|
|
|
17.04.2010 Серик Аяганов: Наболевшие проблемы отрасли ждут оперативного вмешательства
В нынешнем году завершается пятилетняя Государственная программа реформирования и развития здравоохранения. И на смену ей уже верстается новый проект аналогичного статуса под названием «Салауатты Қазақстан», цель которого - создание адекватных условий для укрепления здоровья граждан страны. Проект программы активно обсуждается на уровне Правительства, в среде специалистов-медиков и организаторов здравоохранения. Представители депутатского корпуса тоже не остаются в стороне. Своим мнением и конкретными предложениями по поводу того, какие условия нужно соблюсти, дабы здоровый дух населения пребывал в здоровом теле, с нами поделился депутат Сената, секретарь Комитета палаты по социально-культурному развитию Серик Аяганов. - Ознакомившись с проектом программы, я хотел бы сказать и о ее очевидных достоинствах, и о «наболевших» проблемах здравоохранения, от которых необходимо избавляться, скажем так, методом «оперативного вмешательства». Итак, импонирует, что в госпрограмме серьезное внимание уделяется межсекторальному и межведомственному взаимодействию в решении вопросов охраны здоровья граждан. И это правильно, поскольку только путем четкой координации деятельности гос- органов, общественных организаций и бизнес-структур можно добиться определенных результатов. В этом контексте предлагается разработка и внедрение образовательных программ по здоровому питанию среди детей дошкольного и школьного возраста, очень уместно отмечена роль корпоративной социальной ответственности работодателей в вопросах охраны здоровья граждан, создания и развития инфраструктуры поддержания здоровья работников. Последний аспект зачастую игнорируется работодателями. В последние годы мы наблюдаем усиление миграционных процессов. Люди в поисках хорошего заработка едут на стройки в столицу, крупные города, областные центры. Но именно руководители строительных компаний чаще всего грубо нарушают элементарные правила безопасности труда, не принимают мер предосторожности на участках повышенного риска, что, как правило, заканчивается производственным травматизмом, людскими увечьями. К тому же и бытовые условия «рекрутов» таковы, что зачастую они являются благодатной средой для распространения различных заболеваний. В качестве плюса программы не могу не отметить серьезных намерений по совершенствованию работы стационарных медицинских учреждений с учетом современной тенденции развития многопрофильных больниц со специализированными отделениями. Во многих развитых странах мира сегодня уже практически не существует монопрофильных организаций, таких, например, как инфекционные больницы, родильные дома, диспансеры. У нас же функционирует более 40 видов стационаров «узкой специализации», что на современном этапе развития здравоохранения иначе как «рудиментом» отрасли не назовешь. Инфраструктура здравоохранения нуждается в рационализации. Ее костяк должны составлять многопрофильные стационары, где больным может быть оказана профессиональная медицинская помощь по различным профилям. - Но не кажется ли вам, что в подобных тенденциях укрупнения и централизации может нивелироваться вопрос квалификации кадров, которую безоговорочно предполагает узкая специализация врачей? Ведь в итоге для больного важно не где лечат, а кто и как это делает… - Вы «нащупали» самую болевую точку отрасли. Кадровый вопрос сегодня - основная проблема здравоохранения. Прежде всего речь идет о дефиците медицинских кадров, который обусловлен не только оттоком специалистов из-за падения престижа профессии, отсутствия мотивации и неадекватности оплаты труда, но и неэффективным планированием, диспропорцией в структуре и распределении кадров, необоснованным введением новых и дроблением существующих специальностей. Кадровый голод выражается по республике в нехватке более пяти тысяч врачей и свыше двух тысяч средних медицинских работников. Ежегодно пополнение рынка трудовых ресурсов здравоохранения происходит за счет выпуска медицинских вузов. Между тем в государственных организациях здравоохранения трудоустраиваются не более 70% молодых специалистов, остальная часть уходит в частные структуры или же вообще из отрасли. Усугубляется ситуация «старением» кадров и низким качеством подготовки медиков нового поколения. Увы, приходится констатировать, что нынешние выпускники медвузов не обладают необходимым набором общепрофессиональных и универсальных навыков. Такой вывод подтверждают результаты исследований: 57% опрошенных работодателей оценивают уровень подготовки новых кадров как «низкий», 33% - как «неудовлетворительный», 8,6% - как «достаточный» и только 1% - как «высокий». В целом отсутствие четкой кадровой политики в сфере здравоохранения и не оправдавшие надежды рыночные механизмы привели к критическому положению трудовых ресурсов в отрасли. Время доказало, что и в условиях рыночных отношений процессы развития социальной сферы должны регулироваться государством. И я полагаю, этому вопросу необходимо уделить особое внимание. - Серик Акпенович, программой «Салауатты Қазақстан» предполагается совершенствование Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ). И, судя по первым итогам ее функционирования, это действительно необходимо… - Соглашусь с вами. В последнее время я регулярно получаю корреспонденцию по поводу недоработок в системе ЕНСЗ, обуславливающих многие трудности в ее реализации. В частности, не до конца внедрена Единая информационная система здравоохранения, медучреждения не в достаточной степени оснащены компьютерами, что создает большие сложности в своевременном оформлении медицинской документации по стандартам ЕНСЗ. В итоге складывается парадоксальная ситуация: врачи тратят основное время не на больных, а на бюрократическое «документотворчество». Имеются серьезные проблемы и на этапах плановой госпитализации через так называемые бюро госпитализации. Медико-экономические тарифы разработаны на основе протоколов диагностики и лечения 2003 года, в связи с чем в них не учтены многие новые медикаменты и элементы современной базисной терапии заболеваний. Качественное оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи тормозится несвоевременным и недостаточным обеспечением лекарственными средствами. В общем, в ЕНСЗ есть что подправить. И, очевидно, многие из необходимых коррективов следует прописать в программном документе. - Какие еще аспекты вы лично рекомендовали бы проработать в программе? - Вопросы восстановительного лечения и медицинской реабилитации, которые остаются пока без должного внимания. Между тем восстребованность в данном виде лечения из года в год растет. Поэтому разработчиков программы просил бы о скорейшем пересмотре штатных норматитов восстановительных центров, введении стандартов обучения медицинского персонала, внедрении высокотехнологичного реабилитационного оборудования. Еще один момент. В госпрограмме предлагается пересмотр нормативов функционирования службы скорой медицинской помощи, введения института парамедиков (разработка и введение стандартов обучения), доукомплектования службы скорой медицинской помощи подготовленными кадрами, в том числе парамедиками. Поддерживая данное направление, считаю необходимым особо выделить в нем службу санитарной авиации. В заключение отмечу, что новая программа развития здравоохранения «Салауатты Қазақстан», безусловно, нужна. Надеюсь, она будет успешно принята и послужит улучшению здоровья наших граждан. Ольга КАЗАНЦЕВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |