|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
23.04.2010 О синдроме робота
Педагоги и психологи бьют тревогу. Проблема детской агрессивности стоит на повестке дня. Дети не умеют и не желают налаживать контакты со своими сверстниками. Они нетерпимы и убивают друг друга за мелочные обиды. Авторы психологической газеты «Мы и мир» цитируют отрывки из книги японского профессора педагогики Сиро Мураямы «Дети и школа в обществе изобилия»: «Дети посылают нам какие-то символы о своей жизни, которые мы не в состоянии расшифровать», - считает профессор. По мнению специалистов, нынче растет поколение с синдромом робота. Связано это со снижением чувствительности ко всему живому. Ребенок ищет забвение в мире техники. Отсюда эмоциональная глухота и крайняя жестокость. И Мураяма, и российские психологи, и отечественные педагоги твердят о том, что у поколения next в силу того, что родители мало им занимаются, исчезает чувство базовой защищенности. К тому же фильмы ужасов, мультики-страшилки формируют у детей угрожающий образ окружающего мира. А как протекало детство у тех, кому за сорок? Помнится, на нашей улице телевизоры были не у всех. Знания о мире дети черпали из радиопередач. У нас во дворе несколько инициативных девочек устраивали мини-спектакли. Поскольку часто звучали патриотические песни, постановки эти были соответственными. Помню, я была тогда совсем малышкой. Пятиклассница Римма устроила спектакль на тему песни о Бухенвальдском набате. Под скорбный хор песни, которую исполняли старшие дети, малышня изображала беженцев, гонимых оккупантами. Тогда все играли вместе и, конечно, чувство коллективизма было развито. А что нынче? Психологи подчеркивают, что теряется естественность чувств в общении. Общество распалось на множество атомов, и дети в том числе. Слова «мораль», «сострадание» непонятны для школьников, а вот вседозволенности хоть отбавляй. «В японских школах, - пишет Мураяма, - на видных местах вывешены номера телефонов омбудсменов, по которым можно позвонить и пожаловаться на учителя. Получается, что учитель совершенно не имеет прав. А ведь еще древние предупреждали: «Мера должна быть во всем: и в свободе, и в запретах». Повсеместно считается, что морализаторство - это плохо. Тех, кто говорит о нравственных ценностях, считают ретроградами. На самом деле, по словам психолога Вероники Сорокиной, мораль - это обязанность учитывать интересы других людей. Итак. По словам авторов газеты «Мы и мир», нашими чадами сейчас управляет ящик, за которым стоит групповой субъект, интересующийся лишь собственной наживой. В. Сорокина считает, что мораль является дверью в разумный социум. «По словам американского специалиста в области масс-медиа Дугласа Рашкоффа, детская аудитория - удобный плацдарм для запуска контркультурных программ. Как вирус запускается в компьютер, так медиавирус проникает через программы масс-медиа. Пока что и родители, и педагоги бессильны перед его напором. Но на этом поле остается один сильный игрок - это государство» - таково мнение специалиста. А пока суд да дело, дети вместо традиционных рисунков «Папа, мама и я» рисуют себя с антеннами, торчащими из головы, и с желтой полосой передатчика на лице.
Марьям ЖОЛДАСБЕКОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |