|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
26.03.2010 Зона борьбы: Карачаганак
Казахстан пытается наверстать упущенную возможность входа в проект. Удвоив свою долю в Кашаганском проекте и став его крупным акционером, Казахстан намерен теперь стать партнером в другом крупном проекте - Карачаганакском. Сегодня внимание казахстанских властей и многих инвесторов приковано к Карачаганаку, а точнее, к компании Karachaganak Petroleum Operating (КРО), которая вслед за консорциумом, осваивающим крупнейшее нефтегазовое месторождение Кашаган, почувствовала на себе государственное давление. В феврале этого года прокуратура Западно-Казахстанской области (ЗКО) оштрафовала компанию более чем на 3 млрд тенге за нарушение природоохранного законодательства. Решением специализированного межрайонного экономического суда ЗКО иск о возмещении ущерба был удовлетворен в полном объеме. В марте Генпрокуратура озаботилась проверкой в консорциуме «вопросов применения трудового и иммиграционного законодательств». При этом представитель Генпрокуратуры не исключил и возможность финансовых проверок. Проблемы с госорганами у KPO существуют не один год. Однако огласке предавались лишь споры, сводившиеся в основном к вопросам вредных выбросов, уплаты налогов и казахстанского содержания. Так, в начале 2008-го за несвоевременное предоставление налоговой отчетности «Плата за эмиссии в окружающую среду» счета консорциума находились под арестом в течение нескольких месяцев. Следует, однако, отметить, что политика казахстанских властей в отношении проблем Карачаганакского проекта имеет двойственный характер. С одной стороны, управление по охране природы ЗКО наращивает экологические претензии к консорциуму. С другой - с 1 января 2004-го правительство согласилось с просьбой KPO уменьшить границы санитарно-защитной зоны, в пределах которой не должны находиться населенные пункты. Уменьшение санитарно-защитной зоны позволило консорциуму не выделять средства на переселение жителей села Березовка. Активизация действий властей Казахстана в отношении КРО становится понятной, если вспомнить, что в конце прошлого года из неофициальных источников стало известно о намерении правительства республики выкупить 10% доли в консорциуме у британской BG и итальянской Eni. Незадолго до этого - в конце сентября - BG подала в Лондонский арбитражный суд иск о возврате экспортной таможенной пошлины на сырую нефть в размере $1 млрд, по мнению компании, незаконно изъятой в нарушение контрактных условий. Но это процесс долгий (тем более что статус и порядок начисления таможенных пошлин в контракте не определен, и у каждой стороны своя трактовка), и уже в октябре компания его приостановила, надеясь «вместе с правительством республики найти взаимовыгодное решение проблемы». Сейчас идет очередной раунд переговоров по Карачаганакскому проекту. Как заявил 10 марта ответственный секретарь Минэнерго Канатбек Сафинов, Казахстан «хотел бы находиться внутри проекта и вступить не как контролирующий орган, а как партнер». Однако при этом он отметил, что обязательной цели войти в проект у Астаны нет. Чем закончатся разборки с КРО (на каких условиях, с каким пакетом), сегодня сказать невозможно, поскольку позиции участников переговоров различны. К примеру, в «Лукойле» заявили, что компания приветствует вхождение Казахстана в консорциум, но только не за счет сокращения их доли. Однако напомним, что несколько лет назад с проверок миграционного и трудового законодательства начались проблемы и у разработчика Кашагана - консорциума Agip KCO (ныне NCOC). Проверки и длительные переговоры тогда закончились удвоением доли «КазМунайГаза» в проекте, что стало компенсацией Казахстану за увеличение срока ожидания нефтедобычи и удорожание проекта. В настоящее время Карачаганакский проект находится во второй фазе разработки, которая за счет обратной закачки добываемого газа в пласт позволила удвоить добычу, доведя ее до почти 12 млн т нефти и конденсата и 14-15 млрд кубометров газа в год. Таким образом, Карачаганак обеспечивает более 45% добычи газа и 17% добычи жидких углеводородов в стране. При этом уже несколько лет его операторы откладывают начало реализации мероприятий третьей фазы, предполагающей наращивание ежегодных объемов добычи жидких углеводородов до 15 млн т. Ранее консорциум обосновывал это сначала желанием окупить затраты за счет экспорта сырья, затем - столкновением в 2009 году «со сложной глобальной экономической ситуацией, неустойчивыми ценами на сырье и новой конъюнктурой капитальных затрат, которую мы еще не приспособили к сегодняшним условиям». Безусловно, кризисный период можно использовать для рациональной корректировки технико-экономических параметров проекта. Но для оказания существенного влияния на принятие решений по Карачаганаку казахстанскому правительству нужен статус такого же крупного участника и оператора, какой был достигнут в Кашаганском проекте. Понятно, что делать это надо было раньше: республика имела право до 2002 года купить опцион в проекте. Тогда им не воспользовались из-за отсутствия денег. Во сколько стране это может обойтись теперь, говорит пример того же Кашагана. Однако перезаключать контракты, задумываясь над реальной выгодой Казахстана и исправляя допущенные ранее собственные ошибки, все-таки необходимо. При сохранении кабальных условий по соглашениям потери Казахстана будут исчисляться миллиардами долларов. Правда, полагать, что официальная Астана пойдет на разрыв контрактов, не стоит - переговоры более продуктивны, пусть даже затяжные. Ведь западные инвесторы тоже не без греха: нарушают условия договоров, срывая сроки ввода месторождений в эксплуатацию, превышая предусмотренные в сметах затраты, слабо увеличивая процент казахстанского содержания.
Экскурс в историю
Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение открыто в 1979-м и введено в эксплуатацию в 1984-м. Является одним из самых продуктивных в мире по добыче нефти и газа. Вместе с тем месторождение отличается сложным геологическим строением, значительными колебаниями давления и пластового состава, высоким содержанием конденсата (от 490 до 1000 г/м3) и токсичных коррозионно-активных элементов. Сегодня его запасы оцениваются более чем в 1,2 млрд т нефти и конденсата и 1,35 трлн кубометров газа. Газ и конденсат Карачаганака поставляется на рас¬положенный в 130 км от месторождения Орен¬бургский ГПЗ. После развала СССР Казахстан объявил международный тендер, который в 1992-м выиграли BG и итальянская Agip (последняя в 2001-м интегрируется с Eni). Переговоры шли долго, и только в марте 1995-го между этими компаниями и Казахстаном было подписано промежуточное соглашение о принципах раздела продукции. В конце 1990-х к BG и Agip добавились российский «Лукойл» и американская Texaco, влившаяся затем в состав компании Chevron. Казахстан передал права на разработку Карачаганакского месторождения этому международному консорциуму (сегодня Karachaganak Petroleum Operating). Консорциум осуществляет свою деятельность в соответствии с окончательным соглашением о разделе продукции (ОСРП), подписанным с правительством Казахстана в ноябре 1997-го. По условиям соглашения консорциум будет осуществлять управление Карачаганакским проектом до 2038 года и никакие новые налоги и сборы на его участников не распространяются. Следует отметить, что СРП по Карачаганаку заключалось правительством под такой же завесой секретности (причем не только от народа, но даже от парламента), что и остальные контракты с крупными иностранными инвесторами по освоению стратегических месторождений в конце 1990-х. И лишь теперь, по прошествии лет, власти, начав признавать невыполнение инвесторами условий казахстанских «контрактов века», стали предпринимать все более настойчивые попытки их пересмотра.
Подготовлено аналитической службой медиахолдинга Business Resource
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (https://www.and.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |