|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
07.05.2010 Будущее предопределено
В Казахстане будет сеть центров профориентации и содействия трудоустройству молодежи. Когда говорят о молодежи, в каком-то смысле говорят о будущем страны и о ее будущих лидерах. Молодежь во всем мире считается особой социальной категорией, стратегическим ресурсом, от которого зависит, каким будет завтра той или иной страны. Однако этот ресурс требует к себе особого подхода. И для того чтобы будущие лидеры принесли пользу своей стране, нужно вовремя задействовать их силы. О том, какое завтра ждет Казахстан, сумеет ли нынешняя молодежь стать хорошими «строителями» своего государства, как сегодня решаются существующие проблемы молодежи - об этом и многом другом наш разговор с председателем попечительского совета фонда «Современное образование» Болатом Джансугуровым. - Болат, вы были депутатом маслихата, долгое время были в числе лидеров «Жас Отана», занимаетесь проблемами молодежи в фонде «Современное образование». Как вы оцениваете сегодняшний потенциал нашей молодежи как будущего кадрового резерва страны? - Безусловно, вопросы развития человеческого ресурса, человеческого капитала, коим является в большей мере молодежь, в любой стране занимают особое место. Мы уже более десяти лет продвигаем стратегию развития образования в фонде «Современное образование», пытаемся соединить теорию и практику. Я думаю, мы еще не до конца пережили последствия того периода, когда с распадом Союза на боку оказались все отрасли экономики. Тогда это в первую очередь отразилось на образовательной системе. Распалась система ПТУ и СПТУ, система профориентации учащихся, исчезло распределение выпускников. В этих условиях произошла диспропорция между специальностями - вся молодежь враз превратилась в юристов и экономистов. - Вы не понаслышке знаете о проблемах молодежи в нашей стране, особенно той части, что касается трудоустройства. Скажите, наступит ли когда-нибудь тот момент, когда молодежь, поступающая в вузы и колледжи, будет уже изначально знать, где сможет применить свои знания? - Для этого, во-первых, надо сделать вузы научной базой для инновационных технологий; во-вторых, сблизить теорию и практику, когда производственные компании становятся соучредителями вузов и тем самым получают возможность использовать научные лаборатории и научный потенциал вузов. А с другой стороны, у работодателя появляется возможность с начальных курсов задействовать талантливую молодежь, которая впоследствии будет занимать ключевые посты в этих компаниях. Возвращаясь к проектам фонда «Современное образование», надо сказать, что мы не пытаемся изобрести велосипед. Сейчас, когда глава государства определил новый этап в развитии образования вслед за тем, как мы посылали студентов в лучшие вузы мира, назрела необходимость создания вузов мирового уровня на территории республики. Вы знаете об амбициозном плане строительства в Астане крупного международного университета имени Нурсултана Абишевича Назарбаева, и мы также понимаем, что нужно приложить усилия, для того чтобы развивать и другие вузы страны, тем более, что опыт у фонда есть. Мы надеемся, что уже к концу этого года появится разветвленная сеть центров профориентации и содействия трудоустройству, так необходимая молодежи, студентам, выпускникам вузов. Есть договоренность с КазНУ им. Аль-Фараби об открытии центра в этом вузе. С этого вуза мы должны начать широкомасштабную программу по организации центров по профориентации и трудо- устройству во всех вузах республики. Надеемся на поддержку государства, вузов, работодателей. Хотя, к сожалению, в некоторых вопросах мы нередко сталкиваемся с недопониманием - например, опасением руководителей вузов, что в процессе совместной работы будет выявлен реальный процент трудоустраиваемости выпускников, который будет существенно отличаться от официально озвучиваемых вузами. - Вы считаете, что, «скрестив» вузы с производственниками, мы сможем изменить всю систему образования? - Сейчас образование значительно поменяло свою концепцию в связи с тем, что мы живем в новом мире. Мы движемся к тому, чтобы отказаться от понятия «классическое образование». Поскольку каждый день в мире происходят изменения, в том числе и в фундаментальных областях науки, к сожалению, нужно признать, что в наших школах и вузах до сих пор преподают знания позапрошлого века, которые, конечно же, интересны как история науки, но не применимы на практике. Поэтому на сегодняшний день важнейшей задачей системы образования является научить учащегося тому, как ему учиться на протяжении жизни. Помочь профессиональному определению детей. Это обязательно должно происходить с участием психологов еще на этапе средней школы. Далее нужно помочь молодому человеку в его профессиональном становлении. Это уже этап - «колледж-вуз». К процессу обязательно должны быть привлечены производственники-практики. Определив предрасположенность ребенка к тем или иным знаниям, можно сформировать индивидуальную программу для школьника. То же самое в вузе или в колледже: должна быть индивидуальная программа для каждого студента, сформированная с участием работодателя. После определения индивидуальной тактики обучения с учетом психофизических особенностей учащегося все дальнейшее обучение на 70 % может вестись им самостоятельно с использованием учебных пособий и Интернета. Интернет открывает такие возможности, которые еще недавно казались фантастическими: практически любое произведение, любой вспомогательный материал доступен посредством Интернета, а обсудить что-то или обменяться мнениями можно в социальных сетях. Таким образом мы исключаем опасность того, что мы и в школе, и в институте преподаем знания позапрошлого века, которые не пригодятся в будущем. Конечно, я не говорю, что нужно отменить фундаментальные науки, они, безусловно, нужны. Математика, физика, история должны даваться, но не в той мере, в которой сейчас они «вливаются» гигабайтами в головы молодых людей, которые в результате превращаются в знающих, но не делающих. Знающих, но нереализованных специалистов. Вообще, говоря об образовании, нужно сказать, что для государства это тот стержень, на котором держатся и государственность, и культура. Повышение уровня образованности граждан в конечном итоге ведет к снижению преступности, воспитывает граждан, уважающих своих родителей, культуру и историю. - Сегодня многие говорят о том, что у государства нет четкой линии в вопросах, касающихся воспитания. С экранов телевизоров и в модных журналах идет насаждение культуры других стран. Что вы думаете по этому вопросу? - Образовался некий вакуум, опять же связанный с экономической ситуацией. И прав президент, который говорит, что в первую очередь все зависит от экономики. Когда людям было нечего есть, это отразилось на их культуре, на их восприимчивости к цивилизованному миру, психологии. Яркий пример - состояние киргизского общества. Поэтому, когда мы занимались экономикой, образовался некоторый пробел в культуре. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Оно стало заполняться западными ценностями. Я сам слушал рэп, носил широкие штаны, бейсболки. И это не самое страшное, что происходило. Вы знаете, что 80 процентов нашего телевидения - это российские музыкальные каналы, фильмы, КВН. В них на самом деле очень много хорошего, но, для того чтобы формировать государство с собственной идеологией, нужно, конечно, образовывать свой «стержень». В противном случае завтра рэпер Тупак Шакур громко крикнет, поднимет флаг, и вся наша молодежь пойдет за ним. На самом деле это не пустые слова: определенная часть нашей молодежи знает английский язык, не зная родного языка. Но в то же время делать кардинальных движений в этом направлении нельзя. Мы должны импортировать и впитывать все самое хорошее, иначе мы превратимся в туркменский или иранский режим. Для меня примером в этом плане является политика председателя партии «Нур Отан». Потому что, когда я слышу крайнее мнение, что надо все менять, я вспоминаю азербайджанского водителя, подвозившего меня как-то в командировке в городе Баку. Он сказал: «Ты знаешь, мы - не- счастное общество, потому что с распадом Советского Союза мы выгнали всех русских и сейчас варимся в своем котле. Какие счастливые вы, вы - богатое общество, которое уважает друг друга». В этих словах простого водителя глубокая мысль, и я, и вся молодежь очень благодарны президенту за то, что в течение этого долгого времени мы с большой внимательностью относились к вопросам интернациональной дружбы и взаимоуважения. Вместе с тем мы сейчас движемся к тому, чтобы у нас возрождалась и развивалась своя культура - своя эстрада, свое кино. И хороший пример этому - последнее яркое событие - фильм «Келин». Я знаю режиссера этого фильма, захотелось познакомиться с ним после просмотра фильма. Мне кажется, что картина содержит в себе историю нашего народа, культуру. Фильм, который действительно заслуживает того, чтобы молодые люди его посмотрели. Пускай, может быть, автор гротескно что-то выражает, но нужно понимать, что это киноискусство, которое по-другому не привлечет внимание зрителей. В фильме очень много уважения к семье. То, что этот фильм был отмечен в составе претендентов на «Оскар», говорит о том, что фильм не имеет национальных границ, а имеет общечеловеческую ценность, в фильме показаны настоящая дружба, настоящие отношения, любовь, отношение к религии, это реальная история тенгрианцев. Для молодежи этот фильм имеет массу воспитательных моментов, учит отношению к матери. Мать - это самое святое, что есть у человека. Государство должно стимулировать появление таких произведений, оказывающих глубокое духовно-воспитательное влияние на молодежь - с одной стороны, и создающих положительный имидж Казахстана - с другой.
Беседовала Карина КОЖАЕВА, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |