Методическая записка по измерению конкурентоспособности регионов
Республика Казахстан Программа совместных экономических исследований
Правительство Республики Казахстан обратилось с запросом к Всемирному банку о разработке методологии оценки конкурентоспособности, как на национальном, так и на региональном уровне. В данной записке представлен обзор различных подходов, используемых в экономической литературе, для оценки конкурентоспособности на национальном и региональном уровнях, а также последствия применения указанных подходов для Казахстана. Данный документ является проектом, который станет основой для дискуссий с Правительством. Методология будет прорабатываться далее в рамках подготовки Проекта территориального развития. Предлагается включить компонент по внедрению Системы мониторинга конкурентоспособности на национальном и региональном уровнях в Проект территориального развития. В первой части настоящего документа мы обобщили текущие дебаты по концепции конкурентоспособности, используя ключевые аспекты и способы измерения конкурентоспособности. Во второй - представили основные индикаторы конкурентоспособности. Третья часть рассматривает ряд примеров по реализации и использованию индикаторов конкурентоспособности, а последняя - предлагает варианты решения вопроса по оценке конкурентоспособности в Казахстане.
· Определение понятия конкурентоспособности
o Размерность конкурентоспособности Понятие конкурентоспособности корнями уходит в литературу бизнес-школ: компании конкурируют между собой за рынки и ресурсы, измеряют свою конкурентоспособность путем сравнения занимаемых ими долей рынка или нормы прибыли, и используют конкурентные стратегии для улучшения результатов своей деятельности. Предполагается, что конкурентоспособность экономики (национальной или региональной) строится по аналогичной схеме: экономики конкурируют между собой, могут измерить эффективность конкурирующего труда и реализуют определенные стратегии конкурентоспособности. Если мы переходим от категории предпринимательской деятельности к категории экономической, необходимо, чтобы данная аналогия опиралась на некие экономические параметры. Первое измерение - это конкуренция. Конкурентоспособность экономики отражается в относительных ценах на производимые ею товары и услуги, в сопоставлении с ценами на аналогичные товары и услуги, производимыми другими экономиками. Второе измерение - структурные факторы, влияющие на среднесрочную и долгосрочную эффективность экономики: производительность, инновации, навыки работающих в данной экономике и пр. Третье измерение - привлекательность экономики для фирм и работников в глобальном макроэкономическом контексте. Определение, предложенное Майклом Сторпером (1997)объединяет и суммирует эти величины измерения: Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 800 тг
|