предусмотренных бюджетом 18 миллионов тенге ровно половина, а именно 9 миллионов тенге использовано в качестве арендной платы за использование здания. Данные примеры свидетельствуют, что в некоторых регионах не уделяется должное внимание утвержденной Главой государства программе о языках, а также допускается неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств. Наряду с этим, несмотря на то, что из бюджета на обучение государственных служащих выделяются значительные суммы, необходимо в корне пересмотреть применяемые методики обучения государственному языку, усилить ответственность обучающих агентств и проверять результативность их деятельности, иначе государственные деньги будут потрачены впустую. К примеру, за последние два года Агентством по статистике на обучение 64 сотрудников государственному языку было выделено 2 миллиона 400 тысяч тенге, по итогам обучения им выданы специальные сертификаты. Однако, среди них лишь незначительная часть способна вести делопроизводство на государственном языке. В этом ведомстве в 2010 году на функционирование и расширение сферы применения государственного языка, в том числе на ускоренные курсы обучения предусмотрено 27 миллионов тенге. Аналогичная ситуация сложилась и в других государственных органах. Сотрудниками, прошедшими обучение на курсах государственного языка не предпринимается никаких мер по ведению делопроизводства и составлению документов на казахском языке, а также по его дальнейшему изучению. Вместе с тем, в иностранных компаниях, осуществляющих свою деятельность в нашей стране обязательным условием при принятии на работу является знание английского языка. Граждане, желающие работать в таких компаниях и получать высокую зарплату, посещают курсы по изучению английского языка, в течение двух-трех месяцев овладевают им и устраиваются на соответствующую работу. Вышеуказанный пример показывает, что мы все еще не добились уровня, когда владение государственным языком является необходимостью для наших граждан. Кроме этого, этот пример показывает, что качество сегодняшних методических пособий по обучению государственному языку находится на низком уровне. В статье 23 Закона о языках установлено, что перечень профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями, предусматривается соответствующими законами. Несмотря на то, что с момента принятия Закона прошло более 10 лет, закон с соответствующими квалификационными требованиями не принят, а тесты на знание казахского языка для кандидатов на государственную службу проводятся формально. Наряду с этим, имеются факты нарушения прав граждан на пользование родным языком, закрепленные в Конституции. Например, в 2008 году в Атырауской области гражданин Турции, супервайзер компании «АСВ Кетринг», требовал от местных работников прачечной обращения к себе только на турецком языке, а также запрещал им разговаривать между собой на государственном языке. Органами прокуратуры к данному гражданину Турции были применены соответствующие меры и по решению суда он выдворен за пределы страны. Известно, что в нашей стране проживает около 130 национальностей. Казахстан также уделяет особое внимание развитию их родных языков. Фактов ущемления прав представителей указанных национальностей по языковому признаку не установлены. Основными причинами нарушений законности в сфере применения языков являются: Во-первых, к государственным служащим со стороны их руководства не предъявляются необходимые требования по овладению казахским языком; Во-вторых, законодательством не предусмотрена ответственность правонарушителя и механизм его привлечения; Вследствие этого, до настоящего времени за нарушение требований Закона о государственном языке ни один государственный орган не привлечен к ответственности, так как, такая ответственность законодательством вовсе не предусмотрена. В этой связи, необходимо дальнейшее совершенствование Закона о языках. Главой государства особо отмечено что, обучение государственному языку необходимо начать с учебных заведений, а именно с детских садов и школ. Несмотря на это, в таких организациях обучение языкам проводится формально, а как следствие на государственную службу приходят граждане, не способные применять государственный язык. Как указывал Глава государства на 15 сессии Ассамблеи народа Казахстана обучение государственному языку необходимо проводить планомерно и без применения мер принуждения. Президент обратил особое внимание на то что, развитие государственного языка не должно умалять интересы граждан, не овладевших им, и поручил в корне пресекать факты нарушения конституционных прав. Подводя итоги, хотелось бы обратить Ваше внимание на следующие вопросы, направленные на дальнейшее расширение сферы применения государственного языка: Во-первых, необходимо разработать новые эффективные методы обучения государственному языку; Во-вторых, усилить ответственность организаций, обучающих государственному языку, а также пресекать факты формальной выдачи ими сертификатов; В-третьих, предоставить право обучения государственному языку специальным институтам, имеющим соответствующие педагогические возможности, кадровый состав и опыт работы; В-четвертых, готовить специалистов, способных разрабатывать законопроекты на казахском языке; В-пятых, предусмотреть механизм привлечения к ответственности лиц, грубо нарушающих требования Закона о языках; В-шестых, разработать перечень профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо применение государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями. Только при решении указанных вопросов удастся обеспечить ведение документооборота на казахском языке в государственных органах на должном уровне. *** Аким Павлодарской области Бахытжан Сагинтаев «Работа местных органов власти по переводу делопроизводства на государственный язык и организационные возможности акиматов в создании условий для изучения государственного языка представителями некоренной национальности» Язык - богатство народа. Уважать, чтить и знать казахский язык - государственный язык Республики Казахстан - обязанность каждого из нас. Как отметил Глава государства Н.А. Назарбаев «Как государственный язык казахский язык должен стать фактором единения и сплоченности казахстанского общества. Потенциальный и конкурентоспособный государственный язык должен последовательно расширять свои социальные функции и сферу применения», поэтому укрепление позиции казахского языка во всех сферах общества является вопросом государственной важности. В связи с этим в целях расширения сферы применения применения государственного языка в области ведется систематическая работа в трех направлениях. Во-первых, ведется контроль за качеством ведения делопроизводства на государственном языке в государственных органах области и оказывается методическая помощь. С целью контроля за состоянием казахского языка в регионе при акимате области была создана рабочая группа по дальнейшему совершенствованию государственной языковой политики, на заседаниях которой ежеквартально заслушиваются отчеты акимов городов и районов, ведется строгий контроль за исполнением документов на государственном языке. Вместе с тем, все государственные органы были бесплатно обеспечены учебно-методическими пособиями и словарями. На сегодняшний день залы заседаний 10 акиматов и 4 управлений, а также 3 учреждения культуры оснащены аппаратурой синхронного перевода. В целях обеспечения качественным переводом в рамках областного плана мероприятий были обучены специалисты синхронного перевода. Во-вторых, как сказал Глава государства «Сегодня казахский язык стал объединяющим фактором народа Казахстана, который дал толчок национальному возрождению». На многонациональной территории Прииртышья, где в дружбе и согласии живут десятки народов, представители других национальностей все больше проявляют интерес к изучению государственного языка, а со стороны акимата проводятся необходимые мероприятия и создаются все условия. Следствием этого является то, что около 1000 детей дошкольного возраста воспитываются в детских садах с казахским языком воспитания, около 500 детей других национальностей обучается в казахских школах, свыше 100 студентов некоренной национальности, в совершенстве владеющих казахским языком, получают образование в высших учебных заведениях области. В национально-культурных объединениях области и их структурных подразделениях также проводятся курсы казахского языка. С целью пропаганды государственного языка в Доме Дружбы с участием молодежи этнокультурных объединений создан клуб “Жорга”, который привлекает к себе всех, кто желает изучать казахский язык. В прошлом году областным обществом немцев “Возрождение” на турбазе “Баянаул” был организован языковой лагерь для бесплатного изучения государственного языка молодежью некоренной национальности. В целом по области в 2009 году курсы по изучению государственного языка прошли 12832 жителей области различных категорий. Это говорит о росте заинтересованности в изучении казахского языка. В третьих, в целях пропаганды государственной языковой политики и ее реализации проводятся различные культурно-массовые мероприятия. С участием молодежи некоренной национальности были подготовлены видеоролики, пропагандирующие казахский язык, которые транслируются на областных телеканалах. Помимо этого с участием этой инициативной группы молодежи выходят программы “Ортак тил” и «Тилдес». В Павлодарском государственном университете имени С.Торайгырова с участием молодежи некоренной национальности был организован казахский театр, представляющий на сцене произведения казахских классиков. В регионе широко проводятся игры КВН на казахском языке. В зоне отдыха Баянаул были организованы республиканские летние игры КВН «Жасыбай толқыны» с участием известных команд со всей республики, в играх приняли самое активное участие и команды, сформированные из молодежи некоренной национальности. В Интернет-пространстве на государственном языке функционируют сайты «Пространство дружбы», «Ертис дидары» областного филиала международного общества «Казах тили», а также «Кайран Елим» областного филиала Всемирной ассоциации казахов. В будущем мероприятия по расширению сферы функционирования государственного языка в области будут продолжены. Как отметил Глава государства «Будущее Казахстана в казахском языке. Нет народа без языка. Сохранение своего языка, проявление уважения к нему, пробуждает любовь к Родине, а также наш святой долг перед предками». Поэтому повышение статуса языка, расширение его сферы - это наша общая задача. *** Доклад заведующей кафедрой КазНПУ имени Абая, профессора Ф.Ш.Оразбаевой на прениях «Обучение казахскому языку и государственные стандарты» Обучение казахскому языку и государственные стандарты В настоящее время к обучению казахскому языку граждан Республики Казахстан, школьников и студентов вузов, сотрудников организаций предъявляются новые требования. Быстрое и качественное овладение государственным языком, в первую очередь, зависит от правильного составления документации. Документы, влияющие на овладение языком в полной мере, - это государственный стандарт, типовые программы, составляемые на основе государственного стандарта, учебники и учебно-методические комплексы, осуществляющие их реализацию. Государственный стандарт - это документ, определяющий содержание образования обучающегося и конкретные темы видов говорения; обеспечивающий изучение казахского языка с позиции коммуникации. Государственный стандарт составляется на основе концепции, объединяющей основные правила и принципы обучения языку. Государственный стандарт казахского языка составлен согласно постановлению Правительства РК «О порядке разработки, утверждения и сроках действия государственных общеобязательных стандартов» № 1290 от 02.09.1999 г. Ныне действующие предметные стандарты, в частности, стандарт казахского языка были разработаны на основе ГОСО РК 02.003-2002 г. Введение изменений и дополнений в государственный стандарт казахского языка и в общую систему изучения языка в соответствии с развитием общественно-социальной деятельности государственного языка Республики Казахстан, а также Государственной программой применения и развития языков на 2001-2010 гг. (07.02.2001 г., № 550), Законом «Об образовании» (27.07.2007 г., № 319-ІІІ 3 РК), Государственной программой развития образования РК на 2005-2010 гг. (11.10.2004 г., № 1459), с требованиями, предъявляемыми к составлению, содержанию, оформлению государственных общеобязательных стандартов ГСС РК на сегодняшний день стало одной из актуальных проблем. Эта проблема может быть решена с помощью внедрения весьма эффективного уровневого изучения казахского языка, разработанного с учетом мировых и Европейских стандартов. Поэтому в 2006-2007 гг. на основе международных, европейских стандартов оценки языковых знаний TOFEL, DALF/DELF, ALTE, LELTS, учитывая многонациональные свойства и собственные особенности РК, была представлена 6-уровневая система изучения казахского языка. Это - Начальный уровень (А1), Предформирующий (А2), Формирующий уровень (В1), Углубленный уровень (В1+), Глубоко продвинутый уровень (В2), Профессиональный уровень (С). По каждому из данных уровней были разработаны и изданы учебно-методические комплексы (Учебник, Методическое пособие, Книга для чтения, Сборник упражнений, Лексико-грамматический минимум, Тесты для контроля), а также представлены уровневые электронные учебники. Все это было подготовлено коллективом КазНПУ имени Абая. Новый государственный стандарт по изучению казахского языка, являясь официальным документом, обеспечивающим грамотную реализацию устной и письменной казахской языковой коммуникации, должен охватить необходимые, полезные, значимые структуры овладения языком обучающимися, содержание знаний и наиболее эффективные средства и приемы. Государственный стандарт включает в себя следующие основные элементы: 1. Цель и задачи дисциплины. Правильная постановка и решение данных задач влияет на достижение конечного результата. 2. Общие правила, принципы и законы, необходимые для изучения языка. 3. Задачи изучения языка. Основные темы, охватываемые в задачах, их взаимосвязи, системность, эффективность. 4. Требования, предъявляемые к изучению языка, количество и качество минимумов. 5. Результаты предложенных учебных материалов по изучению языка. Учитывая социальные особенности Республики Казахстан, взяв за основу главные принципы международных и европейских стандартов, в 2008 г. Министерство образования и науки РК и Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина разработали концепцию уровневого обучения казахскому языку в школах с неказахским языком обучения и проект государственного стандарта. Первый вариант этого проекта и программа для начальных классов были представлены преподавателям для обсуждения. Сегодня осуществляется активный обмен мнениями. Государственный стандарт, охватывающий систему уровневого изучения казахского языка, - это документ, предусматривающий изучение казахского языка иностранными гражданами, работающими в правовом, экономическом, общественно-социальном, научно-практическом направлениях в Республике Казахстан; определяющий уровни и нормы изучения языка; нормативные документы, главные цели и задачи учебно-методического комплекса; устанавливающий характеристику и содержание, размеры и требования учебно-методических средств по каждому уровню, общие правила и принципы изучения казахского языка. К нему предъявляются следующие требования: I. Научные требования: 1. Представление языкового материала с точки зрения коммуникации. 2. Соответствие текстов из учебника изучению языка. II. Дидактические требования 1. Аутентичность содержания учебной литературы, соответствие ее реальной действительности. 2. Развивающие свойства учебника. III. Методические требования: 1. Единообразие, систематичность упражнений. 2. Комплекс языковых материалов. У обучающихся должны сформироваться следующие навыки и знания: Информативная компетентность: · посредством вопросов получает информацию о друзьях докладчика и о нем самом; · полученную информацию использует в общении. Коммуникативная компетентность: · адекватно и полно отвечает на вопросы, касающиеся его личной жизни; · понимает содержание кратких, конкретных диалогов; · использует простые нормы этикета речи в повседневных ситуациях (приветствие, знакомство, прощание). Компетентность в поиске решений проблемных ситуаций: · умение применять языковые навыки при решении проблем, встречающихся в простых знакомых ситуациях. Цель обучения казахскому языку по государственному стандарту - представить взаимосвязанные между собой системные учебные средства, осуществляющие разноуровневый подход в изучении казахского языка; охватывающие эффективные средства и приемы, а также передовые модели инновационных технологий, с точки зрения коммуникации; добиться свободного владения обучающимися казахского языкового общения. Задачи: - определить главные направления изучения казахского языка по уровням, эффективную методику и технологию обучения казахскому языку; - расширить языковые, познавательные, лингвокультурологические, национально-социальные, цивилизационно-мировые знания обучающегося, реализовать коммуникативное направление быстрого, эффективного изучения казахского языка; - реализовать овладение казахским языком по всем уровням с точки зрения коммуникации; - представляя взаимосвязанные, системные, национально-культурные языковые материалы всех уровней, развивать их от легкого к среднему, от среднего к сложному уровню. Ожидаемые результаты: обучающийся должен владеть разговорным общением на казахском языке; уметь грамотно говорить и писать на казахском языке; уметь свободно передавать свои мысли; ставить вопросы, отвечать на них и владеть литературным языком в целом; свободно владеть языковым общением в профессиональной среде, в обществе, в различных социальных ситуациях; в достаточной мере владеть всеми видами стилей в личной, социальной, образовательной, профессиональной сферах и уметь составлять научный доклад; уметь свободно говорить и писать на различные темы, доказывать свою точку зрения публично; обмениваться мнениями и резюмировать свои мысли. Предложения, связанные с обучением казахскому языку с точки зрения коммуникации на основе Государственного стандарта в качестве средства общения: І. Государственный стандарт должен быть направлен не на обучение языковым знаниям, а составляться по принципам обучения средствам языкового общения. ІІ. Необходимо сделать выборку главных лексических, грамматических минимумов, необходимых для правильного составления предложения, чтобы быстро и качественно освоить язык. Обучение не основано на грамматических правилах, а напротив, грамматика основывается на составлении предложений. III. Для того чтобы овладеть навыками говорения, предлагаемые обучающемуся темы должны развиваться последовательно, взаимосвязано. Тогда обучающийся сможет сохранить в памяти пройденный материал, продолжить его развивать и совершенствовать навыки говорения. Для того чтобы этот процесс стал более правильным, государственный стандарт, программа, учебник не должны составляться разными авторами по отдельности, а было бы эффективней, если бы весь комплекс был составлен по единому принципу одним авторским коллективом. IY. Систематизированное, эффективное овладение знаниями и языковыми единицами, предложенными в государственном стандарте и программе, требует правильного выбора тематических сфер. Это социально-бытовая сфера, социально-культурная сфера, учебно-трудовая сфера. Y. Если принципы государственного стандарта будут направлены на конечный результат в изучении языка, то социальная функция казахского языка достигнет высшей степени. Главный результат - обеспечение коммуникативной компетентности обучающегося; умение грамотно писать на казахском языке, уметь свободно излагать свои мысли литературным языком. YI. Полная реализация общественно-социальной функции и статуса государственного языка определяется нагрузкой и функциями центров по обучению государственному языку, которые обеспечивают решение данных проблем в нашей стране, и требует систематизированной реализации методики обучения. *** Шерубай Құрманбайұлы, Директор института языкознания имени А.Байтурсынулы, доктор филологическх наук, профессор «Лингвистические основы обеспечении функции государственного языка»
Язык, широко распространенный на территорий определенного государства, в учреждениях и организациях, в судебных делах, правоохранительных органах, в образовательных системах являющийся обязательным в делопроизводстве, несмотря на этнический состав жителей этой страны, выполняющий особенно важные функции в жизни государства и общества, принятый как символ Идентичности с государством, имеющий особый политико-правовой (юридический) статус, считается Государственным языком. По Конституции нашей страны имеет такой особый статус - Казахский язык. Обязательство государства, который дал этот статус языку, всех государственных структур, граждан, т.е. всех нас обеспечить возможностью полноценно выполнять все функции государственного языка имеющему закрепленный основным законом Республики статус казахским языком. Мы имеем государственные символы - Государственный язык, Герб, Флаг, Гимн. Каждый человек, считающий себя гражданином своей страны, патриотом, должен знать наизусть гимн, знать Флаг и Герб, иметь понятие об их содержании, конечно, такой гражданин будет чтить государственные символы. В преддверии 20-летия Независимости государства каждый гражданин этой страны должен понимать, что давно настало время владеть государственным языком, который является главным государственным символом, уважать его, считать своим долгом - использовать казахский язык в своей деятельности, творчестве, профессиональной деятельности. В связи с этим уместным является тот факт, что проблему государственного языка рассматривают в самом высшем законодательном органе - Парламенте. Прежде чем, говорить о лингвистических основах обеспечения функции государственного языка, нужно уточнить, что это является сложной объемной проблемой, которая выявляется только на основе глубокого всестороннего исследования языковой ситуации страны. Поэтому мы на сегодняшней прений ограничимся только некоторыми основными лингвистическими моментами этой проблемы. Многие страны имеют своеобразную историю, особенности функционирования государственного языка. Это связано с национальным составом и внутренней политической ситуацией страны, географической расположенностью, экономическим развитием и т.д. Например, во время СССР мы - казахи и народы республик, которые входили в состав союза, заговорили на русском языке в течение 30-х и 60-х г. Потому что для достижения этой цели была определена языковая ситуация, она проводилась систематизировано и централизованно. Эту проблему в 80-е годы исследовал известный российский специалист по социальной лингвистике А.Д.Швейцер: «Следует также различать централизованную и нецентрализованную языковую политику. Централизованный характер носит обычно языковая политика, проводимая государством и предусматривающая систему обязательных мероприятий. Этим признаком отвечает языковая политика, проводимая в СССР. Нецентрализованной является политика местных органов власти, не имеющая обязательной силы за пределами данного региона, а также не пользующаяся государственной поддержкой политика отдельных партий и общественных течений» [1]. Какая языковая политика проводилась в стране в течение 20 лет как объявили о независимости? На каком этапе языковой политики мы находимся? Ответы на эти вопросы мы должны знать сами. Языковая политика состоит из трех основных этапов таких, как определение цели и задач (1), подготовка к выполнению задач (2) и последний этап - реализация. На деле мы завершили второй этап, и перешли к третьему. Однако по разным причинам задачи, которые должны были исполняться на втором этапе языковой политики, не выполнялись или же выполнялись не на должном уровне. Эти незавершенные задачи второго этапа могут помешать реализации третьего этапа. Эти недостатки могут продлить во времени переход на государственный язык, а также повлиять на выполнение языковой политики. Даже могут уменьшить социальную активность перехода на государственный язык, вызывать сомнение на реализацию языковой политики или создать противодействие, который может перейти на политическую борьбу, привести к языковым сопротивлениям заинтересованных групп. Языковая проблема в любом обществе считалась всегда тонкой. В связи с этим к языковой политике страны нужно отнестись более серьезно и с ответственностью. В Конституции написано «В Республике Казахстан государственным является казахский язык». Это говорит о том, что статус государственности языка утверждено законом. Определен график поэтапного перехода делопроизводства на государственный язык центральных государственных органов, областей. Создана «Государственная программа функционирования и развития языков на 2001 - 2010 годы», она финансируется за счет государственного бюджета, в ней определяется особенное место государственному языку. Создан государственный орган, уполномоченный вести языковую политику. В таком случае, по общим признакам можно утверждать, что у нас ведется централизованная языковая политика. А проблемы по уровням реализации и эффективности централизованной языковой политики в региональных и местных управлениях, в различных учреждениях и организациях требуют отдельного рассмотрения проблемы. Необходимость проведения централизованной языковой политики для полного обеспечения казахского языка возможностью выполнять функции соответственно статуса государственного языка не вызывает сомнения. В связи с языковой ситуацией существует классификация языковой политики: языковая политика государства с одним языком, языковая политика с многоязыковой ситуацией и языковая политика вне территории государства. Существуют несколько признаков, описывающих эти виды языковой политики. Они: ретроспективность - ориентация на сохранение существующей языковой ситуации, на противодействие изменениям; перспективность - ориентация на изменения существующей языковой ситуации; демократичность - учет интересов широких народных масс; антидемократичность - учет интересов элиты; интернационалистичность - учет интересов всех этнических групп; националистичность - учет интересов лишь одной этнической группы [2]. Определение этих признаков особенно важно для Казахстана, который включает в себя казахскую национальность и различные этносы, проживающие на территории. Этого можно достичь, только проводив тщательные социально лингвистические и социальные исследования. На каком уровне определим значимость в нашем обществе указанных признаков, на таком уровне и установим точный диагноз языковой проблемы, научное обоснование проведения языковой политики, точность языкового планирования.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |