|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
30.03.2010 Эффект - на вес золота! Отечественное образование вышло на траекторию стабильного роста
С такой констатации начался вчера правительственный час в Мажилисе Парламента под председательством вице-спикера палаты Жаныбека Карибжанова, посвященный перспективам развития отрасли. Докладывая по существу повестки дня, министр образования и науки Жансеит Туймебаев отметил, что в стране созданы необходимые условия для ресурсного обеспечения образовательного процесса, и рассказал о достижениях, которыми Казахстан вправе гордиться уже сегодня. Доклад министра, представленный в виде лаконичной слайд-презентации, изобиловал мажорными фактами. Самый свежий из них - обретение нашей страной статуса полноправного члена Европейского образовательного пространства: 11 марта текущего года Казахстан официально присоединился к так называемой Болонской декларации и стал участником одноименного процесса. Поясню, обретенный статус, помимо его высокой престижности, несет в себе весомые прагматичные блага: сопоставимость академических степеней, признание уровня квалификации студентов и преподавателей за рубежом, «конвертируемость» казахстанских дипломов о высшем образовании в европейских государствах и право на трудоустройство выпускников отечественных вузов в любой стране Болонского процесса. Правда, международную аккредитацию отечественные университеты будут проходить поступательно. Между тем, помимо главной новости, оптимизм внушает и динамика продвижения нашей страны в различных международных образовательных рейтингах. В частности, в минувшем году мы заняли первое место по индексу развития образования среди 129 государств. А пятое место по результатам авторитетного сравнительного исследования TIMSS-2007 позволило Казахстану первым среди государств СНГ принять флаг-эстафету одного из самых престижных интеллектуальных состязаний - 51-й международной олимпиады по математике, которая состоится летом нынешнего года в Астане. Кроме того, впервые в прошлом году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. И о том, что потенциал этот становится у нас на вес золота, свидетельствует постоянно растущее количество наград, которые завоевывают казахстанские школьники на международных предметных олимпиадах. Безусловно, в основе перечисленных завоеваний на ниве образования лежит множество факторов. Прежде всего, экономических. К примеру, с 2006 года зарплата педагогов увеличилась в среднем на 40%. А финансирование отрасли только за минувший (кризисный!) год выросло на 9,5%, достигнув отметки в 702 млрд. тенге. Четкому структурированию и систематизации приоритетов на всех уровнях образования способствовало принятие Закона «Об образовании» и ряда государственных программ, Стратегического плана МОН на 2009-2011 годы… Но все перечисленные выше параметры и факты при их очевидной позитивности все-таки имеют отношение к прошлому. О том же, что в перспективе предстоит решить еще более масштабные и сложные задачи, преодолеть множество проблем, говорили и депутаты, и глава отраслевого ведомства. Как известно, в Стратегическом плане развития Казахстана до 2020 года, одним из главных приоритетов названо повышение качества образования на всех уровнях. И реализации этой установки Глава нашего государства уделяет особое внимание. Говоря об этом, Ж. Туймебаев констатировал, что МОН РК сформированы главные направления, которые к концу нынешнего десятилетия позволят осуществить комплексную модернизацию образования. В частности, будут обеспечены 100-процентный охват детей дошкольным образованием и переход на 12-летнюю модель обучения в средней школе. Параллельно импульс развития получит система электронного обучения, существенно расширится сеть интеллектуальных школ Первого Президента. Большое внимание планируется уделить совершенствованию финансирования образования на принципах государственно-частного партнерства, стимулировать интерес работодателей к участию в подготовке квалифицированных технических кадров. Главные «фишки» в сфере высшего образования: создание престижного Назарбаев университета, постепенное «включение» в Болонский процесс ведущих вузов Казахстана и их вхождение в рейтинг лучших мировых университетов. - Подробный анализ состояния образования и путей дальнейшего его развития содержится в проекте соответствующей Государственной программы на 2011-2020 годы, - резюмировал глава МОНа. - Ее принятие позволит решить основные проблемы системы образования. Надеемся на вашу поддержку и понимание. В ходе правчаса Ж. Туймебаев озвучил интересную инициативу своего ведомства к 20-летию Независимости Казахстана: объявить 2011-й Годом образования. Идея, опять же, на вес золота! Однако, думается, с учетом перспективных планов развития страны логично было бы продлить ее на все предстоящее десятилетие… Ольга КАЗАНЦЕВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |