|
|
|
Источник: Газеты «Мегаполис» (www.megapolis.kz)
10.05.2010 Демпингуют и… выигрывают
В последние несколько лет объемы товаров и услуг, закупаемых государственными ведомствами и компаниями Казахстана, превышают 700 миллиардов тенге. Ежегодный рост составляет 60-70 миллиардов. Естественно, вместе с ростом государственных расходов растут и аппетиты чиновников-казнокрадов. - Буквально в апреле текущего года мы проводили «круглый стол» по проблемам сферы государственных закупок. Пригласили реальных предпринимателей, представителей районных акиматов Алматы, городской акимат Алматы, позвали Министерство индустрии и новых технологий и Министерство финансов. Кроме министерств, все остальные подтвердили своё участие, но в конце концов от государственных органов явился только один человек - представительница Бостандыкского районного акимата. Вот вам показатель отношения чиновников к проблемам в сфере государственных закупок. Видимо, чиновники полагают, что в этой сфере проблем уже не осталось, тем более с этого года закуп осуществляется через электронную систему, цель которой достойна и понятна - исключить коррупцию. Но в электронной системе закупа существует масса проблем. В первую очередь внедрение электронной системы закупа, к сожалению, не исключило принципа: чем ниже цена, тем выше шансы выиграть тендер. Ключевым фактором, как и раньше, остается цена. То есть это основной критерий. Поэтому участники тендеров продолжают предлагать продукцию по заниженным ценам. Фактически недобросовестные поставщики демпингуют и выигрывают. В итоге организации, закупающие товары или услуги, получают их не самого высокого качества. Это касается очень важных сфер жизни, к примеру, питания детей в детских садах или питания школьников. При этом серьезные ТОО, имеющие материально-техническую базу, склады и так далее, проигрывают, а какие-нибудь полулегальные ТОО или индивидуальные предприниматели, у которых, кроме портфеля с документами, ничего нет, выигрывают. Последние покупают товар на каких-нибудь барахолках и поставляют госведомству, но ведь есть вопрос качества. Разумеется, такое случается не всегда и не везде, но все-таки. Маразм ещё и в том, что для каждого вида товара необходимо заключать отдельные договоры. К примеру, отдельно для карандашей, отдельно для ручек, отдельно для скрепок и так далее. В качестве бонуса ещё один минус электронной системы - недоработанный и неудобный интерфейс сайта госзакупок. На этом сайте нет четкого классификатора или рубрикатора, называйте как хотите. Из-за этого всё доходит до абсурда: канцелярские товары могут стоять рядом со стиральным порошком, к примеру. Очень сложно во всем этом информационном бардаке разобраться. Сейчас очень модна тема казахстанского содержания. Её обсуждают на каждом углу все кому не лень. Но мало кто говорит о том, что электронная система государственного закупа не дает никакого приоритета отечественным товаропроизводителям. Если при обычном закупе наши ещё имеют какие-то дополнительные баллы, то электронная версия этого не учитывает. Да и есть ли смысл ставить какие-то ограничения? Ведь на деле всё это весьма формально. Что значит казахстанский производитель? В тендере за отечественного поставщика принимается любое предприятие, зарегистрированное в Казахстане. Пусть даже на деле это филиал какой-нибудь иностранной фирмы. Скажем, есть отечественный производитель мебели и есть другое предприятие, импортирующее дешевую мебель из Китая. В тендере, как я уже говорил выше, выигрывает тот, который предлагает более дешевый товар. А то, что государственные ведомства, по сути, вливают бюджетные деньги наших налогоплательщиков в поддержку экономики Китая - это дело десятое. Другая серьезная проблема - оплата за поставленные товары. По действующему законодательству поставщик поставляет товар, и только через 30 банковских дней, а это практически 60 календарных, то есть два месяца, он получает свои деньги от государственного ведомства. Это, мягко говоря, не очень удобно. По сути, всё это время бизнес кредитует государственные организации, причем безо всяких там процентов. На «круглом столе» от предпринимателей поступило предложение сократить срок оплаты хотя бы до десяти банковских дней. Ещё одна проблема: уже после того, как предприятие выиграло тендер, госорганы вдруг начинают просить то одну справку, то другую, то оригинал устава, то ещё какие-то документы. А где же решение тендерной комиссии? Какие к предприятию могут быть вопросы, если оно уже признано победителем и все, что нужно было, надо было проверить еще вчера? Такое ощущение, как будто намерено всё это делается. Может, наши чиновники привыкли, что поставщики товаров и услуг дают деньги за то, что у них покупают товар или услуги? Что скрывать, такие факты имели место. Несмотря на то, что возбуждается куча уголовных дел, откаты все равно существуют. И наше законодательство это позволяет. Когда-то мы и некоторые другие бизнес-объединения высказывали массу критических замечаний, когда действующий текст закона о государственных закупках только разрабатывался. Но наши предложения не были учтены. К тому же, надо признать, что пока не все предприниматели знакомы с электронной системой государственного закупа. Да, действительно, электронный закуп дает приличную экономию бюджетных средств. Согласен. Давайте будем работать в этом формате и весь государственный закуп переведем на электронную систему. Но для начала нужно, учитывая предложения реального бизнеса, довести существующую систему до ума.
Тимур НАЗХАНОВ, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |